Дело № 2а-566/2022 (2а-5538/2021)
64RS0043-01-2021-002330-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Титовой А.Н.,
при секретаре Анисимовой А.О.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО72, представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО4, заинтересованных лиц ФИО67, ФИО15,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к комитету по управлению имуществом г. Саратова, заинтересованные лица администрация муниципального образования «Город Саратов», администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрация муниципального образования «Город Саратов», ФИО73A., ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО60, ФИО61, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
установил:
административный истец ФИО1 обратилась с иском к комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконным бездействия, возложении обязанности исполнить пункт распоряжения.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение, состоящее из комнаты в коммунальной квартире, площадью 18 кв.м, и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (148/1000), расположенном по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрации МО «Город Саратов») от ДД.ММ.ГГГГ№-р жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции в срок до ДД.ММ.ГГГГ, определены мероприятия по отселению жильцов из многоквартирного дома и формированию земельного участка.
Пунктом 5.1 данного распоряжения комитету по управлению имуществом г. Саратова предписано осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по указанному адресу.
В нарушение действующего законодательства и положений распоряжения от 10 декабря 2018 года № 471-р до настоящего времени должностные лица органа местного самоуправления мер, направленных на изъятие земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу для муниципальных нужд и изъятия жилых помещений, расположенных в указанном доме, не предпринимают. Процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе, принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного, его формирование, кадастровый учет объекта недвижимого имущества.
В нарушение требований законодательства, а также п. 5.1 распоряжения от 10 декабря 2018 года № 471-р земельный участок, расположенный под многоквартирным домом №, литер А2 по <адрес>, ул. им. ФИО70 в установленном порядке не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, и не может признан объектом гражданских прав, в связи с чем администрация муниципального образования «Город Саратов» не вправе им распоряжаться до постановки кадастровый учет, в том числе путем принятия решения о его изъятии. Вышеуказанное распоряжение является правовым актом главы муниципального образования «Город Саратов» и носит обязательный для исполнения характер.
Согласно ответу администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ до сведения ФИО1 доведено, что земельный участок по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО70, <адрес> (лит. АА1, А2, В, Г) не образован, правовой акт об изъятии земельного участка и жилых помещений, находящихся, в указанном многоквартирном не издавался.
Административный истец указывает, что бездействие административного ответчика создает угрозу для жизни и здоровья ФИО1 и ее супруга ФИО1 B.Л., а также неопределенного круга лиц, постоянно и временно находящихся рядом с указанным домом.
В связи с указанными обстоятельствами истец просит признать бездействие комитета по управлению имуществом <адрес>, выразившееся в неисполнении пункта 5.1 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО70, <адрес> (лит. АА1, А2, В, Г) незаконным. Возложить на комитет по управлению имуществом <адрес> обязанность исполнить пункт 5.1 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО70, <адрес>, (лит. АА1, А2, В, Г)» в течение трех месяцев со дня вынесения решения суда.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просила.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованные лица ФИО67, ФИО15просили исковые требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайств об отложении слушания по делу не представили.
С учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заслушав пояснения свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 62 КАС РФ судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение, состоящее из комнаты в коммунальной квартире, площадью 18 кв.м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО70, <адрес> (т. 1, л.д. 9, 48-50).
Распоряжением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО70, <адрес> (лит. АА1, А2, В, Г) признан аварийным и подлежащим реконструкции в срок до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 56-57).
Согласно п. 2 данного распоряжения собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО70, <адрес>, предписано произвести отселение из занимаемых помещений в течении трех месяцев со дня издания данного распоряжения, произвести реконструкцию указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 5.1 данного распоряжения на комитет по управлению имуществом <адрес> возложена осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>).
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказать, в чем заключается нарушения его прав, свобод и законных интересов; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) - обязанность доказать соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Положениями ЖК РФ предусмотрен порядок предоставления жилых помещений гражданам взамен жилых помещений в многоквартирном доме признанном аварийным, используемых как по договору социального найма, так и принадлежащих гражданам на праве собственности.
Порядок изъятия земельных участков государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В статье 56.3 ЗК РФ определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (подпункт 4 пункта 2).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4).
Согласно пункту 5 статьи 56.6 ЗК РФ к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
Таким образом, процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формирование, кадастровый учет объекта недвижимого имущества
Частью 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Судом установлено, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции (т. 1, л.д. 52-55).
На основании указанного заключения администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано распоряжение №-Р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. АА1, А2, В, Г»).
Пунктом 2 распоряжения распоряжение №-Р от ДД.ММ.ГГГГ на собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (лит. АА1, А2, В, Г») возложена обязанность в течение трех месяцев со дня издания данного распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений; произвести реконструкцию указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 5.1 вышеуказанного распоряжения комитету по управлению имуществом города Саратова предписано осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (лит. АА1, А2, В, Г»).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (лит. АА1, А2, В, Г»), не образован, правовой акт об изъятии земельного участка и жилых помещений, находящихся в указанном многоквартирном доме, не издавался, кроме того сообщено, что на территории МО «<адрес>» действует ведомственная целевая программа «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2019 -2025 годах», утвержденная постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, в рамках которой подлежат расселению многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 65, 117-118).
Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена ведомственная целевая программа «Образование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «<адрес>» на 2021 – 2022 годы».
В указанной программе предусмотрено финансирование на мероприятие по разработке межевания территории для образования земельных участков, занимаемых многоквартирными домами и иными объектами. Также предусмотрено программное мероприятие по проведению кадастровых работ и государственного кадастрового учета земельных участков, занимаемых многоквартирными домами и иными объектами, в соответствии с проектом межевания территории (т. 1, л.д. 87-97).
Согласно сообщению комитета по управлению имуществом г. Саратова образование земельных участков осуществляется в пределах средств, предусмотренных ведомственной целевой программой по образованию земельных участков, расположенных на территории МО «<адрес>», средства на ее реализацию ограничены. Действующей программой, утвержденной постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ год предусмотрены средства в размере 2,5 млн. руб. Возможность образования указанного земельного участка будет рассмотрена в рамках реализации программных мероприятий (т. 1 л.д. 65).
Судом установлено, что финансирование мероприятий по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (лит. АА1, А2, В, Г»), с момента вынесения вышеуказанного распоряжения по настоящее время не осуществлялось, возможность включения финансирования мероприятий по формированию указанного земельного участка под многоквартирным домом в ведомственную целевую программу «Образование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» будет рассмотрена в порядке очередности, ввиду отсутствия выделенного финансирования на мероприятия по формированию указанных земельных участков под многоквартирными домами, в связи с чем у комитета по управлению имуществом города Саратова отсутствовала возможность осуществить мероприятия, указанные в 5.1 вышеуказанного распоряжения.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Действующим жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность применения понуждения собственников помещений осуществить отселение, а также снос квартир, признанных аварийными, а предусмотрена лишь обязанность органа, принявшего решение о признании дома аварийным, требовать от собственником помещений осуществления отселения, сноса или реконструкции указанного дома в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Оснований считать, что бездействие комитета по управлению имуществом г. Саратова приводит к нарушению прав и законных интересов ФИО1 у суда не имеется, поскольку финансирование мероприятий по формированию земельного участка по адресу: <адрес> (лит. АА1, А2, В, Г») до настоящего времени не осуществлено, кроме того судом учтено, что ФИО1 является одним из собственников жилых помещений, расположенных в аварийном многоквартирном доме, и на нее также указанным распоряжением (п. 2.1.,2.2) возложены обязанности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к комитету по управлению имуществом г. Саратова в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконным бездействия, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 марта 2022 года.
Судья А.Н. Титова