Дело № 2а-5524/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2020 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Лучниковой С. С.,
при секретаре ФИО,
с участием административного истца ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО1, действующего на основании выписки из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании решения незаконным, возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании решения незаконным, возложении обязанностей, указав, что решением Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 отказано в предоставлении испрашиваемого участка площадью 50 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК №, бокс №, под гараж - бокс. С указанным решением административный истец не согласен в полном объеме, считает отказ не законным и не обоснованным. Административному истцу ФИО2 на праве собственности принадлежит гаражный бокс, общей площадью 35,2 кв.м, этаж 1, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, ГСК №, бокс №. Решением Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу №2а-2745/2018 признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. На основании указанного судебного решения, начальником Департамента земельных отношений города Перми вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предварительном согласовании ФИО2 предоставления земельного участка в Свердловском районе города Перми», которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также предварительно согласовано предоставление земельного участка ФИО2, но в данном распоряжении отсутствовали данные о кадастровом номере земельного участка. Распоряжением Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 739-30 в целях его образования путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра внесены сведения в ЕГРН о постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка с номером №. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамента земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, с приложением всех необходимых документов, в т.ч выписки из ЕГРН от 02.03.2020 о постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ решением Департамента земельных отношений администрации города Перми административному истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка по следующим причинам: истцу необходимо представить заявление ГСК № о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, для предоставления земельного участка под указанным гаражом-боксом в собственность истцу, а также заключение организации, имеющей соответствующую лицензию о том, что гараж-бокс № является самостоятельным объектом недвижимости. Таким образом, Департаментом земельных отношений администрации города Перми создаются препятствия к реализации прав, свобод и законных интересов, связанных с осуществлением правомочий собственника объекта недвижимости, нарушаются права и законные интересы административного истца ФИО2
Административный истец просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО2 в предоставлении земельного участка в собственность, возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить в собственность ФИО2 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 50 кв.м под гараж-бокс №, расположенный по адресу: <адрес>, ГСК №.
Административный истец в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил возражения на административное исковое заявление, согласно которому просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал требования административного искового заявления частично.
Суд, заслушав пояснения участников судебного заседания, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником гаражного бокса общей площадью 35,2 кв. м., этаж 1, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК №, бокс №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Решением Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, признано незаконным, возложена обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав ФИО2 путем повторного рассмотрения в соответствии с действующим законодательством заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 10-13).
ДД.ММ.ГГГГ начальником Департамента земельных отношений администрации г. Перми было вынесено распоряжение № о согласовании предоставления земельного участка площадью 50 кв.м. под гаражный бокс №, расположенный по адресу: <адрес>, ГСК №, принадлежащий владельцу на праве собственности, которое подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости (л.д. 11), с учетом внесенных изменений от ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование земельного участка «под гаражный бокс», «категории земель: земли населенных пунктов»; условием предоставления участка является-проведение работ по образованию земельного участка в соответствии с прилагаемой схемой в целях его образования путем раздела земельного участка при условии смены градостроительного зонирования (л.д.14,15).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Ростреестра по Пермскому краю внесены сведения в ЕГРН о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК №, бокс №, с кадастровым номером № (л.д.36).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, с приложением документов.
Решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка (л.д.6,7).
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка, послужило следующее: указанный в заявлении земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статья 39.10 Земельного кодекса РФ.
Также, в решении указано, что согласно информации, имеющейся в администрации города Перми, земельный участок с кадастровым номером № площадью 50 кв. м., образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. Следовательно, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, предоставленного решением исполнительного комитета Пермского городского Совета народных Депутатов от 02.10.1986 № 622 в постоянное бессрочное пользование гаражно-строительному кооперативу № при Свердловском райисполкоме, что является основанием для принятия решения об отказе согласно п. 2.11.2 Административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации г. Перми от 04.09.2015 № 624. Предоставление земельного участка с кадастровым номером № возможно при условии прекращения права «ГСК № при Свердловском райисполкоме» постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком (л.д.6,7).
Не согласившись с решением Департамента земельных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
На основании п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Порядок образования земельных участков установлен главой I.1 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 4, 6 статьи 11.2, пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ указано, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
При разделе земельного участка согласно пункту 1 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Ссылка административного ответчика на то, что предоставление испрашиваемого земельного участка возможно при условии прекращения права ГСК № при Свердловском райисполкоме» постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком, является несостоятельной.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, на котором находится объект недвижимости, принадлежащий ФИО2 на праве собственности, является самостоятельным объектом кадастрового учета, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в качестве объекта с уникальными характеристиками, при этом, сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в ЕГРН отсутствуют (л.д.36).
Учитывая, что ранее ФИО2 предварительно согласовано предоставление земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка, ФИО2 выполнены условия предоставления земельного участка, а именно, проведены работы по образованию земельного участка, оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не имелось.
Таким образом, следует признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№-и-2047 об отказе в предоставлении ФИО2 земельного участка.
На Департамент земельных отношений администрации г. Перми следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 50 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> А, ГСК №, бокс №, под гараж-бокс.
Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении ФИО2 земельного участка.
Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 50 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК №, бокс №, под гараж-бокс.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С. С. Лучникова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.