Дело № 2а-5536/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Мамедовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Управлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о признании решений и действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в котором просит признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области № от 06.09.2018 года незаконным, действия по внесению записи в ЕГРП на < адрес > незаконными и обязать исключить данную запись из ЕГРН.
В обоснование указывает, что все вынесенные решения судов незаконны, так как основаны на актах первичных регистраций права собственности 2008 и 2011 годов, произведенные на госимущество РФ за ненадлежащим частным юридическим лицом ЗАО с иностранными инвестициями «Цепрусс», которое никаким законным образом ни здание, ни квартиры жилого дома ФИО2 2-6 за свой счет не приобретало. Законность госрегистраций суд не проверял. Решением по делу № 2-24/2009 оспаривалось «зарегистрированное» право ненадлежащим лицом, которое было положено затем в основание всех состоявшихся решений судов. Решение о предоставлении ей квартиры как вдове с малолетним сыном было принято совместным решением администрации, жилищно-бытовой комиссии при профкоме КЦБЗ-2, совета трудового коллектива (СТК) в соответствии с действующим положением о распределении жилплощади и с Указом президента СССР № 201 от 19 мая 1990 года. Согласно Указу построенное предприятиями за счет собственных средств жилье распределялось по усмотрению трудовых коллективов. Данный факт подтверждается ордером от 16 февраля 1993 года, выданным государственным КЦБЗ-2 и регистрацией в < адрес > по постоянному месту жительства с 02 июня 1993 года (ранее государственной пропиской, отмененной 01.10.1993).
Согласно ст.6 ЖК РСФСР ведомственный жилой фонд - это составная часть государственного жилого фонда. Квартира ведомственного жилищного фонда завода, предоставленная ей с сыном во владение и пользование как работнику завода, фактически выбыла из владения и собственности КЦБЗ-2. Поэтому фактически владельцами квартиры на праве ограниченного вещного права являлись она с сыном, а не ЗАО с иностранными инвестициями «Цепрусс», зарегистрированное 17.12.2001 года. С октября 2013 года выселена из квартиры новым собственником, которому была продана квартира в ноябре 2013 года ненадлежащим продавцом ЗАО с иностранными инвестициями «Цепрусс», которого суд РФ согласно официальных сведений из ЕГРП считал владельцем квартиры согласно выданному 06.04.2011 свидетельству о праве.
В 2008 и в 2011 годах было зарегистрировано право без его возникновения на здание и квартиры на государственное имущество РФ за иностранной компанией. Какого либо правоустанавливающего документа на квартиру у ЗАО с иностранными инвестициями «Цепрусс» никогда не имелось, так как оно никогда не приобретало квартиру за счет своих собственных средств, что доказывается отсутствием акта передачи, договора дарения, плана приватизации. Государство предоставляло право приобрести бесплатно занимаемое жилье исключительно гражданам РФ и запрещало юридическим лицам, что исключало регистрацию права собственности на квартиру за любым юридическим лицом и тем более за иностранной компанией. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» исключал возможность приобретения квартиры бесплатно в собственность иными лицами и в ином порядке. ФИО3 на приватизацию нарушены первоначально Росреестром, а затем судом.
06 апреля 2011 года в единый государственный реестр, хранение которого предусмотрено законодательством Российской Федерации, государственный регистратор Управления ФИО4 в нарушение действующего законодательства внесла запись № на однокомнатную < адрес > площадью 30.1 кв.м < адрес > как на комнату площадью 30.1 кв.м за ненадлежащим юридическим лицом, которое в соответствии с ч. 1ст. 209 ГК РФ никогда не было ее владельцем и не имело никаких правоустанавливающих документов ни на само здание жилого дома, ни на квартиру, что подтверждается выданным свидетельством серии < адрес > от 06.04.2011 года. Ненадлежащее лицо - ЗАО с иностранными инвестициями «Цепрусс» учрежденное иностранными юридическими лицами не имело никакого отношения к моей квартире и к Калининградскому ЦБЗ-2, о чем госрегистратору было известно из выписки ЕГРЮЛ, имеющейся в материалах регистрационного дела на здание.
В соответствии с действующим законодательством РФ ЗАО с иностранными инвестициями «Цепрусс» в 2011 году не могло бесплатно приватизировать квартиру, т.е. стать обладателем права собственности и собственником квартиры. При отчуждении имущества правопреемства не существует, а имеет место лишь переход права к приобретателю имущества. Собственником здания дома был КЦБЗ. Основаниями для возникновения права собственности и его перехода являются акты ввода объекта, договора приватизации, планы приватизации, акты передачи, договора дарения, решение суда. Такие документы у ЗАО с иностранными инвестициями «Цепрусс» отсутствуют.
В силу ст. 59 ГК РФ, документами, устанавливающими правопреемство реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, служат только передаточный акт и разделительный баланс, в процессе разрешения подобных споров никакие другие доказательства, кроме указанных документов, использованы быть не могут, так как это противоречит правилу допустимости доказательств.
Согласно п. 11 и п. 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 основанием для перехода права на имущество в порядке правопреемства является акт передачи или план приватизации.
Особенность государственной регистрации прав на недвижимости заключается в том, что запись сама по себе не создает право на недвижимость, необходимо, чтобы под записью было должное правовое основание - действительная сделка, акт госоргана или законное возведение строения. В отсутствии сделки право собственности согласно ст.8 ГК РФ, не возникает. Спор о праве собственности на квартиру в отсутствие сделки отсутствует, следовательно, оспаривать «зарегистрированное» право, которое никогда не возникало, в исковом порядке не требуется.
Управление Росреестра право собственности не устанавливает, а только регистрирует либо наличие права (первичное возникновение), либо переход права в результате сделки с имуществом (вторичное возникновение) согласно введенного с января 1998 года Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним» (№ 122-ФЗ от 21.07.1997 года). В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Нормы Закона № 122-ФЗ о регистрации применяются к отношениям, возникшим с введением в действие части 1 ГК РФ (1 января 1995 г.).
В соответствии с п. 2 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 122-ФЗ регистрации подлежит только ранее возникшее право, то есть для внесения сведений в ЕГРП заявителю необходимо иметь Регистрационное Удостоверение на квартиру, которые выдавались до июля 1999 года Калининградским БТИ. Соответственно, регистрирующий орган, являясь органом, который может регистрировать переход ранее оформленного и зарегистрированного права на объект недвижимости, в данном случае лишен такой возможности. В силу полномочий, предоставленных ему законодателем, регистрирующий орган не может определить, было ли у ЗАО с иностранными инвестициями «Цепрусс» право собственности на заселенную в 1993 году квартиру и соответственно, не может зарегистрировать сомнительно существующее право согласно закона «О приватизации жилищного фонда в РФ». Следовательно, единственным юридическим способом подтверждения и защиты права собственности на квартиру является его признание в судебном порядке.
Для проведения регистрации по Закону № 122-ФЗ необходимо подтверждение этих сделок и прав в судебном порядке путем предъявления таких исков как о признании права собственности, установлении факта владения недвижимостью. Такое решение суда отсутствует.
Частью 1 статьи 16 Закона № 122-ФЗ установлено, что в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты или уполномоченного им на то лица при наличии нотариально удостоверенной доверенности с приложением документов, необходимых для государственной регистрации, предусмотренных статьей 17 Закона о регистрации. Регистрационное удостоверение у заявителя (или предшественников заявителя) на однокомнатную квартиру отсутствовало, следовательно, у регистратора отсутствовали установленные законом основания вносить в ЕГРП сведения на измененный объект недвижимости за ЗАО с иностранными инвестициями «Цепрусс» согласно ч, 1 ст. 6. ч. 2 ст. 13 Закона № 122-ФЗ на основании документов КЦБЗ на здание в отсутствие наличия вещных прав, акта передачи, в отсутствии решения суда. Внесением недостоверной записи на квартиру в ЕГРП также нарушены публичные интересы на достоверность записей. Управление в письме на ее обращение ложно указывает, что законность ненормативного акта госрегистрации от 06.04.2011 года на квартиру проверена судом, так как не соответствует действительности. Федеральным судом ни разу не исследовалась и не проверялась законность первичной государственной регистрации от 06.04.2011 года, произведенной с нарушением действующего законодательства РФ, так как суд согласно свидетельства серии < адрес > от 06.04.2011 года считал владельцем моей квартиры ЗАО с иностранными инвестициями «Цепрусс», что подтверждается всеми многочисленными судебными решениями. Квартира из незаконной собственности иностранной компании прокуратурой Калининградской области из незаконного владения не истребовалась. Участником по делу № А21-10492/2015 она не являлась. Следовательно, ссылка Управления на решение суда от 09.11.2015 года согласно ст.61 ГПК РФ, является несостоятельной. В силу пунктов 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС ответчик обязан доказать законность внесения сведений, разумеется не ссылаясь на решения судов, состоявшихся после актов регистраций 2008 и 2011 годов, вынесенных с нарушением действующего законодательства РФ.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Управлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области по доверенности – ФИО5, в судебном заседании иск не признал, пояснив, что ФИО1 был дан ответ на обращение, поступившее из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций в соответствии с действующим законодательством, в установленный срок и в рамках полномочий Управления. Вопрос законности регистрации права собственности на жилое помещение 06.04.2011 неоднократно являлся предметом оценки в судах общей юрисдикции и Арбитражном суде Калининградской области и не подлежит оспариванию.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области 06.09.2018 было рассмотрено обращение ФИО1 от 07.08.2018 (вх. № 60/14-2-0 от 15.08.2018), перенаправленное центральным аппаратом Росреестра, поступившее из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций (исх. № А26-02-84149512 от 07.08.2018) и по результатам обращения был дан ответ от 06.09.2018 за исх. №
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (ред. от 15.02.2017) утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, в соответствии с которым Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу п. 5, 5.1.1 и 5.1.2 названного Положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в рамках своих полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Порядок рассмотрения обращений граждан, установленный данным Законом распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 10 поименованного выше Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В ответе на обращение ФИО1 административным ответчиком разъяснено, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Управление, как федеральный орган исполнительной власти на территорий региона, не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации. Кроме того, Управление не наделено полномочиями по оценке правомерности действий органов местного самоуправления и государственной власти в вопросах распоряжения объектами недвижимого имущества, а также осуществления проверок изданных этими органами актов на предмет соответствия законодательству Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Пределы проводимой государственным регистратором правовой экспертизы представленных документов, действующим законодательством не установлены.
Кроме того, указывается, что ФИО1 ранее неоднократно обращалась в Росреестр с аналогичными заявлениями, на которые были подготовлены полные и мотивированные ответы, основанные на нормах действующего законодательства.
В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, в рамках данного дела совокупность таких условий не установлена, обращение ФИО1 рассмотрено Управлением Росреестра в пределах своей компетенции по существу в установленный законом срок, по всем вопросам, указанным в обращении, дано мотивированное разъяснение.
20.05.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании дубликата акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 28.01.1993 и постановления главы администрации г. Калининграда от 12.03.1993 № 179 Управлением была внесена запись о регистрации права собственности за ЗАО «Цепрусс» на здание общежития общей площадью 3763,3 кв.м, расположенное по адресу: < адрес >.
02.02.2011 на основании решения ЗАО «Цепрусс» от 21.01.2011 № 3-1/56 о разделе вышеуказанного здания на самостоятельные помещения, Управлением внесена запись о прекращении права собственности ЗАО «Цепрусс» на здание общежития.
Дополнительным решением собственника от 17.02.2011 принято считать здание по < адрес > многоквартирным жилым домом.
06.04.2011 Управлением зарегистрировано право собственности ЗАО «Цепрусс» на квартиры, расположенные в указанном многоквартирном жилом доме.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Законность возникновения права собственности как на здание по адресу: г< адрес >, так и на спорную квартиру в указанном доме неоднократно являлась предметом судебной оценки.
Так, вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда г. Калининграда от 06.02.2012, 27.05.2013 и 14.05.2014 и решением Арбитражного суда Калининградской области по делу № А21-10492/2014, имеющими преюдициальное значение при рассмотрении последующих споров, была дана оценка обстоятельствам постройки спорной квартиры, владения и распоряжения ею лицами, участвующими в деле, их правам и обязанностям по отношению к жилому помещению, исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, в том числе, на которые ФИО1 ссылается в своем обращении.
В силу вышеизложенного не подлежат удовлетворению требования ФИО1 о признании незаконными регистрационных действий, совершенных Управлением Росреестра по внесению записей в ЕГРП на < адрес > и об исключении данной записи из ЕГРН.
Кроме того, суд считает, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с такими требованиями, поскольку ст. 219 КАС РФ установлен три месяца для обращения в суд со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, а пропуск такого срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Административный иск подан в суд 27.09.2018, оснований полагать, что ФИО1 до 27.06.2018 года не было известно о произведенных в 2008 и 2011 годах регистрационных действиях и о наличии оспариваемых записей в ЕГРН, с учетом перечисленных выше обстоятельств, не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 ФИО8 к Управлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о признании решений и действий незаконными – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.11.2018.
Судья Д.В. Стома