Дело № 2а-550/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Называевск 19 ноября 2021 года
Называевский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи В.А. Шумилиной,
с участием прокурора Лукьяновой О.Ш.
при секретаре судебного заседания Бушуевой И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием аудиопротоколирования административное исковое заявление Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Утинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести анализ правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и разместить результаты проведенного анализа правоприменительной судебной практики администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте
УСТАНОВИЛ:
Называевский межрайонный прокурор обратился в Называевский городской суд <адрес> с указанным административным иском к ответчику, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Утинского сельского поселения Называевского муниципального района, в результате которой установлено, что план противодействия коррупции в сельском поселении такого мероприятия как рассмотрение в администрации сельского поселения не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления сельского поселения и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, не предусматривает.
В связи с указанным, в нарушение вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции в администрации Утинского сельского поселения в 2020 году вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений 1 раз в квартал не рассматривались, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации не публиковались.
Вместе с тем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеются 7 вступивших в законную силу решений Называевского городского суда Омской области о признании бездействия администрации Утинского сельского поселения незаконным. Однако, указанная правоприменительная судебная практика в установленном законом порядке не анализировалась, на официальном сайте в сети «Интернет» не размещалась.
Таким образом, меры по профилактике коррупции администрацией Утинского сельского поселения, не принимаются, не исполняются такие основные принципы противодействия коррупции как приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, что может привести к совершению коррупционных правонарушений со стороны органа местного самоуправления и его должностных лиц.
В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Утинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из ответа на представление следует, что администрацией Утинского сельского поселения до настоящего времени указанная информация не размещена.
Указанные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственным за данное направление работником, а также ослабленного контроля со стороны главы сельского поселения. Просит признать незаконным бездействие администрации Утинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по проведению анализа правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, а также не размещении результатов анализа правоприменительной судебной практике на официальном сайте администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Утинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области провести анализ правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и разместить результаты проведенного анализа правоприменительной судебной практики администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте.
В судебном заседании прокурор Лукьянова О.Ш. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще уведомлен, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Выслушав заключение прокурора, изучив доводы административного искового заявления и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу п. 38 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В соответствии с п. 4.1 ст. 36 и п. 9.1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования и местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Согласно п.п. «а» п.1 ст. 1 ФЗ № 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.
В п.2.1 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения одной из мер - рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
В соответствии с п. 20 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе, являются повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
Аналогичные обязанности по профилактике коррупции закреплены Законом Омской области от 29.06.2017 № 1983-ОЗ «О противодействии коррупции в Омской области.
Согласно п. 3 ст. 9 Закона № 1983-ОЗ одной из мер по профилактике коррупции является рассмотрение в государственных органах Омской области не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) данных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регулируются отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1, 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
В силу ч.2.1 ст. 7 Федерального закона № 8-ФЗ Общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
На основании п. 7 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании, план противодействия коррупции в сельском поселении такого мероприятия как рассмотрение в администрации сельского поселения не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления сельского поселения и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, не предусматривает.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции в администрации Утинского сельского поселения в 2020 году вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений 1 раз в квартал не рассматривались, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации не публиковались.
Вместе с тем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеются 7 вступивших в законную силу решений Называевского городского суда Омской области о признании бездействия администрации Утинского сельского поселения незаконным. Однако, указанная правоприменительная судебная практика в установленном законом порядке не анализировалась, на официальном сайте в сети «Интернет» не размещалась.
Таким образом, меры по профилактике коррупции администрацией Утинского сельского поселения, не принимаются, не исполняются такие основные принципы противодействия коррупции как приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, что может привести к совершению коррупционных правонарушений со стороны органа местного самоуправления и его должностных лиц.
В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Утинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из ответа на представление следует, что администрацией Утинского сельского поселения до настоящего времени указанная информация не размещена.
При указанных обстоятельствах исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.3 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.16 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, поскольку административный ответчик в лице администрации сельского поселения освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Называевского межрайонного прокурора Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Утинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по проведению анализа правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, а также не размещении результатов анализа правоприменительной судебной практике на официальном сайте администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Утинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области провести анализ правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и разместить результаты проведенного анализа правоприменительной судебной практики администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте.
Освободить администрацию Утинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Называевский городской суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 22.11.2021 на 6 стр.
Судья В.А. Шумилина