ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5540/19 от 26.02.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2а-758/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2020 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Жуковой Н.О.,

при секретаре судебного заседания Тимощенко В.В.,

с участием представителей административного истца Василенко Г.Ю. и Зарайкиной В.В., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации городского поселения «(адрес)» Амурского муниципального района (адрес) о признании незаконным пункта 3 предписания государственной инспекции труда в (адрес) от (дата),

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского поселения «(адрес)» Амурского муниципального района (адрес) обратилась в суд с административным иском о признании незаконным пункта 3 предписания государственной инспекции труда в (адрес) от (дата), мотивируя свои требования тем, что (дата) в отношении Администрации городского поселения «(адрес)» Амурского муниципального района (адрес) вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, где в п. 3 указано на обязанность привести в соответствии с требованиями действующего законодательства локальные акты администрации, а также производить расчет заработной платы и учет рабочего времени для водителей в соответствии с требованиями законодательства. Также возложена обязанность предоставить документы, подтверждающие приведение в соответствии с требованиями действующего законодательства локальных актов администрации. Административный истец полагает, что пункт 3 указанного предписания является незаконным, поскольку распоряжением администрации (адрес) от (дата)(№) утверждены Правила внутреннего распорядка, согласно которым водителям установлена 5-ти дневная рабочая неделя, с двумя выходными, рабочий день исходя из 40 часовой рабочей недели, режим работы с 08-30 до 17-45, перерыв на обед с 12-45 до 14-00 часов, т.е. 8-ми часовой рабочий день, перерыв для отдыха и питания составляет 1 час 15 минут. В соответствии с п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, допускается установление для водителей ненормированного рабочего дня. В связи с производственной необходимостью необходимо эпизодически привлекать водителей к работе в рабочие дни за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Автомобили администрации (адрес) являются легковыми и в соответствии с п. 14 Положения, водителям может устанавливаться ненормированный рабочий день, при этом, водителям предоставляется дополнительных 3 календарных дня отпуска и доплата в размере от 50 до 100 % должностного оклада. Условия о ненормированном дне включены в трудовой договор водителей. Исполнение пункта 3 оспариваемого предписания приведет к снижению заработной платы водителей и нарушению их права.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца Василенко Г.Ю. поддержала заявленные требования и суду пояснила, что специфика работы сотрудников администрации такова, что они могут задерживаться на мероприятиях сверх рабочего времени, при этом, предвидеть заранее задержку на рабочем месте и написать соответствующее заявление невозможно по объективным причинам. Полагает, что введение ненормированного рабочего дня не нарушает права водителей. На момент проведения проверки не был установлен для водителей ненормированный рабочий день, но с декабря 2019 года действует положение об установлении дополнительного отпуска. Кроме того, всем водителям производится доплата за ненормированный рабочий день. Также дополнили, что в администрации (адрес) не профсоюзного органа с 2014 года.

Представитель административного истца Зарайкина В.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в иске.

В судебном разбирательстве представителя административного ответчика государственный инспектор труда в (адрес)Чалая О.В. участие не принимала, о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке. Согласно телефонограмме, просила рассмотреть дело в отсутствие.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Положениями ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, должностного лица, государственного или муниципального служащего …, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд ….

В силу ч. 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу требований п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанных норм права следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.

В ходе судебного разбирательства установлено, что (дата) в Государственную инспекцию труда в (адрес) обратился гражданин Чурюмов А.В. с заявлением, где просил провести проверку в отношении бывшего работодателя администрации (адрес), по факту не оплаты сверхурочной работы в качестве водителя автомобиля.

Как следует из акта проверки от (дата), в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований. Так, в нарушение требований ст. ст. 2,4,22 ТК РФ, Приказа Минтранса (№) от (дата) «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», водителям установлен ненормированный рабочий день и надбавка за ненормированный рабочий день, вместе с тем, закон запрещает устанавливать ненормированный рабочий день для водителей.

По результатам проверки (дата) в отношении Администрации городского поселения «(адрес)» Амурского муниципального района (адрес) вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, где указано предоставить документы, подтверждающие исполнение требований работника Чурюмова А.В. по выдаче истребованных им документов; предоставить документы, подтверждающие произведение выплаты заработной платы в установленные законом и внутренними локальными актами сроки.

В п. 3 предписания указано: на основании ст. 2,4,22 ТК РФ, Приказа Минтранса (№) от (дата) «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» привести в соответствии с требованиями действующего законодательства локальные акты администрации города, а также произвести расчет заработной платы и учет нормы рабочего времени для водителей в соответствии с требованиями законодательства. Предоставить документы подтверждающие приведение в соответствии с требованиями действующего законодательства регулирующего труд водителей локальных актов администрации.

Согласно статье 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

В соответствии с ч.2 ст. 329 ТК РФ, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Согласно п. 7 Приказа Минтранса России от (дата) N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно п. 12 Положения водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

В п. 14 названного Приказа указано, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Исходя из вышеизложенных правовых норм, действующим законодательством предусмотрено установление для водителей ненормированного рабочего дня, в связи с чем, выводы государственного инспектора труда о том, что для водителей не предусмотрено установление ненормированного рабочего дня являются ошибочными.

Кроме того, как следует из материалов дела, действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, с учетом изменений, внесенных от (дата), установлен перечень должностей, при замещении которых устанавливается ненормированный служебный (рабочий) день, в числе перечней указана должность водитель.

Согласно Положению о размерах оплаты труда лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы городского поселения «(адрес)», устанавливается ежемесячная надбавка за ненормированный рабочий день водителю в размере 6 должностных окладов водителя; водителю, обслуживающему главу города – в размере 12 должностных окладов водителя (п. 3.4).

Со стороны истца представлен бланк трудового договора водителя, из содержания которого следует, что работнику устанавливается ненормированный рабочий день, исходя из 40-часовой рабочей недели, при этом, работнику устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 3 календарных дня за ненормированный рабочий день.

Как следует из справки, предоставленной административным истцом, профсоюзный орган отсутствует в администрации (адрес) с 2015 года, следовательно, установление ненормированного рабочего дня водителю, не требует согласования с профсоюзом.

Исходя из вышеизложенного, у административного истца отсутствуют основания для приведения в соответствии с требованиями действующего законодательства локальных актов администрации города.

В соответствии с ч.2 ст. 357 Трудового кодекса РФ …государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Как следует из материалов дела, предписание вынесено (дата), настоящий иск поступил в суд (дата), таким образом, срок на обращение в суд, административным истцом не пропущен.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в спорных правоотношениях п. 3 предписания административного ответчика не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск администрации городского поселения «(адрес)» Амурского муниципального района (адрес) о признании незаконным пункта 3 предписания государственной инспекции труда в (адрес) от (дата), - удовлетворить.

Признать незаконным пункта 3 предписания государственной инспекции труда в (адрес) от (дата).

Решение может быть обжаловано в (адрес)вой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.О. Жукова