Дело № 2а-552/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2019 года Ульяновская область, р.п. Чердаклы
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Гришина П.С.,
с участием старшего помощника Ульяновского транспортного прокурора Мартынова Е.А.,
при секретаре Голяшовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, обязании разработать и принять административного регламента предоставления муниципальной услуги,
УСТАНОВИЛ
Ульяновский транспортный прокурор обратился в суд с административном иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, обязании разработать и принять административного регламента предоставления муниципальной услуги.
Иск мотивировал тем, что Ульяновской транспортной прокуратурой в мае 2019 года проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов, по результатам которой в деятельности названного органа местного самоуправления выявлены нарушения прав неопределенного круга лиц, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг в сфере безопасности полётов.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В этой связи при необходимости использования воздушного пространства над населенными пунктами пользователю воздушного пространства (физическому или юридическому лицу) в соответствии с вышеуказанными требованиями необходимо в обязательном порядке получить соответствующее разрешение органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 №138 (далее - Федеральные правила № 138), авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
Выдача разрешений на выполнение деятельности, изложенной в п. 49 Федеральных правил № 138, является муниципальной услугой.
При этом вопреки положениям п. 1 ч. 1 ст. 6 и ч. 1 ст. 29 Федерального закона №210-ФЗ в муниципальном образовании «Старомайнский район» Ульяновской области отсутствует административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами указанного муниципального образования.
Ульяновским транспортным прокурором Главе администрации муниципального образования «Старомайнский район» трижды: 24.01.2019, 25.03.2019 и 04.04.2019 направлялись информации о необходимости разработки и принятия административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства, в том числе по выполнению авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами муниципального образования «Старомайнский район», на посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов данного муниципального образования площадки, а также внести указанную услугу в соответствующие реестры муниципальных услуг.
Однако из ответа Главы администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области ФИО1 от 27.03.2019 № 665 следует, что выдача вышеуказанных разрешений к полномочиям органов местного самоуправления не отнесена.
В этой связи администрацией муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области до настоящего времени административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства, в том числе по выполнению авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами муниципального образования «Старомайнский район», на посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов данного муниципального образования площадки, не разработан и не принят, указанная услуга в соответствующий реестр муниципальных услуг не внесена.
Между тем, с приведенными Главой администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области в своем отказе доводами согласиться нельзя, поскольку они не основаны на законе, а разработка порядка предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушного пространства над населенными пунктами, напротив, является обязанностью органа местного самоуправления.
Бездействие администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области по непринятию указанного административного регламента противоречит вышеперечисленным требованиям законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги в соответствии с установленным стандартом, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, а также исключает их возможность законно получить разрешение на соответствующую деятельность.
На основании изложенного, просит признать незаконными бездействие администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области по неразработке и непринятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, а также посадку (взлет) на расположенные в границах муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области площадки, сведения, о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации. Обязать администрацию муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области в течение 1 месяца со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, а также посадку (взлет) на расположенные в границах муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.
В ходе судебного разбирательства старший помощник Ульяновского транспортного прокурора Мартынов Е.А. заявленные требования поддержал в полном объеме и обосновал доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика МУ администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области ФИО2, ФИО3 в судебном заседании полагали заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку выдача разрешения на использование воздушного пространства над населенными пунктами пользователю воздушного пространства (физическому или юридическому лицу) не является муниципальной услугой. И полномочия по предоставлению указанной услуги у администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области отсутствуют.
Выслушав пояснения старшего помощника Ульяновского транспортного прокурора Мартынова Е.А., представителей административного ответчика МУ администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области ФИО2, ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Ульяновской транспортной прокуратурой в мае 2019 года проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов, по результатам которой в деятельности названного органа местного самоуправления выявлены нарушения прав неопределенного круга лиц, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг в сфере безопасности полётов.
В муниципальном образовании «Старомайнский район» Ульяновской области отсутствует административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами указанного муниципального образования.
Ульяновским транспортным прокурором Главе администрации муниципального образования «Старомайнский район» трижды: 24.01.2019, 25.03.2019 и 04.04.2019 направлялись информации о необходимости разработки и принятия административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства, в том числе по выполнению авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами муниципального образования «Старомайнский район», на посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов данного муниципального образования площадки, а также внести указанную услугу в соответствующие реестры муниципальных услуг.
Однако из ответа Главы администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области ФИО1 от 27.03.2019 № 665 следует, что выдача вышеуказанных разрешений к полномочиям органов местного самоуправления не отнесена.
Согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Согласно п. «б» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится территория Российской Федерации. Таким образом, воздушное пространство - это исключительное ведение РФ.
В силу ст. 1 Воздушного кодекса РФ Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
Статьей 2 Воздушного кодекса РФ установлено, что Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу ст. 11 ВК РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Согласно ч. 1 ст. 14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Статьей 16 ВК РФ установлено, что в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.
В соответствии с пунктом 49 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 40.5 Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса России от 16.01.2012 № 6 разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдается соответствующими оперативными органами Единой системы на основании представленного плана полета воздушного судна, который должен быть подан на этапе пред- тактического планирования использования воздушного пространства, а также разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий, муниципальную услугу.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района, относятся: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; 4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; 6.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; 6.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; 7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; 8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; 8.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; 8.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности; 9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; 10) утратил силу; 11) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; 12) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 13) утратил силу с 1 января 2008 года.; 14) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; 15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; 15.1) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"); 16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений; 17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг; 18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; 19) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; 19.1) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; 19.2) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района; 19.3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района; 20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района; 21) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 22) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; 23) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района; 24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; 25) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству); 26) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района; 27) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью; 28) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; 29) осуществление муниципального лесного контроля; 30) утратил силу; 31) утратил силу; 32) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом; 33) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района; 34) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах межселенной территории муниципального района, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре; 35) осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района; 36) организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Статьей 15 Федерального закона № 131-ФЗ регламентируются вопросы местного значения муниципального района. Вопросы местного значения муниципального района в статье 15 Федерального закона № 131-ФЗ в сфере осуществления деятельности по выдачи разрешений на использование воздушного пространства у органов местного самоуправления отсутствуют.
Отраслевое законодательство, регулирующее вопросы местного значения, также не содержит норм наделяющих органы местного самоуправления муниципального района полномочиями в рассматриваемой сфере, из чего следует, что данная деятельность не подпадает под определение муниципальной услуги, толкование которого установлено понятийным аппаратом Федерального закона № 210-ФЗ.
Нормы постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 и Приказа Минтранса России от 16.01.2012 № 6 наделяют органы местного самоуправления отдельными полномочиями на выдачу разрешений на использование воздушного пространства.
Однако, в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131 -ФЗ полномочия органов местного самоуправления, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, и должны быть установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 и Приказ Минтранса России от 16.01.2012 № 6 являются подзаконными нормативными правовыми актами, которые не могут наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В связи с вышеизложенным, учитывая, что ни Воздушным кодексом РФ, ни Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не наделены полномочиями на выдачу разрешений на использование воздушного пространства, суд полагает, что выдача разрешений на использование воздушного пространства не является муниципальной услугой обязанность по оказанию которой может быть возложена на администрацию муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области.
Кроме того, из материалов административного дела следует, что на территории Старомайнского района Ульяновской области отсутствуют расположенные в границах населенных пунктов площадки для посадки (взлета), сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.
В связи с чем административные исковые требования прокурора Ульяновского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области по неразработке и непринятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, а также посадку (взлет) на расположенные в границах муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области площадки, сведения, о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации; обязании администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области в течение 1 месяца со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Старомайнский» район Ульяновской области, а также посадку (взлет) на расположенные в границах муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области площадки, сведения, о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 62, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ульяновского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области по неразработке и непринятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, а также посадку (взлет) на расположенные в границах муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области площадки, сведения, о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации; обязании администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области в течение 1 месяца со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Старомайнский» район Ульяновской области, а также посадку (взлет) на расположенные в границах муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области площадки, сведения, о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд, через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.С. Гришин