ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-553/2022 от 26.07.2022 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0025-01-2022-000609-49 адм/д 2а-553/2022

решение составлено

26.07.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Верхняя Салда 22 июня 2022 года Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Исаевой О.В.

при секретаре судебного заседания Якимовой Н.А.

с участием административного истца прокурора Мурсенковой А.А.

представителя административного ответчика Головановой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Верхнесалдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнесалдинского городского округа о признании незаконным бездействия, Положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением,

у с т а н о в и л:

Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнесалдинского городского округа, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Верхнесалдинского городского округа по приведению Положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по Верхнесалдинскому городскому округу, утвержденного постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 22.06.2021 № 1622, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, Методических указаний, утвержденных приказом Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр; признать Положение о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по Верхнесалдинскому городскому округу, утвержденное постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 22.06.2021 № 1622, недействующим со дня принятия.

В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по исполнению жилищного законодательства в части законности установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по Верхнесалдинскому городскому округу. В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за наем устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Приказом Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр утверждены Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, вступившие в силу с 01.01.2017 и опубликованные на официальном Интернет-портале правовой информации. Данные Методические указания предназначены для использования органами местного самоуправления, согласно которым размер платы за наем жилого помещения устанавливается с использованием коэффициента, характеризующего качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома. Постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 22.06.2021 № 1622 утверждено Положение о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по Верхнесалдинскому городскому округу, которое было опубликовано в официальном печатном издании «Салдинская газета» № 24 (00358) от 24.06.2021. Постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 29.09.2021 № 2501 в данное Положение внесены изменения, опубликовано в официальном печатном издании «Салдинская газета» № 38 (00372) от 30.09.2021. Данное Положение принято с нарушением ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, Методических указаний, поскольку в Положении отсутствует коэффициент, характеризующий качество жилого помещения. В адрес администрации Верхнесалдинского городского округа прокурором 18.03.2022 принесен протест на незаконный правовой акт и 18.03.2022 внесено представление об устранении нарушений закона. Акты прокурорского реагирования были рассмотрены, но в удовлетворении было отказано. Таким образом, администрацией Верхнесалдинского городского округа меры для приведения нормативного правового акта в соответствии с законодательством не были приняты. Незаконным бездействием администрации Верхнесалдинского городского округа и незаконным правовым актом нарушены права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Верхнесалдинского городского прокурора заявленные требования и доводы, изложенные в обоснование административного иска, поддержал в полном объеме. Суду также пояснил, что административным ответчиком в установленный законом срок были рассмотрены акты прокурорского реагирования и даны ответы. Бездействие администрации Верхнесалдинского городского округа выражается в том, что фактически не приняты меры по приведение оспариваемого Положения в соответствии с законодательством. Также оспариваемое Положение следует признать недействующим в полном объеме и со дня его принятия.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что не признает заявленные требования, поскольку в представлении прокурор ссылался на проект приказа Минстроя России по состоянию на 13.05.2016, в данной редакции приказ Минстроя России принят не был. Бездействие администрация не допустила, поскольку в установленный срок были рассмотрены протест и представление прокурора. Оспариваемое Положение издано в соответствии с законодательством, поскольку в п. 5 Положения установлено, что плата за наем не взимается с нанимателя жилого помещения, проживающего в деревянных домах, имеющих износ 65% и более, и в каменных домах с износом 70% и более, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания. Следовательно, при расчете размера платы учитывается коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения. Кроме этого, в случае удовлетворения заявленных требований, последует увеличение размера платы за жилое помещение, что является нарушением прав нанимателей жилых помещений.

Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Так, в силу пункта статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно пункту 3 статьи 22 Закона о прокуратуре в случае установления факта нарушения органами и должностными лицами закона прокурор или его заместитель вносит протест на противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Из материалов дела следует, что 18.03.2022 Верхнесалдинским городским прокурором в адрес главы Верхнесалдинского городского округа внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в котором было указано на безотлагательное его рассмотрение с участием прокурора, по выявленным нарушениям провести служебную проверку и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления сообщить в установленный законом месячный срок.

Из представления следует, что прокурором выявлено нарушение жилищного законодательства, выразившиеся в том, что в Положении о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по Верхнесалдинскому городскому округу от 22.06.2021 № 1622 не установлен коэффициент, характеризующий качество жилого помещения.

11.04.2022 главой Верхнесалдинского городского округа в адрес Верхнесалдинского городского округа направлен ответ на представление, из которого следует, что не имеется необходимости устанавливать коэффициент, характеризующий качество жилого помещения, поскольку данный параметр предусмотрен в п. 5 Положения, в связи с чем Положение от 22.06.2021 № 1622 соответствует действующему законодательству, оснований для привлечения должностных лиц администрации к дисциплинарной ответственности не имеется.

Таким образом, судом установлено, что представление прокурора от 18.03.2022 рассмотрено администрацией Верхнесалдинского городского округа в установленный законом срок, ответ по результатам рассмотрения представления также направлен в установленный законом месячный срок.

В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре, протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Из материалов дела следует, что 18.03.2022 Верхнесалдинским городским прокурором в адрес главы Верхнесалдинского городского округа внесен протест на постановление администрации от 22.06.2021 № 1622 (с изменениями от 29.09.2021 № 2501), согласно которому требовал незамедлительно рассмотреть протест с участием прокурора, постановление администрации Верхнесалдинского городского округа от 22.06.2021 № 1622 (с изменениями от 29.09.2021 № 2501) отменить. Принять нормативный акт, устанавливающий размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по Верхнесалдинскому городскому округу, в соответствии с требованиями ч.3, 4 Жилищного кодекса РФ, о результатах рассмотрения протеста сообщить в 10-дневный срок с момента его получения.

Из протеста следует, что в Положении о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по Верхнесалдинскому городскому округу от 22.06.2021 № 1622 не установлен коэффициент, характеризующий качество жилого помещения.

25.03.2022 в адрес Верхнесалдинского городского прокурора направлен ответ на протест, из которого следует, что не имеется оснований для отмены постановления администрации от 22.06.2021 № 1622 (в ред. от 29.09.2021).

Таким образом, протест прокурора от 18.03.2022 рассмотрен администрацией Верхнесалдинского городского округа в установленный законом срок, ответ по результатам рассмотрения протеста направлен в установленный в протесте 10-дневный срок.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что протест и представление прокурора были рассмотрены, ответы по результатам их рассмотрения были направлены администрацией Верхнесалдинского городского округа в установленный законом срок, следовательно, судом не установлено бездействие администрации. Доводы прокурора о том, что бездействие выражено в неудовлетворении требований, изложенных в протесте и представлении, суд отклоняет, поскольку несогласие с содержанием ответов не свидетельствует о бездействии администрации, прокурор не лишен права обратиться в суд с административным иском об оспаривании нормативно-правого акта, противоречащего закону, данным правом прокурор воспользовался, обратившись в суд с настоящим административным иском о признании Положение незаконным и недействующим со дня принятия.

Разрешая заявленные требования в данной части, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Законом о прокуратуре, он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 7, 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Из оспариваемого Положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по Верхнесалдинскому городскому округу, утвержденного постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 22.06.2021 № 1622, следует, что Положение разработано в соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства строительства и жилищного-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.09.2016 № 668/пр «Об утверждении Методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда».

Нормативный правовой акт опубликован в печатном издании «Салдинская газета» 24.06.2021. Постановлением администрации от 29.09.2021 в Положение от 22.06.2021 были внесены изменения, нормативный правовой акт с внесенными изменениями был опубликован 30.09.2021.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе, плату за пользование жилым помещением (плата за наем).

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения (часть 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с ч. 4 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Согласно ч. 5 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с частью 3 статьи 49 настоящего Кодекса, могут быть установлены другие (по сравнению с предусмотренными частью 4 настоящей статьи и настоящей частью) условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.09.2016 № 668/пр (в ред. от 19.06.2017) утверждены Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением

для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 07.11.2016 № 44258 и вступил в силу с 01.01.2017.

Данные Методические указания определяют единые требования к установлению размера платы за наем жилого помещения, предназначены для использования органами местного самоуправления. При установлении размера платы за наем жилого помещения необходимо учитывать положения части 5 статьи 156 Жилищного кодекса, согласно которым установление размера платы за наем жилого помещения не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно разделу II Методических указаний, размер платы за наем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, определяется по формуле, указанной в п. 2.1.

Из п. 2.1 Методических указаний следует, что при определении размера платы за наем жилого помещения учитывается, в том числе, коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома.

Согласно разделу IV Методических указаний, размер платы за наем жилого помещения устанавливается с использованием коэффициента, характеризующего качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома.

Интегральное значение коэффициента, характеризующего качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома, для жилого помещения рассчитывается как средневзвешенное значение показателей по отдельным параметрам по формуле, указанной в п. 4.2.

Значения показателей коэффициентов, характеризующих качество жилого помещения; благоустройство жилого помещения; месторасположение дома оцениваются в интервале [0,8; 1,3].

Таким образом, из положений ч. 4 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Методических указаний следует, что при расчете размера платы за наем жилого помещения должны учитываться качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома.

Из оспариваемого Положения от 22.06.2021 № 1622 следует, что в раздел 2 «Размер платы за наем жилого помещения» (п. 4) и в раздел 3 «Коэффициент, характеризующий благоустройство жилого помещения и месторасположение дома» (п. 6) при определении размера платы за наем жилого помещения не включен коэффициент, характеризующий качество жилого помещения, что является нарушением ч. 4 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Методических указаний, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.09.2016 № 668/пр.

Данный приказ зарегистрирован Минюстом России 07.11.2016, в связи с чем Методические указания для органов местного самоуправления носят не рекомендательный, а обязательный характер при утверждении положения о расчете размера платы за наем жилого помещения.

Доводы представителя административного ответчика о соответствии оспариваемого Положения нормам законодательства, поскольку в п. 5 предусмотрено, что плата за наем не взимается с нанимателей жилых помещений, проживающих в деревянных домах с износом 65% и более, и в каменных домах с износах 70% и более, и в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, суд отклоняет.

Действительно, в п. 5 постановления администрации Верхнесалдинского городского округа от 22.06.2021 № 1622 «Об утверждении Положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по Верхнесалдинскому городскому округу» содержится условие о том, что плата за наем не взимается с нанимателей жилых помещений, проживающих в деревянных домах с износом 65% и более, и в каменных домах с износах 70% и более, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном порядке.

Вместе с тем, в самом Положении данное условие отсутствует.

Кроме этого, жилищное законодательство Российской Федерации предъявляет определенные требования к качеству жилых помещений. Требования закреплены в ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации и включают в себя необходимость соответствия жилых помещений правилам пожарной, технической, санитарно-гигиенической и экологической безопасности.

Также качество жилого помещения может определяться, исходя из капитальности (материала стен) жилого дома.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда не может определяться произвольно.

Поскольку оспариваемое Положение от 22.06.2021 № 1622 в части противоречит действующему жилищному законодательству, в п. 4 и п.6 Положения в нарушение части 4 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера платы за наем жилого помещения не учитывается коэффициент, характеризующий качество жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для признания его недействующим в части. При этом орган местного самоуправления обязан привести Положение в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Поскольку данные пункты Положения применялись, регулируя складывающиеся правоотношения в жилищной сфере, их следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск Верхнесалдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнесалдинского городского округа о признании незаконным бездействия, Положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением - удовлетворить частично.

Признать недействующим п.п. 4, 6 Положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по Верхнесалдинскому городскому округу, утвержденного постановлением Администрации Верхнесалдинского городского округа от 22.06.2021 № 1622 (ред. от 29.09.2021), со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать административного ответчика опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд.

Судья О.В.Исаева