Копия дело № 2а-5536/19г.
УИД: 16RS0050-01-2019-007631-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2019 года г.Казань
Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,
при секретаре Егоровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителю начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани об оспаривании уведомления, обязании устранить допущенное нарушение.
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании незаконным и отмене уведомления от 02.07.2019 № ИЖС1/0/1431 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и обязании выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении застройщика от 22.06.2019 и представленных документов о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №.
В обоснование требований указано, что 22.06.2019 административный истец обратилась к административным ответчикам с уведомлением о планируемом строительстве на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, приложив к заявлению необходимые документы. Однако ФИО1 получила уведомление о несоответствии планируемого строительства жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
С данным уведомлением административный истец не согласна, считает его незаконным, поскольку земельный участок, на котором планируется строительство жилого дома, был приобретён по возмездной сделке, прежнему собственнику указанный земельный участок предоставлялся 19.03.1997 для строительства индивидуального жилого дома и выращивания сельхозпродукции на территории Совета местного самоуправления. В соответствии с информацией, содержащейся в публичной кадастровой карте, разрешённое использование земельного участка – для индивидуальной жилой застройки. В связи с изложенным административным истцом предъявлены настоящие требования.
Определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве административного соответчика - заместитель начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО2, Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИКМО г.Казани); в качестве заинтересованных лиц ФИО3, Муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани»).
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала.
Представитель административных ответчиков с предъявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Заинтересованное лицо – ФИО3 в судебном заседании полагала требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу пунктов 1,2,4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В пункте 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа, среди прочего, относятся: утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства,
направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов.
Законом Республики Татарстан от 15.09.2004 N 46-ЗРТ «О границах территории и статусе муниципального образования города Казани» муниципальное образование г.Казани наделено статусом городского округа.
Согласно части 1 статьи 5 Устава муниципального образования города Казани, утв.решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5, структуру органов местного самоуправления города Казани составляет,в том числе Представительный орган муниципального образования - Казанская городская Дума.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Устава муниципального образования города Казани, к компетенции Городской Думы отнесено полномочие по утверждению генерального плана, документов территориального планирования города Казани, правил землепользования и застройки территории города Казани.
Согласно разделу 2 «Характеристики территориальных зон и градостроительные регламенты. Картографические документы» Градостроительного устава Казани, принятого решением Решение КСНД от 22.04.2004 N 51-19 к основным видам разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в Р3 - зоне рекреационно-ландшафтная относятся: природные ландшафты; парки, скверы, набережные; зоопарки, зооуголки; объекты инфраструктуры для отдыха: спасательные станции; нестационарные торговые объекты, размещаемые в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов. К вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной территориальной зоне относятся: объекты благоустройства; туалеты общественные; ограждения с соблюдением требований статьи 29.2 настоящих правил; места для парковки легковых автомобилей; пункты охраны общественного порядка; объекты инфраструктуры для отдыха: сооружения развлекательного назначения (танцплощадки, игровые площадки, летние эстрады), базы проката спортивно-рекреационного инвентаря; спортивные площадки.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Материалами дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
22.06.2019 административный истец обратилась в Муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани») с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.
Уведомлением от 02.07.2019 № ИЖС1/0/1431 за подписью заместителя начальника учреждения ФИО2 административному истцу сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке истца, поскольку согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки г.Казани земельный участок расположен в зоне Р3 (зоне рекреационно-ландшафтной), в которой индивидуальное жилищное строительство не входит в виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с информацией, предоставленной Управлением архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани о предельных параметрах разрешённого строительства и ограничениях земельного участка с кадастровым номером №, указанный участок расположен в территориальной зоне Р3 – рекреационно-ландшафтная зона.
Учитывая, что согласно абзацу 6 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации застройка (возведение объектов капитального строительства) земельного участка, принадлежащего административному истцу, может осуществляться только в соответствии с теми видами разрешенного использования, которые перечислены в градостроительном регламенте зоны Р-3, а последней не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, суд приходит к выводу, что при обращении ФИО1 22.06.2019 с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке орган местного самоуправления правомерно осуществил проверку соответствия планируемого строительства жилого дома на земельном участке требованиям законодательства о градостроительной деятельности и, обнаружив такое несоответствие, направил административному истцу оспариваемое уведомление.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для принятия решения об удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными следует установить совокупность условий: незаконность решения, действия (бездействия) и нарушение прав заявителя.
Обстоятельство указания в правоустанавливающем документе на земельный участок о том, что выделен для целей строительства индивидуального жилого дома с выращиванием с/х продукции, а также указание в кадастровой выписке в графе вид разрешенного использования – строительство индивидуального жилого дома и выращивание с/х продукции, не может служить основанием для принятия решения в пользу ФИО1, поскольку изложенное с учётом установленных по делу обстоятельств свидетельствуют только о приобретении ФИО1 прав на земельный участок. Установление определенной территориальной зоны не может в настоящее время стать препятствием к реализации ею прав на земельный участок, однако использование такого участка напрямую зависит от условий, установленных градостроительными регламентами. В данном случае административный истец не лишена возможности в установленном законом порядке обратиться в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны земельного участка.
С учетом изложенного суд находит административные исковые требования ФИО1 необоснованными и отклоняет их.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителю начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным уведомления от 02.07.2019 № ИЖ1/0/1431, обязании выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении застройщика от 22.06.2019 и представленных документов о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Д.И. Галяутдинова