ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-550/20 от 26.03.2020 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-550/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

26 марта 2020 года

Октябрьский районный суд <адрес>

в составе

председательствующего судьи Николаевой Л.В.,

при секретаре Хамзиной Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Пензе административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в переименовании объекта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что является собственником жилых помещений с кадастровыми номерами 58:29:1001016:693, 58:29:1001016:694, 58:29:1001016:695, 58:29:1001016:696, 58:29:1001016:697, 58:29:1001016:698, 58:29:1001016:699, 58:29:1001016:700, 58:29:1001016:701, расположенных в здании с кадастровым номером 58:29:1001016:104, назначение: нежилое, количество этажей - 1, общая площадь 159,5 кв.м., по адресу: <адрес>, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 58:29:1001016:576, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - блокированные жилые дома (2-3 этажа), площадью 767 кв.м. В связи с фактическим использованием объекта недвижимости с кадастровым номером 58:29:1001016:576 в качестве многоквартирного жилого дома ФИО1 обратилась в Администрацию города Пензы с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос об изменении наименования объекта недвижимости с кадастровым номером 58:29:1001016:576 с «нежилое здание» на «многоквартирный жилой дом». К заявлению в качестве приложения указана копия технического плана. В письме от 27.12.2019 № 10326 Администрация г. Пензы полагает, что не обладает полномочиями по принятию решения (акта) об изменении наименования здания. Административная процедура по изменению наименования объекта недвижимости отсутствует. А также назначение здания, как дополнительная характеристика объекта, изменяется в ЕГРН органом регистрации прав в уведомительном порядке - по заявлению правообладателя такой недвижимости. Истец полагает, что отсутствуют законные основания для отказа в принятии указанных выше изменений об объекте недвижимости. В рассматриваемом случае истцом как собственником объекта недвижимости принято решение об изменении наименования нежилого здания. Данные сведения не предусмотрены частями 1 - 3 статьи 38 Федерального закона №218-ФЗ и не подлежат внесению в кадастр недвижимости в уведомительном порядке, следовательно, в силу части 3 статьи 8 названного закона могут быть изменены на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления. Нежилое здание имеет наименование «нежилое здание». Волеизъявление собственника нежилого здания на присвоение ему наименования «многоквартирный жилой дом» связано с расположением в указанном здании жилых помещений с кадастровыми номерами 58:29:1001016:693, 58:29:1001016:694, 58:29:1001016:695; 58:29:1001016:696; 58:29:1001016:697, 58:29:1001016:698, 58:29:1001016:699, 58:29:1001016:700, 58:29:1001016:701. Техническими нормами и правилами могут быть установлены специальные санитарно-эпидемиологические, пожарные и иные требования к «многоквартирному жилому дому». Таким образом, изменение наименования объекта недвижимости может быть связано с изменением его функционального назначения. Следовательно, подлежит выяснению вопрос о соответствии существующего нежилого здания нормативно-технической документации, предусматривающей специальные требования к «многоквартирному жилому дому». Исходя из норм частей 2, 2.1, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. «Нежилое здание» можно использовать в качестве «многоквартирного жилого дома», если Правилами землепользования и застройки для соответствующей территориальной зоны предусмотрено размещение «многоквартирного жилого дома», а само нежилое здание соответствует требованиям, предъявляемым к «многоквартирному жилому дому». С учетом того, что изменение именования нежилого здания связано с изменением его функционального назначения, документом, необходимым для осуществления кадастрового учета таких изменений сведений об объекте, является акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Изложенный в письме Администрации г. Пензы от 27.12.2019 № 10326 отказ в принятии решения противоречит нормам статей 8, 13, 38 Федерального закона №218-ФЗ, статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, нарушает права и законные интересы истца, поскольку лишает его возможности использовать здание с кадастровым номером 58:29:1001016:104 по своему усмотрению. Просит суд признать недействительным, оформленный письмом от 27.12.2019 № 10326, отказ Администрации г. Пензы по ее обращению о переименовании объекта недвижимости с кадастровым номером 58:29:1001016:104, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Администрацию г. Пензы принять соответствующее решение по результатам ее обращения о переименовании объекта недвижимости с кадастровым номером 58:29:1001016:104, расположенного по адресу: <адрес>.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного истца ФИО2, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в нем, иск просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что поскольку на праве собственности истцу принадлежат жилые помещения, переведенные в указанную категорию из нежилых помещений, истец имеет право на обращение с вопросом об изменении наименования объекта (дополнительной характеристики) с «нежилого здания» в «многоквартирный жилой дом». Полагает, что разрешение указанного вопроса относится к компетенции органа местного самоуправления - администрации г. Пензы.

Представитель администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее, представитель ответчика ФИО3 с исковыми требованиям не согласилась, в судебном заседании, а также в отзыве на иск указывая на то, что в компетенцию администрации г. Пензы не входят полномочия по изменению назначения здания. Порядок изменения назначения объекта капитального строительства законодательством федерального уровня не урегулирован. Назначение здания, как дополнительная характеристика объекта, изменяется в ЕГРН органом регистрации прав в уведомительном порядке-по заявлению правообладателя такой недвижимости.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилых помещений с кадастровыми номерами 58:29:1001016:693, 58:29:1001016:694, 58:29:1001016:695, 58:29:1001016:696, 58:29:1001016:697, 58:29:1001016:698, 58:29:1001016:699, 58:29:1001016:700, 58:29:1001016:701, расположенных в здании с кадастровым номером 58:29:1001016:104, назначение: нежилое, количество этажей - 1, общая площадь 159,5 кв.м., по адресу: <адрес>, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 58:29:1001016:576, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - блокированные жилые дома (2-3 этажа), площадью 767 кв.м.

Помещение № 9 с кадастровым номером 58:29:1001016:701, помещение №8 с кадастровым номером 58:29:1001016:700, помещение № 7 с кадастровым номером 58:29:1001016:696, помещение № 6 с кадастровым номером 58:29:1001016:698, помещение №5 с кадастровым номером 58:29:1001016:697, помещение №4 с кадастровым номером 58:29:1001016:696, помещение № 3 с кадастровым номером 58:29:1001016:695, помещение №2 с кадастровым номером 58:29:1001016:694, помещение №1 с кадастровым номером 58:29:1001016:693 переведены из категории нежилое помещение в нежилом здании по адресу: <адрес> жилое помещение с целью его эксплуатации в качестве квартиры администрацией г. Пензы ( постановление от 28.10.19г. №2073/8, №2073/7, №2073/6, №2073/5, №2073/4, №2073/3, №2073/2, №2073/1).

В связи с фактическим использованием объекта недвижимости с кадастровым номером 58:29:1001016:576 в качестве многоквартирного жилого дома, нахождением в здании жилых помещений, принадлежащих истцу на праве собственности, необходимости регистрации права на жилые помещения в органах Росреестра, ФИО1 обратилась в Администрацию города Пензы с заявлением об изменении наименования объекта недвижимости с кадастровым номером 58:29:1001016:576 с «нежилое здание» на «многоквартирный жилой дом».

В письме от 27.12.2019 № 10326 Администрация г. Пензы отказала в данном переименовании.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ).

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ).

В силу пункта 11 части 5 статьи 8 Федерального закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.

Согласно частям 2, 3 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав:в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

в уведомительном порядке в случаях, установленных Законом N 218-ФЗ.

Как следует из административного искового заявления, ФИО1 обратилась в администрацию г. Пензы об изменении наименования объекта недвижимости.

В настоящее время ей заявлены аналогичные требования (переименование объекта недвижимости).

Вместе с тем, наименование объекта недвижимости - это дополнительная характеристика объекта недвижимости. Как правило, оно соответствует его функциональному использованию (например, офисное здание, склад).

Такая характеристика, как назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание, в соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 8 Закона №218-ФЗ подлежат внесению в ЕГРН в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.

При этом данная норма определяет именно изменение назначения здания, а не наименования, как полает административный истец.

Кроме того, как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась в администрацию г. Пензы с требованием об изменении сведений в «назначение нежилое здание на назначение многоквартирный жилой дом», что подтверждает намерение внести изменение в назначение объекта недвижимости, а не в его наименование.

Между тем, в предъявляемых в настоящее время требованиях к администрации г. Пензы, ФИО1 просит признать незаконным отказ №10326 от 27.12.19г. по обращению переименования объекта недвижимости.

По мнению суда, изменение назначения знания с нежилого на жилое путем переименования объекта недвижимости не представляется возможным, поскольку по сути, изменение назначения здания является следствием изменения иных характеристик, которые меняются в зависимости от законодательно установленных требований, предъявляемых к зданиям того либо иного назначения.

В связи с указанным, суд полагает законным отказ Администрации г. Пензы внести изменения в наименование здания в связи с отсутствием у нее на то полномочий.

Поскольку административный истец, по сути, заявляет требования об оспаривании действий администрации г. Пензы в части отказа изменить назначение здания, суд приходит к следующему.

Из письма Минэкономразвития РФ от 24.04.2017г. № ОГ-Д23-4974 следует, что в соответствии с п. 9, п. 10, п. 11 ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации в ЕГРН вносятся в качестве дополнительных сведения, в том числе, о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; о наименовании здания при наличии такого наименования. При этом по заявлению собственника объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены только основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых назначение здания, а также наименование здания не относятся.

Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определен порядок изменения назначения помещений (глава 4), однако, порядок изменения назначения здания законодательством Российской Федерации не установлен. Так же необходимо учитывать, что изменение назначения помещения в здании не влечен в бесспорном порядке изменение назначения здания, в котором такое помещение расположено.

В случае если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 Закона N 218-ФЗ сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 Закона N 218-ФЗ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о внесении соответствующих сведений в ЕГРН самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Действующим законодательством не определена компетенция органов местного самоуправления в вопросе изменения назначения здания, а так же процедура изменения назначения здания, в связи с чем административный ответчик обоснованно отказал истцу в данном требовании.

Так же по мнению суда административный истец не учел следующее:

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", с 01.07.2015 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 384-ФЗ. В п. 38 данного Перечня указан СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" (СП 54.13330.2011). Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 - СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные, утвержден Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N883/np

Так, в соответствии с пунктом 3.4 здание многоквартирное определяется, как жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы.

Понятие многоквартирного дома содержится и в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", пунктом 6 которого определено, что многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 указанного Кодекса).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного пользования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты.

Под градостроительными регламентами понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные и минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства и др. (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ), которые включают, в частности, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пункт 2 части 1 статьи 38 ГрК РФ).

Частью 3 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

В силу части 2 статьи 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 статьи 38 ГрК РФ размеры и параметры, их сочетания.

Из приведенных норм следует, что к такому строению как многоквартирный жилой дом действующим законодательством предъявляется ряд обязательных к соблюдению требований в области жилищного, земельного, противопожарного и иного законодательства и изменение наименование или назначения объекта недвижимости в том порядке, что предлагает административный истец, направлено на обход процедуры легализации объекта недвижимости.

Для принятия решения о присвоения зданию назначения «многоквартирный жилой дом» необходимо его строгое соответствие градостроительным, техническим, санитарным и иным нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации.

По мнению суда, разрешение данного вопроса возможно в судебном порядке путем предъявления требования об изменение назначения здания.

Таким образом, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд не находит оснований для признания отказа администрации города Пензы, оформленного письмом от 27.12.2019 № 10326, незаконным.

Оспариваемым решением не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца ФИО4,

Согласно статьям 218, 226, 227 КАС РФ для признания незаконным решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушением этим прав и законных интересов заявителя.

Однако наличие в совокупности двух условий в данном случае не имеется. Оснований для признания отказа администрации города Пензы, оформленного письмом от 27.12.2019 № 10326, по обращению ФИО1 о переименовании объекта недвижимости с кадастровым номером 58:29:1001016:104, расположенного по адресу: <адрес> и обязании ответчика принять соответствующее решение о переименовании объекта недвижимости не имеется.

На основании изложенного, административное исковое заявление ФИО8 к администрации города Пензы подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в переименовании объекта недвижимости с кадастровым номером с кадастровым номером 58:29:1001016:104, расположенного по адресу: <адрес> и обязании принять соответствующее решение о переименовании объекта недвижимости, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27.03.2020г.

Председательствующий