ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5519/2023 от 13.12.2023 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-5519/2023

УИД: 47RS0005-01-2023-005694-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2023 года г. Выборг

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой Ю. С.,

при секретаре Юзовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новикова Вадима Георгиевича к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, и.о. председателя Комитета по управлению муниципальным имущество и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области Рупышевой М.А. о признании незаконным решения об отказе в исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении границ земельных участков, об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении границ земельных участков, об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ земельных участков.

В обоснование административного иска указал, что является собственником земельных участков площадью 103000+/-75 кв.м с кадастровым номером и площадью 97000+/-68 кв.м с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

При подготовке документов по планировке территории участков выяснилось, что границы указанных участков накладываются на земли лесного фонда.

Дата административный истец обратился в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области с заявлением, в котором просил привести сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН.

Письмом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от Дата Новикову В.Г. было сообщено, что его вопрос будет рассмотрен на заседании межведомственной рабочей группы в порядке очередности. Сведения о наложении границ принадлежащих ему земельных участков не исключены из лесного реестра.

Считая бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области неправомерным и нарушающим права и законные интересы административного истца, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия Комитета природных ресурсов Ленинградской области незаконным, об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ земельных участков на земли лесного фонда.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от Дата по административному делу № в удовлетворении административных исковых требований Новикова Вадима Георгиевича к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ участков отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда, административным истцом была подана апелляционная жалоба на указанное решение суда.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от Дата постановлено решение Выборгского городского суда Ленинградской области от Дата отменить, принять новое решение. Требования Новикова Вадима Георгиевича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в уклонении от исключения из государственного лесного реестра сведений о наложении границ Рощинского лесничества на границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанность исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», принадлежащего на праве собственности Новикову Вадиму Георгиевичу.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области рассмотреть заявление Новикова Вадима Георгиевича, датированное Дата (входящий № ) об исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, направив ответ заявителю в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Письмом от Дата Комитет по природным ресурсам отказался исполнить апелляционное определение от Дата в добровольном порядке в связи с его обжалованием в кассационном порядке.

Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от Дата было отказано в удовлетворении кассационной жалобы Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на апелляционное определение от Дата.

Административный истец повторно обратился в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области с заявлением от Дата с целью исполнения комитетом апелляционного определения от Дата в части исключения из государственного лесного реестра сведений о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером .

Письмом от Дата административный ответчик сообщил об отказе исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка административного истца с кадастровым номером , сославшись на решение Межведомственной рабочей группы от Дата, оформленное Протоколом № .

Административный истец считает, что данный отказ противоречит закону, нарушает его права и законные интересы, создает препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов административного истца, поскольку административный истец лишен возможности получить в отношении земельного участка градостроительный регламент и проект планировки территории.

На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным решение Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выраженное в письме от Дата, об отказе в исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении на границы земель лесного фонда (Рощинского лесничества) границ земельного участка, имеющего кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в срок не позднее 10 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ земельного участка, имеющего кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, на границы земель лесного фонда (Рощинского лесничества с кадастровым номером ).

В ходе судебного рассмотрения дела, исходя из характера возникших спорных правоотношений, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена и.о. председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области Рупышева М.А.

Административный истец, административные ответчики, заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили, об уважительности неявки в суд не сообщили.

Учитывая положения части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст. 59, 60, 61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Новиков В.Г. является собственником земельных участков площадью 103000+/-75 кв.м с кадастровым номером и площадью 97000+/-68 кв.м с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке Дата.

При подготовке документов по планировке территории участков выяснилось, что границы указанных участков накладываются на земли лесного фонда.

Дата административный истец обратился в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области с заявлением, в котором просил привести сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН.

Письмом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от Дата Новикову В.Г. было сообщено, что его вопрос будет рассмотрен на заседании межведомственной рабочей группы в порядке очередности. Сведения о наложении границ принадлежащих ему земельных участков не исключены из лесного реестра.

Считая бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области неправомерным и нарушающим права и законные интересы административного истца, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия Комитета природных ресурсов Ленинградской области незаконным, об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ земельных участков на земли лесного фонда.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от Дата по административному делу № в удовлетворении административных исковых требований Новикова Вадима Георгиевича к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ участков отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда, административным истцом была подана апелляционная жалоба на указанное решение суда.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от Дата постановлено решение Выборгского городского суда Ленинградской области от Дата отменить, принять новое решение. Требования Новикова Вадима Георгиевича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в уклонении от исключения из государственного лесного реестра сведений о наложении границ Рощинского лесничества на границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанность исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», принадлежащего на праве собственности Новикову Вадиму Георгиевичу.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области рассмотреть заявление Новикова Вадима Георгиевича, датированное Дата (входящий № ) об исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, направив ответ заявителю в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Письмом от Дата Комитет по природным ресурсам отказался исполнить апелляционное определение от Дата в добровольном порядке в связи с его обжалованием в кассационном порядке.

Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от Дата было отказано в удовлетворении кассационной жалобы Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на апелляционное определение от Дата.

Административный истец повторно обратился в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области с заявлением от Дата с целью исполнения комитетом апелляционного определения от Дата в части исключения из государственного лесного реестра сведений о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером .

Письмом от Дата административный ответчик сообщил об отказе исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка административного истца с кадастровым номером , сославшись на решение Межведомственной рабочей группы от Дата, оформленное Протоколом № .

По данным государственного лесного реестра спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда Российской Федерации. В соответствии с лесоустроительными материалами данные земельный участок частично располагается в квартале 53 выделах 15, 16. Рябовского сельского участкового лесничества Рощинского лесничества, что подтверждается выкопировкой с планшета Рябовского сельского участкового лесничества.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно абз. 3 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

В силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 9 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Действующим законодательством не допускается отнесение одного земельного участка к нескольким категориям земель, для взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее – Федеральный закон № 280-ФЗ).

Частью 3 статьи 5 Федерального закона № 280-ФЗ установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона № 280-ФЗ положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:

1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;

2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий административному истцу, не относится к числу исключений, установленный частью 6 статьи Федерального закона № 280-ФЗ.

В силу части 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечением допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Указанным критериям земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий административному истцу, соответствует. Так, сведения о земельном участке ка ко лесном участке в ЕГРН не внесены; правом аренды земельный участок не обременен; право собственности на земельный участок предыдущего правообладателя ООО «Филадельфия» возникло до 1 января 2016 года, а именно, в 2014 году.

Как следует из выписки из ЕГРН, имеющейся в материалах дела, земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером , отнесенного к категории: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства. Данный земельный участок был снят с кадастрового учета в 2014 году, сведения о том, что он располагался в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков, в выписке из ЕГРН отсутствуют.

В соответствии со сведениями, указанными в ЕГРН, границы земельного участка с кадастровым номером установлены решением Выборгского городского суда Ленинградской области от Дата по гражданскому делу № , вступившим в законную силу Дата.

В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области являлся стороной по гражданскому делу № , ввиду чего выводы судебного решения по данному делу являются для него обязательными.

Описание границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Новикову В.Г., содержится в ЕГРН, тогда как координаты характерных точек границ земельного участка Рощинского лесничества в ЕГРН отсутствуют.

В соответствии с данными публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером расположен в границах пос. Ленинское, что подтверждается сведениями, предоставленными Комитетом градостроительной политики Ленинградской области.

С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на учет в 2014 году, имеет категорию «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», расположен в пос. Ленинское, у административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области отсутствовали основания для отказа в исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении границ спорного земельного участка на земли лесного фонда.

В соответствии с Протоколом заседания № Межведомственной рабочей группы от Дата в отношении земельного участка с кадастровым номером принято решение о применении кода 11.4 – оспаривание возникновения прав.

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области входит в состав Межведомственной рабочей группы наряду с представителями других ведомств. При этом, именно комитет является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на внесение изменений в лесной реестр. Поскольку сведения об исключении спорного земельного участка из лесного реестра административным ответчиком не представлены, суд полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению, поскольку имеются основания для признания незаконным решения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выраженного в письме от Дата, об отказе в исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении на границы земель лесного фонда (Рощинского лесничества) границ земельного участка, имеющего кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, и для обязания Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в срок не позднее 10 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ земельного участка, имеющего кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, на границы земель лесного фонда (Рощинского лесничества).

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Новикова Вадима Георгиевича к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, и.о. председателя Комитета по управлению муниципльным имущество и градостроительсву администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области Рупышевой М.А. о признании незаконным решения об отказе в исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении границ земельных участков, об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ земельных участков – удовлетворить.

Признать незаконным решение Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выраженное в письме от Дата, об отказе в исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении на границы земель лесного фонда (Рощинского лесничества) границ земельного участка, имеющего кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в срок не позднее 10 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении границ земельного участка, имеющего кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, на границы земель лесного фонда (Рощинского лесничеств

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья: Ю.С. Грачева

Мотивированное решение изготовлено 18.12.2023.