ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5524/2021 от 24.09.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-5524/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 24 сентября 2021 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре судебного заседания Михайловой Е.Ю.

с участием представителя административных ответчиков ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 о признании незаконным бездействия Губернатора Камчатского края ФИО4 по неисполнению в установленный законом срок обязанности предоставить ответ по существу заявления от 20 марта 2021 года, возмещении морального вреда

УСТАНОВМИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Губернатора Камчатского края ФИО4 по неисполнению в установленный законом срок обязанности предоставить ответ по существу заявления от 20 марта 2021 года, возмещении морального вреда.

В обоснование указав, что, 20 марта 2021 года обратилась к Губернатору Камчатского края с заявлением по вопросам выделения из федерального бюджета бюджету Камчатского края и бюджету местного самоуправления – Паратунского сельского поселения денежных средств в качестве расходов на жилищно-коммунальные услуги и содержание жилого фонда с указанием размера выделенных денежных средств, обязании уполномоченных должностных лиц региона и местного самоуправления произвести перерасчет ранее уплаченных ею расходов с 2017 года по настоящее время на жилищно-коммунальные услуги, с учетом федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и выделенных из бюджетов всех уровней трансферов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителя.

Определением суда от 17 августа 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Камчатского края.

Определением суда от 14 сентября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.

Административный истец ФИО3 о времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке, участия в судебном заседании не принимала.

Представитель административного ответчика Губернатора Камчатского края ФИО1 в судебном заседании в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку на обращение ФИО3 поступившее на имя Губернатора Камчатского края ФИО4 поступило и было зарегистрировано Управлением по работе с обращениями граждан аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края 26 марта 2021 года, в соответствии с ч.2.13 Порядка организации работы по рассмотрению обращений граждан в Правительстве Камчатского края и иных исполнительных органах государственной власти Камчатского края обращение ФИО3 было направлено Управлением для рассмотрения заместителю председателя Правительства Камчатского края ФИО5, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, руководствуясь ч. 2.14 Порядка указанное обращение направлено для рассмотрения и дачи ответа заявителю по существу изложенных в нем вопросов в курируемых им профильный исполнительный орган государственной власти Камчатского края – Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края. В соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", в установленные сроки, по существу поставленных вопросов в обращении Министерством был дан и направлен письменный ответ ФИО3, согласно реестру отправки почтовых отправлений 16 апреля 2021 года мотивированный ответ от 14 апреля 2021 года.

Представитель административных ответчиков Правительства Камчатского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края ФИО2 в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку обращение ФИО3 26 марта 2021 года рассмотрено в установленном законом порядке с соблюдением срока предоставления ответа, предусмотренного Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно письменному отзыву указала, что в 2021 году в Правительство Камчатского края поступило два обращения ФИО3: на имя Губернатора Камчатского края ФИО4 (вх. № ОГ-203-Г-1266 от 26 марта 2021 года), в Правительство Камчатского края из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (вх. ОГ-203-Г-1479 от 08 апреля 2019 года). В соответствии с ч.2.13 Порядка обращение ФИО3, адресованное Губернатору Камчатского края было направлено Управлением для рассмотрения заместителю председателя Правительства Камчатского края ФИО5, руководствуясь ч. 2.14 Порядка указанное обращение направлено для рассмотрения и дачи ответа заявителю по существу изложенных в нем вопросов в курируемых им профильный исполнительный орган государственной власти Камчатского края – Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края. В соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", в установленные сроки, по существу постановленных вопросов Министерством был направлен заявителю письменный ответ от 14 апреля 2021 года посредством почтового отправления 16 апреля 2021 года.

Выслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, могут регулироваться как данным Федеральным законом, так и иными федеральными законами.

Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения (п.1 ч. 1).

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом и направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (ч.3,4 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).

Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Обращения граждан, поступающие в адрес Губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края, иных исполнительных органов Камчатского края рассматриваются в соответствии с распоряжением Губернатора Камчатского края от 18 декабря 2020 года № 1194-Р "О Порядке организации работы по рассмотрению обращений граждан в Правительстве Камчатского края и иных исполнительных органах государственной власти Камчатского края" (далее-Порядок)

В соответствии с частью 2.1. Порядка деятельность по организации рассмотрения обращений граждан, поступивших в адрес Губернатора Камчатского края или Правительства Камчатского края, а также по организации личного приема граждан Губернатором Камчатского края, Первым вице-губернатором Камчатского края, Председателем Правительства - Первым вице-губернатором Камчатского края, Вице-губернатором Камчатского края, заместителями Председателя Правительства Камчатского края осуществляется Управлением по работе с обращениями граждан Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края (далее - Управление).

Согласно части 2.13 Порядка обращения граждан, адресованные Губернатору Камчатского края или Правительству Камчатского края, направляются Управлением для рассмотрения по компетенции Первому вице-губернатору Камчатского края, Председателю Правительства - Первому вице-губернатору Камчатского края, Вице-губернатору Камчатского края, заместителям Председателя Правительства Камчатского края в соответствии с распределением обязанностей, а в случае, если в таких обращениях содержатся вопросы, не входящие в компетенцию Губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края, они переадресовываются в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу части 2.14 Порядка заместитель Председателя Правительства Камчатского края в праве направить обращение граждан для рассмотрения по существу в курируемые исполнительные органы государственной власти Камчатского края в соответствии с их компетенцией.

Согласно ч. 2.18 обращения граждан, направленные на рассмотрение федеральными органами государственной власти в адрес Губернатора Камчатского края или Правительства Камчатского края с просьбой об информировании по результатам рассмотрения, рассматриваются в сроки, установленные определенными органами, или в сроки, установленные Губернатором Камчатского края, Первым вице-губернатором Камчатского края, Председателем Правительства Камчатского края - Первым вице-губернатором Камчатского края, Вицегубернатором Камчатского края, заместителями Председателя Правительства Камчатского края. Если вышеуказанные сроки установлены не были, то обращения рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации в Управлении.

В соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Камчатского края, утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края от 12 ноября 2018 года № 460-РП (далее Инструкция), в исполнительных органах государственной власти Камчатского края внедрен юридически значимый электронный документооборот.

Инструкция устанавливает единые требования к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности исполнительных органов государственной власти Камчатского края (далее - исполнительные органы) несекретных документов и порядок документооборота в процессе осуществления функций по обеспечению деятельности губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края.

В соответствии с ч.1.3, 2.8.20 положения Типовой инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида их носителя, в том числе с электронными документами, включая подготовку, регистрацию, обработку, хранение и использование документов, контроль хода и результатов исполнения документов, рассмотрение обращений граждан и организаций.

Проекты правовых актов, служебные письма, докладные, аналитические записки, справки и другие документы визируются с использованием Единой системы электронного документооборота Камчатского края в регистрационной карточке проекта документа с применением ЭП или УКЭП.

В судебном заседании установлено, что обращение ФИО3 на имя Губернатора Камчатского края ФИО4 поступило и было зарегистрировано Управлением по работе с обращениями граждан Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края 26 марта 2021 года, входящий № ОГ-203-Г-1266.

Обращение ФИО3, адресованное Губернатору Камчатского края направлено Управлением для рассмотрения заместителю Председателя Правительства Камчатского края ФИО5, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.

Впоследствии обращение ФИО3 было направлено для рассмотрения и дачи ответа в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края.

В Правительство Камчатского края из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 04 апреля 2021 года поступило аналогичное обращение ФИО3

По результатам рассмотрения обращений ФИО3 от 26 марта 2021 года, 08 апреля 2021 года в адрес заявителя 14 апреля 2021 года простым почтовым отправлением направлен ответ № ОГ-203-Г-1266/2 за подписью врио Министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края ФИО6, из которого следует, что: "Федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 (с изменениями), применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации цены (тарифы) на все виды коммунальных услуг подлежат государственному регулированию, которое, в свою очередь, заключается в установлении экономически обоснованных цен (тарифов). Правительством Камчатского края проводится политика сдерживания роста тарифов для населения на коммунальные услуги. В целях социальной защиты населения края решениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края устанавливаются сниженные (льготные) тарифы на коммунальные услуги для населения. Так для потребителей Паратунского сельского поселения на 2021 год утверждены экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (с учетом НДС) в размере 3945,73 руб./Гкал и льготный тариф для населения - 2436,00руб./Гкал, соответственно на услуги горячего водоснабжения 264,15 руб./м куб и 163,60 руб./м куб., холодного водоснабжения 51,29 руб./м куб. и 32,50 руб./м куб., водоотведение 28,86 руб./м куб. и 20,20 руб./м куб. Разница между экономически обоснованными и сниженными (льготными) тарифами на коммунальные услуги возмещается ресурсоснабжающим организациям за счет средств краевого бюджета".

К ответу от 14 апреля 2021 года приложена информация Министерства финансов Камчатского края в части объема финансирования мероприятий по компенсации расходов населения региона по оплате жилищно-коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт.

Прокуратурой Камчатского края по обращению ФИО3 проводилась проверка о неполучении ответа на обращение от 20 марта 2021 года, адресованное в том числе Губернатору Камчатского края, ФИО3 дан ответ от отсутствии нарушения прав заявителя.

Определением заместителя прокурора Камчатского края от 10 августа 2020 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края ФИО6 в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения предусмотренного ст. 5.59 КАП РФ.

Из совокупности положений ч. 9 ст. 226, 227 КАС РФ для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц необходимо наличие совокупности следующих условий – несоответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам; отсутствие полномочий на принятие оспариваемого решения и совершения оспариваемого действия (бездействия); нарушение порядка принятия оспариваемого решения совершения оспариваемых действий (бездействия) и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) должностного лица не могут быть признаны незаконными.

Решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Разрешая заявленные требования о признании незаконным неисполнение Губернатором Камчатского края ФИО4 обязанности предоставить ответ на заявление ФИО3 от 20 марта 2021 года, возложении обязанности возместить моральный вред, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

В судебном заседании установлено, что письменное обращение административного истца, направленное в адрес Губернатора Камчатского края ФИО4 рассмотрено в установленном законом порядке, уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, по существу поставленных в обращении вопросов дан мотивированный ответ со ссылкой на нормы действующего законодательства.

Судом установлено, что со стороны административного ответчика не было допущено нарушения прав и законных интересов административного истца.

Несогласие ФИО3 с предоставленным административным ответчиком ответом не является основанием для удовлетворения административного иска.

ФИО3 обратилась с административным иском об обжаловании бездействия должностного лица и возмещении морального вреда в размере 100 000 рублей, в связи с нервными переживаниями, связанными с неполучением своевременного ответа по существу обращения, заявленному как восстановление нарушенного права административного истца, которое также не подлежит удовлетворению, учитывая, что нарушение прав административного истца действиями должностных лиц не установлено.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что административным истцом не представлено достаточных доказательств нарушения его прав и законных интересов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении административного иска ФИО3 о признании незаконным бездействия Губернатора Камчатского края ФИО4 по неисполнению в установленный законом срок обязанности предоставить ответ по существу заявления от 20 марта 2021 года, возмещении морального вреда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 08 октября 2021 года.

Судья