ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5533/2021 от 01.02.2022 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-990/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 февраля 2022 года город Челябинск

Советский районный суд города Челябинска в составе председательствующего судьи Хорошевской М.В.,

при секретаре Череватых А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Свердловой ои к Челябинской городской думе о признании незаконным ответа председателя Челябинской городской думы от 26.08.2021г., возложении обязанности,

установил:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Челябинской городской думе о признании незаконным отказа Челябинской городской думы по внесению изменений и дополнений в Положение «О территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением», утвержденным решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ. , выраженный в письме председателя Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ. возложении обязанности Челябинскую городскую думу в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять правовой акт о порядке осуществления деятельности ТОС, уставы которых зарегистрированы администрацией г. Челябинска до 24.11.2015г.

В обоснование заявленных требований указано, что она является председателем Комитета территориального общественного самоуправления «Ленинский-3». Устав ТОС «Ленинский-3» был зарегистрирован в установленном порядке Администрацией г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГ о чем была внесена запись в единый реестр уставов территориального общественного самоуправления г. Челябинска за регистрационным номером и выдано соответствующее свидетельство о регистрации. В 2016г. возникла необходимость внесения изменений в Устав ТОС, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение о внесении изменений в Устав. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Администрацию г. Челябинска с заявлением о регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-3». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС, на основании того, что проведение работ по регистрации изменений и дополнений в Уставы ТОС невозможны, по причине изменений системы организации местного самоуправления г. Челябинска, а также наделением г. Челябинска статусом городского округа с внутригородским делением. Однако, на момент регистрации ТОС «Ленинский-3» 21.12.2006г. г.Челябинск являлся единым муниципальным образованием. Общая схема самоуправления города учитывала функционирование города как единого целого муниципального образования. На момент регистрации ТОС действовало положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Челябинске, утвержденном Решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ. , согласно которому устав территориального общественного самоуправления принимается собранием, конференцией граждан, проживающих на соответствующей территории. При этом границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Челябинской городской Думой по предложениям граждан, проживающих на соответствующей территории, является частью муниципального образования город Челябинск и не может выходить за пределы города Челябинска. В Положении же «О территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением», утвержденным решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ не разрешена судьба передачи реестров ТОС и иных документов, касающихся деятельности ТОС. На конференции ДД.ММ.ГГГГ членами ТОС «Ленинский-3» было принято решение обратиться в Челябинскую городскую думу и иные уполномоченные органы с требовании ем об устранении правового пробела. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ председатель Челябинской городской думы ответил, что оснований для внесения изменений и дополнений в решение Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ, которое утверждено Положением «О территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением» или принятие нового нормативного акта не предусматривается. С данным отказом она не согласна, считает, что ее права нарушены, просит признать его незаконным.

Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 по доверенности в судебном заседании заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержали в части, а именно в части признания незаконным отказа Челябинской городской думы по внесению изменений и дополнений в Положение «О территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением», утвержденным решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ, выраженный в письме председателя Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ, в части возложения обязанности на Челябинскую городскую думу в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять правовой акт о порядке осуществления деятельности ТОС, уставы которых зарегистрированы администрацией г. Челябинска до ДД.ММ.ГГГГ., не поддержали.

Представитель административного ответчика Челябинской городской думы – ФИО3 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.

Представители заинтересованных лиц Администрации г. Челябинска, администрации Ленинского района г. Челябинска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию также относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом, либо рассмотрение его с нарушением установленного законом срока.

В силу статей 33, 45 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Механизм реализации такого права закреплен Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 59-ФЗ).

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на момент регистрации ТОС «Ленинский-3» ДД.ММ.ГГГГ город Челябинск являлся единым муниципальным образованием. Общая схема самоуправления города учитывала функционирование города как единого целого муниципального образования.

Законом Челябинской области от 10.06.2014 г. № 703-ЗО «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе» предусмотрено, что местное самоуправление в Челябинском городском округе осуществляется также на территориях внутригородских районов (статья 1), что деление Челябинского городского округа с внутригородским делением на внутригородские районы осуществляется с учетом исторически сложившегося внутригородского территориального устройства, предусматривающего наличие семи районов в городе: Калининского, Курчатовского, Ленинского, Металлургического, Советского, Тракторозаводского, Центрального, при условии соблюдения их территориальной целостности (статья 2), а также определен порядок формирования представительного органа - Челябинской городской Думы, путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов по семь человек от каждого представительного органа внутригородского района в соответствии с равной, независимой от численности населения внутригородских районов нормой представительства (статья 3), порядок избрания главы Челябинского городского округа - из состава Челябинской городской Думы и глав внутригородских районов - из состава представительного органа внутригородского района (статья 4), определяет численность депутатов Челябинской городской Думы и представительных органов внутригородских районов и срок их полномочий (статьи 5 и 6). Закон также установил срок для внесения соответствующих изменений в Устав города Челябинска, преобразованного в Челябинский городской округ с внутригородским делением - до ДД.ММ.ГГГГ и принятия уставов внутригородских районов, сроки формирования местных администраций внутригородских районов, избрания главы Челябинского городского округа и глав внутригородских районов, сроки назначения глав администраций (статья 8).

На момент регистрации ТОС «Ленинский-3» действовало Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске, утвержденном Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому устав территориального общественного самоуправления принимается собранием, конференцией граждан, проживающих на соответствующей территории. При этом границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Челябинской городской Думой по предложении граждан, проживающих на соответствующей территории, является частью муниципального образования город Челябинск и не может выходить за пределы города Челябинска.

В целях реализации положений Закона № 703-ЗО, а также наделением города Челябинска статусом городского округа с внутригородским делением решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением. Указанным решением, признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 5 Положения территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего внутригородского района. Порядок регистрации уставов территориального общественного самоуправления определяется уставами внутригородских районов и (или) нормативными правовыми актами Советов депутатов внутригородских районов.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не допускает возможность вмешательства в деятельность внутригородских районов, осуществляемую органами местного самоуправления внутригородских районов самостоятельно.

Согласно п. 13 Положения порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставами внутригородских районов, осуществляемый органами местного самоуправления тается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего внутригородского района. Порядок регистрации уставов территориального общественного самоуправления определяется уставами внутригородских районов и (или) нормативными правовыми актами Советов депутатов внутригородских районов и уставами территориального общественного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ на внеочередной конференции территориального общественного самоуправления «Ленинский-3» было принято решение о внесении изменений в Устав.

ДД.ММ.ГГГГ председатель ТОС «Ленинский-3» ФИО1 обратилась в Администрацию г. Челябинска с заявлением о регистрации изменений и дополнений в Устав территориального общественного самоуправления «Ленинский-3».

По результатам рассмотрения заявления Администрация г. Челябинска сообщила, что проведение работ по регистрации изменений и дополнений в Уставы ТОС невозможны, по причине изменения системы организации местного самоуправления города Челябинска, а также наделением города Челябинска статусом городского округа с внутригородским делением

Указанное решение оформлено письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Советского районного суда города Челябинска от 07.11.2018г. в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным письма заместителя главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-3», отказано.

Как указывает административный истец в исковом заявлении на момент регистрации ТОС «Ленинский-3» ДД.ММ.ГГГГ г.Челябинск являлся единым муниципальным образованием. Общая схема самоуправления города учитывала функционирование города как единого целого муниципального образования. На момент регистрации ТОС действовало положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Челябинске, утвержденном Решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому устав территориального общественного самоуправления принимается собранием, конференцией граждан, проживающих на соответствующей территории. При этом границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Челябинской городской Думой по предложении граждан, проживающих на соответствующей территории, является частью муниципального образования город Челябинск и не может выходить за пределы города Челябинска. В данном Положении не разрешена судьба передачи реестров ТОС и иных документов, касающихся деятельности ТОС.

На конференции 02.03.2021г. членами ТОС «Ленинский-3» было принято решение обратиться в Челябинскую городскую думу и иные уполномоченные органы с требованиием об устранении правового пробела.

По результатам рассмотрения заявления Челябинская городская дума сообщила, что учитывая нормы действующего законодательства, регулирующего организацию и осуществление территориального общественного самоуправления в границах городского округа с внутригородским делением, полагают, что в настоящее время отсутствуют основания для внесения изменений и дополнений в решение Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ, «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением», либо основания для принятия нового нормативного правового акта в целях единообразного подхода к вопросам противодействия коррупции, соблюдения требований федерального законодательства при прохождении муниципальной службы.

Указанное решение оформлено письмом от ДД.ММ.ГГГГ. , которое оспаривается в настоящем деле.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено, а следовательно, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным ответа председателя Челябинской городской думы от 26.08.2021г. не имеется.

Более того, утверждения административного истца о несогласии с рассматриваемым ответом председателя Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ и возложения обязанности на Челябинскую городскую думу разработать и принять правовой акт о порядке осуществления деятельности ТОС фактически сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием ТОС, что является основанием для обращения к субъекту правотворческой инициативы с целью модификации соответствующих правовых норм.

Между тем, учитывая положения Устава <адрес>, регламента Челябинской городской Думы, утвержденного решением Челябинской городской от ДД.ММ.ГГГГ. , Положения о муниципальных правовых актах г. Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающих перечень субъектов правотворческой инициативы решений Челябинской городской Думы, ФИО1 в перечень данных субъектов не входит, в связи с чем, оснований для признания незаконным отказа Челябинской городской думы по внесению изменений и дополнений в Положение «О территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением», утвержденным решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ. , выраженного в письме председателя Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ. , возложении обязанности на Челябинскую городскую думу в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять правовой акт о порядке осуществления деятельности ТОС, уставы которых зарегистрированы администрацией г. Челябинска до ДД.ММ.ГГГГ., у суда не имеется.

Таким образом, в удовлетворении данных требований административному истцу надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Свердловой ои к Челябинской городской думе о признании незаконным ответа председателя Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ., возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: М.В. Хорошевская