ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5522/17 от 13.10.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-5522/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2017 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Костюченко С.А.,

с участием представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности № ДД.ММ.ГГГГ-28685 от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Министерству природных ресурсов <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Административный истец прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей, ссылаясь на то, что прокуратурой края проведена проверка соблюдения Министерством природных ресурсов <адрес> законодательства об особо охраняемых природных территориях. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> созданы государственные природные заказники краевого значения «Кава», «Коппи», «Дубликанский», «Хутинский», «Харпинский», «Чукенский», экологический коридор «Нельминский», водно-болотное угодье «Озеро Эворон и река Эвур». В ходе проверки установлено, что решением <адрес>исполкома от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации в <адрес> государственного природного заказника краевого значения «Кава» на территории <адрес> организован государственный природный заказник краевого значения «Кава», утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Кава» и описание границ заказника. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «О государственном природном заказнике краевого значения «Дубликанский» в Верхнебуреинском муниципальном районе создан государственный природный заказник «Дубликанский» площадью 131.7 тыс. гектаров, утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Дубликанский» и описание границ заказника. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Коппи» в Советско-Гаванском муниципальном районе создан государственный природный заказник краевого значения «Коппи», утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Коппи» и описание границ заказника. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «Об организации в <адрес> экологических коридоров «Стрельников», «Нельминский», «Хутинский» в <адрес> образован экологический коридор «Нельминский» утверждено Положение об экологическом коридоре и описание границ экологического коридора. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Чукенский» в районе имени Лазо создан государственный природный заказник краевого значения «Чукенский», утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Чукенский» и описание границ заказника. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «О создании водно-болотного угодья «Озеро Эворон и река Эвур» в Солнечном муниципальном районе <адрес>», в Солнечном муниципальном районе <адрес> создано водно-болотное угодье «Озеро Эворон и река Эвур» площадью 310 тыс. гектаров, утверждено Положение и описание границ водно-болотного угодья. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «О государственном природном заказнике краевого значения «Харпинский» Солнечном муниципальном районе <адрес> создан государственный природный заказник «Харпинский» площадью 281,6 тыс. гектаров, утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Харпинский» и описание границ заказника. Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии» по хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ сведения о границах данных особо охраняемых природных территориях в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что нарушает требования законодательства об особо охраняемых природных территориях и земельного законодательства. Действующим законодательством на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по направлению в орган регистрации прав документы (сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории. В соответствии с положением о Министерстве природных ресурсов <адрес> утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр, основными задачами министерства является комплексное государственное управление природными ресурсами, охрана окружающей среды в крае; развитие горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, ресурсных и охотничьего промыслов в крае; управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения в соответствии с действующим законодательством. Оно организует создание особо охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в случае, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Обеспечивает функционирование и охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения (за исключением охраны от пожаров), в том числе через специально создаваемые для этой цели структурные подразделения. Ранее прокуратурой края в связи с неисполнением указанных требований законодательства ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление Министру природных ресурсов <адрес>, согласно ответа на которое административным ответчиком разрабатывался график выполнения данных работ, однако до настоящего времени сведения в реестр недвижимости не внесены. Согласно информации Министерства природных ресурсов края от ДД.ММ.ГГГГ на настоящее время указанные работы также не выполняются и запланированы на период ДД.ММ.ГГГГ<адрес> сведений в реестр недвижимости о границах зон особо охраняемых природных территорий создает условия для нарушения режима и функционирования таких территорий, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемой природной территории. Природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Бездействие административного ответчика по направлению документов в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц. Просит признать незаконными бездействие Министерства природных ресурсов <адрес>, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения «Кава», «Коппи», «Дубликанский», «Хутинский», «Харпинский», «Чукенский», экологический коридор «Нельминский», водно-болотное угодье «Озеро Эворон и река Эвур».. Обязать административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территориях.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенное в исковых заявлениях.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО5 исковые требования не признала, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в возражениях на иск.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция РФ, ГК РФ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Частью 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона № 33-ФЗ государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Часть 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ устанавливает, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом или федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами (ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ).

В силу ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно положений ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной в области и органы местного самоуправления обязаны направлять в органы регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Данное положение корреспондируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Судом установлено, что на территории <адрес> решением <адрес>исполкома от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации в <адрес> государственного природного заказника краевого значения «Кава» на территории <адрес> организован государственный природный заказник краевого значения «Кава», утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Кава» и описание границ заказника.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «О государственном природном заказнике краевого значения «Дубликанский» в Верхнебуреинском муниципальном районе создан государственный природный заказник «Дубликанский» площадью 131, 7 тыс. гектаров, утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Дубликанский» и описание границ заказника.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Коппи» в Советско-Гаванском муниципальном районе создан государственный природный заказник краевого значения «Коппи», утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Коппи» и описание границ заказника.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «Об организации в <адрес> экологических коридоров «Стрельников», «Нельминский», «Хутинский» в <адрес> образован экологический коридор «Нельминский» утверждено Положение об экологическом коридоре и описание границ экологического коридора.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Чукенский» в районе имени Лазо создан государственный природный заказник краевого значения «Чукенский», утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Чукенский» и описание границ заказника.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «О создании водно-болотного угодья «Озеро Эворон и река Эвур» в Солнечном муниципальном районе <адрес>», в Солнечном муниципальном районе <адрес> создано водно-болотное угодье «Озеро Эворон и река Эвур» площадью 310 тыс. гектаров, утверждено Положение и описание границ водно-болотного угодья.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «О государственном природном заказнике краевого значения «Харпинский» Солнечном муниципальном районе <адрес> создан государственный природный заказник «Харпинский» площадью 281, 6 тыс. гектаров, утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Харпинский» и описание границ заказника

Особо охраняемые природные территории включены в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения, размещенный на сайте Министерства природных ресурсов <адрес> mpr.khabkrai.ru в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».

Согласно представленному в материалы дела ответу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и приложению к нему судом установлено, что сведения о границах особо охраняемых природных территориях государственных природных заказниках краевого значения «Кава», «Коппи», «Дубликанский», «Хутинский», «Харпинский», «Чукенский», экологическом коридоре «Нельминский», водно-болотном угодье «Озеро Эворон и река Эвур» в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, которым Министерству природных ресурсов предложено рассмотреть представление и принять меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий их способствующих.

Ответом на представление № ДД.ММ.ГГГГ-7878 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> сообщило о том, что в целях внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, в связи со значительным объемом средств, необходимых для выполнения работ, Министерством природных ресурсов <адрес> разрабатывается график внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, созданных до ДД.ММ.ГГГГ, который будет направлен в прокуратуру после утверждения.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов <адрес>, которым закреплены основные задачи министерства. Так к основным задачам министерства относится комплексное государственное управление природными ресурсами, охраной окружающей среды в крае; развитие горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, ресурсных и охотничьего промыслов в крае; управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения в соответствии с действующим законодательством. Организует создание особо охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в случае, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (п.п. 2.1, 3.7.2 Положения).

Таким образом, на основании вышеуказанных положений, обязанность по внесению сведений в реестр возложена на Министерство природных ресурсов <адрес>, непринятие мер по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости влечет нарушение прав граждан и Российской Федерации в целом, поскольку особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния, имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Однако, как показала проведенная проверка, вышеназванные требования законодательства не соблюдаются.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств и объяснений сторон в их совокупности, руководствуясь положениями Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», суд приходит к выводу о том, что обязанность по направлению в орган кадастрового учета сведений об особо охраняемой природной территории возложенная на административного ответчика, в нарушение ч. 6 ст. 15 указанного закона, им не исполнена. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушениям в связи с этим режима их использования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора обоснованы.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> к Министерству природных ресурсов <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов <адрес>, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения «Кава», «Коппи», «Дубликанский», «Хутинский», «Харпинский», «Чукенский», экологического коридора «Нельминский», водно-болотного угодья «Озеро Эворон и река Эвур».

Обязать Министерство природных ресурсов <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения «Кава», «Коппи», «Дубликанский», «Хутинский», «Харпинский», «Чукенский», экологического коридора «Нельминский», водно-болотного угодья «Озеро Эворон и река Эвур».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.

Срок изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

председательствующий: С.А. Костюченко

Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко