Дело 2а-551/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Парикова Н. А.,
с участием административного истца – представителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сутягина А.А.,
административного ответчика – представителя администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Плисова В.К.,
при секретаре Абрамовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Юрьевецкого района Ивановской области о признании незаконным бездействия администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области по непринятию мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории местного значения и возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учёт особо охраняемых природных территорий местного значения,
У С Т А Н О В И Л:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился с административным исковым заявлением в Юрьевецкий районный суд Ивановской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области по непринятию мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории местного значения и возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учёт особо охраняемых природных территорий местного значения.
Административное исковое заявление мотивировано следующим.
Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях местного значения, в ходе которой установлено, что администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области ненадлежащим образом осуществляются полномочия по охране и использованию особо охраняемых природных территорий местного значения.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природной, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.
Категории ООПТ местного значения в Ивановской области определены Законом Ивановской области от 06. 05. 2011 года №39-ОЗ (в редакции от 06. 10.2015 года) «Об особо охраняемых природных территориях Ивановской области».
Решением Юрьевецкого районного Совета депутатов от … года №… сформирована ООПТ местного значения – острова на р. … «Асафовы горы».
В настоящее время все необходимые мероприятия по оформлению ООПТ местного значения Юрьевецкого района не проведены. Не принят нормативный правовой акт, устанавливающий режим охраны ООПТ местного значения, описывающий цели создания, порядок использования объекта, не определена категория ООПТ, её границы. Сведения о природном объекте особой охраны не включены в государственный кадастр недвижимости.
Как следствие, не осуществляется надлежащий муниципальный контроль в области охраны и использования ООПТ. Отсутствует полноценная информация о состоянии ООПТ местного значения. За неимением достоверных, полных сведений о географическом положении и границах имеющихся ООПТ, созданы условия для нарушения правового режима их использования, что может привести к их фактической утрате, потере эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Выявленные нарушения закона не обеспечивают защиту гарантированного ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование ООПТ.
На основании изложенного, и руководствуясь ч. 1 ст. 39, ст. 218 КАС РФ и ст. 27 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» просит суд
- Признать незаконным бездействие администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области по непринятию мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории местного значения «острова на р. Волга «Асафовы горы», а также по направлению в орган кадастрового учёта документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет её границ.
Обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (ИНН 3727002373 ОГРН 1023701728478) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить и описать границы особо охраняемой природной территории местного значения «острова на р. Волга «Асафовы горы» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
Обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (ИНН 3727002373 ОГРН 1023701728478) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы вышеуказанной особо охраняемой природной территории местного значения, для постановки на государственный кадастровый учёт её границы.
Представитель истца - Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – старший помощник прокурора Сутягин А.А. административные исковые требования поддержал, изложенное в заявлении подтвердил.
Представительответчика – администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области – начальник отдела развития инфраструктуры Плисов В.К. с исковыми требованиями согласился.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природной, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов, городского округа, в соответствии с положениями об особо охраняемых природных территориях.
Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории.
Перечень сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьёй 10 вышеназванного Федерального закона. К указанным сведениям относятся описание местоположения границ зон, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявшим решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Статьёй 15 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органа местного самоуправления в срок не более, чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территории, представить в орган кадастрового учёта документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в случае необходимости, составления карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения.
Пункт 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ гласит, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр недвижимости после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).
В силу ч. 3 ст. 2 указанного Федерального закона категории особо охраняемых природных территорий местного значения устанавливаются Законами субъектов Российской Федерации.
Категории ООПТ местного значения в Ивановской области определены Законом Ивановской области от 06.05.2011 года №39-ОЗ ( в редакции от 06.10.2015 года) «Об особо охраняемых природных территориях Ивановской области».
Решением Юрьевецкого районного совета депутатов от … года №… (л.д.17) статус особо охраняемой природной территории Юрьевецкого района присвоен островам на р. … «Асафовы горы» общей площадью … га.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях местного значения установлено, что администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области ненадлежащим образом осуществляются полномочия по охране и использованию особо охраняемых природных территорий местного значения, в частности «острова на р. Волга «Асафовы горы». Из ответа исполняющего обязанности главы Юрьевецкого муниципального района Круглова Д.А. от …года (л.д.20) следует, что представление природоохранного прокурора рассмотрено. Принято решение в первую очередь определить границы ООПТ, в дальнейшем подготовить нормативный правовой акт, устанавливающий режим охраны ООПТ, цели создания, порядок использования, постановку на кадастровый учёт. Из ответа того же руководителя от 21 июля 2016 года (л.д.23) следует, что в настоящее время администрацией Юрьевецкого муниципального района проводятся следующие мероприятия: выделение денежных средств на проведение комплексных кадастровых работ в целях установления границ ООПТ для дальнейшей постановки на учёт; разработка нормативно-правового акта с целью установки режима охраны ООПТ. Таким образом с…..года по … года администрацией района практически ничего не сделано по охране и использованию ООПТ. Длительное время (с …года- с момента вынесения районным советом депутатов Юрьевецкого района решения о присвоении статуса особо охраняемой природной территории Юрьевецкого района островам на р. Волга «Асафовы горы»)не проведение работ, направленных на установление и описание границы особо охраняемой природной территории местного значения «острова на р. Волга «Асафовы горы», не представление в орган государственного кадастрового учёта документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы вышеуказанной особо охраняемой природной территории местного значения нарушают интересы Российской Федерации, права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей г. Юрьевец и граждан, посещающих острова «Асафовы горы», на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, а также свидетельствует о бездействии администрации Юрьевецкого муниципального района по решению этих вопросов.
В адрес администрации Юрьевецкого района Ивановской области Ивановским межрайонным прокурором …. года вносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, причин и условий им способствующих (л.д.18-19).
При данных обстоятельствах, суд считает, что ответчиком нарушаются требования законодательства Российской Федерации от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в связи с чем, исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 237 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Юрьевецкого района Ивановской области о признании незаконным бездействия администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области по непринятию мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории местного значения и возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учёт особо охраняемых природных территорий местного значения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области по непринятию мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории местного значения «острова на р. Волга «Асафовы горы», а также по направлению в орган кадастрового учёта документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет её границ.
Обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (ИНН 3727002373 ОГРН 1023701728478) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить и описать границы особо охраняемой природной территории местного значения «острова на р. Волга «Асафовы горы» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
Обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (ИНН 3727002373 ОГРН 1023701728478) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы вышеуказанной особо охраняемой природной территории местного значения, для постановки на государственный кадастровый учёт её границы.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
ПредседательствующийН.А. Париков