ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5540/2021 от 15.12.2021 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2а-5540/2021

УИД 48RS0001-01-2021-006413-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2021 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Малюженко Е.А.,

при секретаре Ивановой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соколова Сергея Ивановича к Государственной жилищной инспекции Липецкой области о признании незаконными бездействия, ответа от 28.10.2021 г.

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Соколов С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом дополнения и уточнения) к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее – ГЖИ ЛО) о признании бездействия и отказа от 28.10.2021 г. в обслуживании канализационной трубы, выходящей из его квартиры до канализационного стояка незаконными, указывая, что 09.04.2018 года собственник <адрес>ФИО4 и ее муж ФИО5 отрезали трубы канализации и водоотведения, проходящие через квартиру 15 от его квартиры 13, находящейся этажом выше, оставив его с семьей без канализации.

31 июля 2019 г. Липецкий областной суд по апелляционной жалобе ООО УК «Парус» отменил решение Советского районного суда г.Липецка от 09.04.2019г. и постановил новое, которым обязал Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области провести работы по подключению квартиры Соколова С.И. к внутридомовой инженерной системе водоотведения через квартиру ФИО4 по схеме, существовавшей до проведения капитального ремонта, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязал ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8 обеспечить доступ в принадлежащие им квартиры для производства указанных работ; в иске к ООО «УК «Парус» Соколову С.И. отказал, взыскал судебные расходы.

16.12.2021г. канализационная труба из его квартиры №13 через квартиру № 15 в квартиру № 16 до вертикального стояка была проведена, исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем. Таким образом, до восстановления канализации прошло почти 4 года.

Он неоднократно обращался по разрушению канализации и непринятию мер в ГЖИ ЛО, в УК Парус, в Минстрой РФ.

10.10.2021г. истец обратился письмом к Председателю Правительства РФ Мишустину М.В. с вопросом о разъяснении выхода из создавшейся правовой (бесправной) ситуации, сопровождающейся потерей им единственного жилья и, при необходимости внесения поправок в нормативные документы, а именно: в постановление Правительства Российской Федерации 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в которых обозначены границы ответственности управляющих компаний и собственников жилых помещений, по более конкретному определению границ общедомового имущества в части водоотведения и канализации в жилых помещениях (квартирах) многоквартирных домов, а также зон ответственности управляющей компании и собственников жилого помещения.

Данное обращение аппаратом Правительства РФ было перенаправлено в Министерство строительства и ЖКХ, которое в свою очередь перенаправило в администрацию Липецкой области, а администрация перенаправила все это в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области.

28.10.2021г. ГЖИ ЛО дала истцу ответ в формате электронного письма, который фактически содержал отказ в обслуживании канализационной трубы из его квартиры до канализационного стояка.

Считает, что с 2018 года ГЖИ ЛО не предприняло никаких действий по осуществлению его права на жилье и комфортного в нем проживания, в связи с чем, налицо бездействие в вопросе лишения его канализации и нарушение его конституционных прав - ст.ст. 2, 17, 35, 40, 45, 46, 52, 53, п.п.3, 5 ст. 76, 120 Конституции РФ и Положения о ГЖИ ЛО.

Кроме того, со стороны ответчика ГЖИ ЛО не осуществляется региональный государственный жилищный надзор по отношению к управляющей компании УК «Парус», в частности, по соблюдению ею п. 5 Договора от 15.08.2017г. управления многоквартирным домом №14, заключенным между Соколовым С.И. и УК «Парус».

ГЖИ ЛО в нарушение п.п. 2.4., 2.7., 2.12., 2.13 Положения о ГЖИ ЛО до сих нор не вынесла заключения о несоответствии жилого помещения истца установленным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, так как оно не пригодно для проживания при отсутствии канализации и водоотведения.

ГЖИ ЛО не осуществляет надлежащий лицензионный контроль за деятельностью управляющей компании УК «Парус», отказывающейся признавать зоной своей ответственности всю систему канализации до плоскости раструба тройника канализационного стояка, расположенного в жилом помещении (квартире) истца.

ГЖИ ЛО не осуществляет постоянный мониторинг правоприменения правовых актов Российской Федерации (в частности Конституции РФ) и области относительно выполнения пункта 5 Договора от 15.08.2017 г..

ГЖИ ЛО не принимает необходимые меры по его заявлениям и жалобам в его адрес уже в течение 4-х лет по восстановлению канализации и водоотведения от его квартиры и определения зон ответственности между УК «Парус» и им, как собственника жилого помещения.

ГЖИ ЛО нарушен п. 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493.

Определением от 22.11.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО Управляющая компания «Парус».

Административный истец Соколов С.И. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения и дополнения поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в них и в исковом заявлении.

Представители административного ответчика Государственной жилищной инспекции Липецкой области по доверенностям Новичкова Л.Н. и Рябых И.Н. просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку ГЖИ ЛО не является правомочным органом, выступающим с законодательной инициативой по внесению изменений в правовые акты, отметив, что постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)" вступило в законную силу с 20 октября 2021 г. Со стороны Соколова С.И. в адрес ГЖИ ЛО никаких обращений по поводу проведения проверок, дачи заключений в отношении ООО УК «Парус» и по ненадлежащему оказанию услуг не поступало. Ответы на обращения истца были даны своевременно и надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ООО УК «Парус» по доверенности Фаронов Р.А. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истец пытается изменить решение суда по делу № 2-1053/2019, его не устраивает схема устройства водоотведения. В управляющую компанию с момента подключения квартиры Соколова С.И. к внутридомовой инженерной системе водоотведения по ранее существующей схеме и до подачи иска обращений от Соколова С.И. по ненадлежащему обслуживанию и текущему ремонту имущества не поступало.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из даты вынесения обжалуемого административным истцом ответа Государственной жилищной и инспекции Липецкой области №1-16-22173 от 28.10.2021 года и даты обращения его в суд с административным исковым заявлением – 01.11.2021 года, срок, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен. Что касается более ранних ответов Государственной жилищной инспекции Липецкой области на заявления Соколова С.И., срок на обращение по которым пропущен, указанный срок подлежит восстановлению, поскольку административный истец просит признать незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции по Липецкой области по рассмотрению всех его обращений по поводу восстановления канализации и водоотведения от квартиры истца до вертикального стояка канализации с 2018 по 2020 года.

В соответствии с Законом Липецкой области от 08 июня 2006 года N 293-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Липецкой области" распоряжением Администрации Липецкой области от 8 февраля 2016 г. N 43-р утверждено «Положение о государственной жилищной инспекции Липецкой области», согласно которому Госжилинспекция выполняет следующие функции:

Осуществляет региональный государственный жилищный надзор (п.2.1 Положения):

1) за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований:

к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность") …

Осуществляет деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, предусмотренных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (п. 2.2 Положения).

Выносит заключения о соответствии (несоответствии) жилых помещений установленным требованиям, предъявляемым к жилому помещению (п. 2.4 Положения).

Осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль (п. 2.7 Положения).

Осуществляет постоянный мониторинг правоприменения правовых актов Российской Федерации и области (п. 2.12 Положения).

Рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан и юридических лиц по вопросам своей компетенции и принимает по ним необходимые меры (п. 2.13 Положения) и т.д..

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)" (вступило в законную силу 20.10.2021 г.) объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования), в том числе:

товариществ собственников жилья;

жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

ресурсоснабжающих организаций;

региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.

Объектом государственного жилищного надзора не является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

В соответствии с ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

В соответствии со ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Судом установлено и следует из решения по гражданскому делу № 2-1053/2019, что Соколову С.И. на праве собственности принадлежит четырехкомнатная <адрес>, общей площадью 89 кв.м., расположенная на третьем этаже кирпичного <адрес>

Жилой <адрес>) находится под управлением ООО Управляющая компания «Парус», что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.07.2017 г. Утверждение условий договора и заключение договора-реестра управления МКД с ООО «УК «Парус» с 01.08.2017 г.

15.08.2017 года между ООО УК «Парус» и Соколовым С.И. был заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным в <адрес><адрес><адрес>, по условиям которого (предмет договора п.1.1) собственник поручил, а управляющая компания приняла на себя обязательства в течение срока действия договора за плату управлять МКД: оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общедомового имущества в многоквартирном доме и т.д. Общее имущество многоквартирного жилого дома определяется Приложением № 2 к договору и является неотъемлемой частью договора (п.1.3).

Согласно ч.ч. 1.3, 2, 2.3, 3, 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В силу ч. 2 ст. 192 Жилищного кодекса РФ, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с ч.ч. 1, 8 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.

Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Таким образом, ООО УК «Парус» осуществляет управление МКД, в котором проживает истец, на основании лицензии и протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.07.2017 г.

По итогам рассмотрения гражданского дела № 2-1053/2019 по иску Соколова С.И. к ООО Управляющая компания «Парус» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, неустойки, штрафа, судебных расходов, перерасчете начисленных сумм, возложении обязанности по восстановлению системы водоотведения (канализации) 09.04.2020 года Советским районным судом г. Липецка было вынесено решение: с ООО Управляющая компания «Парус» в пользу Соколова С.И. взыскана компенсация морального вреда в размере 20000 рублей, штраф в размере 30000 рублей, судебные расходы в размере 15000 рублей, неустойка в размере 80000 рублей, на ООО УК «Парус» возложена обязанность восстановить канализацию в <адрес> согласно утвержденной и согласованной проектной документации, произвести перерасчет начисленных сумм за содержание и ремонт жилого помещения за период с 09.04.2018 по 01.04.2019 года исходя из площади квартиры 89 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на сумму 19360,17 руб., в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ООО УК «Парус» денежных средств за операцию по аортокоронарному шунтированию, арендной платы по договору аренды, замены ванны и слива на ванну, замены мойки и подставки по мойку, за удостоверение нотариальной доверенности, оплаченной государственной пошлины в МФЦ за справки из ЕГРН отказано.

Апелляционным определением Липецкого областного суда от 31.07.2019 года (дело № 33-2433/2019) при рассмотрении апелляционной жалобы на указанное выше решение от 09.04.2020 г., оно было отменено, постановлено новое с возложением на Фонд капитального ремонта Липецкой области обязанности провести работы по подключению квартиры истца к внутридомовой инженерной системе водоотведения, в иске к ООО УК «Парус» Соколову С.И. отказано.

23.08.2019 г. судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г. Липецка УФССП России по Липецкой области возбуждено исполнительное производство -ИП, предметом исполнения являлось: обязать Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Липецкой области провести работы по подключению <адрес> к внутридомовой инженерной системе водоотведения в <адрес> через <адрес> того же дома (по схеме, существовавшей до проведения капитального ремонта) в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

27.11.2020 г. судебной коллегией по гражданским делам Липецкого областного суда судебному приставу-исполнителю Советского РОСП г. Липецка УФССП России по ЛО ФИО13 в разъяснении апелляционного определения от 31.07.2019 г. и исполнительного документа к нему в части проведения работ по подключению <адрес> внутридомовой инженерной системе водоотведения через <адрес>, отказано.

16.12.2020 г. судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г. Липецка УФССП России по Липецкой области исполнительное производство -ИП окончено, поскольку требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.

Из рассматриваемого искового заявления (дополнения и уточнения к нему) следует, что Соколов С.И. неоднократно в период с 2018 по 2020 год обращался с заявлениями в прокуратуру, которые были в последующем перенаправлены для их рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области по вопросу в том числе, восстановления канализация и водоотведения от его квартиры до вертикального стояка канализации.

Судом первой инстанции в решении от 09.04.2019 г. по гражданскому делу № 2-1053/2019 по иску Соколова С.И. к ООО Управляющая компания «Парус» о возложении обязанности по восстановлению системы водоотведения (канализации) было установлено (иск поступил в суд 10.01.2019 г.), что ГЖИ ЛО на протяжении 2018 года неоднократно по обращениям Соколова С.И. выдавала в адрес ООО УК «Парус» предписания по устранению выявленных нарушений в системе водоотведения.

Решением суда второй инстанции от 31.07.2019 года (кассационное определение от 02.12.2021 г.) обязанность по проведению работ по подключению квартиры истца к внутридомовой инженерной системе водоотведения была возложена на Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Липецкой области, который исполнил решение суда только 16.12.2020 г., что истцом в суде не оспаривалось.

При судебном разбирательстве было установлено, что с 16.12.2020 г. (день окончания исполнительного производства фактическим исполнением решения суда) обращений от истца Соколова С.И. в адрес ответчика ГЖИ ЛО, заинтересованного лица ООО УК «Парус» по вопросам восстановления канализации и водоотведения от его квартиры до вертикального стояка канализации, осуществления текущего ремонта системы водоотведения и канализации, ненадлежащего оказания услуг управляющей компанией, дачи заключения о соответствии (несоответствии) его жилого помещения, неисполнении ООО УК «Парус» п. 5 Договора управления МКД не поступало, что также не оспаривалось в суде истцом.

Таким образом, при указанных Соколовым С.И. основаниях в иске, дополнениях и уточнениях к нему, суд не усматривает нарушения его прав и законных интересов со стороны ГЖИ ЛО и в действиях ответчика отсутствует бездействие.

При этом, истцом в суд при рассмотрении настоящего искового заявления было предоставлено 17 ответов ГЖИ ЛО за период с 2018 по 2020 год, данные на его обращения. Несогласие административного истца с содержанием ответов на его обращения не является бездействием ответчика.

Необходимо также отметить, что в решении Советского районного суда г. Липецка от 11.09.2020 г. по административному делу № 2а-3633/2020 по иску Соколова Сергея Ивановича к Государственной жилищной инспекции Липецкой области о признании бездействия незаконным частично давалась оценка ответам ГЖИ ЛО от 09.10.2018 г., 16.01.2020 г., 16.10.2019 г., 18.02.2020 г., 30.03.2020 г.. Суд не нашел оснований для удовлетворения иска истца и признания бездействия ГЖИ ЛО незаконным (решение вступило в законную силу 02.11.2020 г.).

Административный истец также просил признать незаконным ответ ГЖИ ЛО от 28.10.2021 г., поскольку, как указывает в иске истец, он фактически содержал отказ на обслуживание канализационной трубы из квартиры истца до канализационного стояка на основании Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 и Правил № 491. Однако, суд не находит оснований для удовлетворения указанного требования ввиду следующего.

Судом установлено, что 04.10.2021 г. Соколов С.И. обратился к Министру строительства и ЖКХ РФ (Минстрой России) и 10.10.2021 г. к Председателю Правительства РФ Мишустину М.В. с обращениями о внесении изменений в нормативные документы, в том числе в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.08.2006 г. № 491, по установлению ответственности управляющих компаний за всю систему водоотведения и канализации до трубопроводов этой системы, находящихся в жилом помещении собственника жилья, указав, что в настоящее время зоной ответственности ООО УК «Парус» признается только вертикальный стояк водоотведения и канализации в МКД, а все отводы от этого вертикального стояка УК относит к зоне ответственности, эксплуатации и ремонту за счет сил и средств собственников жилых помещений. Тем самым собственники жилых помещений оказываются в ущемленном в правах положении.

04.10.2021 г. Минстрой России в адрес Соколова С.И. в электронном виде направил ответ на обращение от 04.10.2021 г., о том, что согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 обслуживание инженерных сетей, входящих в состав общего имущества, входит в обязанности управляющей организации. В связи с чем, внесение изменений в действующее законодательство не требуется.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Аналогичные положения содержатся и в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Решением Верховного Суда РФ от 17 июня 2013 г. N АКПИ13-512 абзац 2 пункта 5 признании не противоречащим действующему законодательству, суд сделал вывод о том, что из приведенных законоположений в их совокупности следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан поддерживать в надлежащем состоянии внутридомовую инженерную систему водоотведения пропорционально своей доле в праве собственности на общее имущество, а также часть канализации, предназначенную для обслуживания принадлежащего ему помещения, и соблюдать установленные требования к обеспечению безопасности здания и сооружения в процессе эксплуатации.

Обращение Соколова С.И. от 11.10.2021 г., адресованное Председателю Правительства РФ, аппаратом Правительства РФ для его рассмотрения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» было направлено в Минстрой России, а 13.10.2021 г. Минстрой России перенаправил указанное обращение в адрес администрации Липецкой области, поскольку в заявлении было указано на наличие нарушений и (или) несоблюдение прав и законных интересов истца на территории Липецкой области.

14.10.2021 г. администрация Липецкой области обращение Соколова С.И. от 11.10.2021 г. направило для рассмотрения в ГЖИ ЛО, которое было зарегистрировано 15.10.2021 г.

28.10.2021 г. письмом за № 1-16-22173 ГЖИ ЛО в лице заместителя руководителя инспекции дала ответ/разъяснения Соколову С.И. в рамках имеющихся полномочий, который был аналогичным ответу Минстрой России от 04.10.2021 г., о том, что согласно ст. 36 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 обслуживание инженерных сетей, входящих в состав общего имущества, входит в обязанности управляющей организации. При этом в обращении истца от 10 (11).10.2021 г. не содержалось требование (просьба), касающаяся вопроса ненадлежащего обслуживания канализационной трубы из его квартиры до канализационного стояка, а лишь говорилось о внесении изменений в нормативные акты.

Ответ от 28.10.2021 г. был направлен Соколову С.И. в этот же день в электронном виде и продублирован по почте. Получены Соколовым С.И., что им не оспаривалось в суде.

Таким образом, ответчиком ГЖИ ЛО был дан ответ истцу в установленный законом срок, нарушений Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» допущено не было, подписан уполномоченным должностным лицом.

Ссылка истца на бездействие ответчика по не исполнению п. 20 Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)", регулирующий вопрос об инициировании поправок в законодательных и нормативных актах, является несостоятельной, поскольку на момент обращения истца 10.10.2021 г. к Председателю Правительства РФ, указанное Постановление № 1670 еще не вступило в законную силу. А кроме того, в указанном пункте 20 Постановления № 1670 речь идет об обобщении правоприменительной практики путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, поступивших в адрес органа государственного жилищного надзора обращений, которых как было установлено в суде после подключения Фондом капитального ремонта общего имущества МКД в ЛО квартиры истца к внутридомовой инженерной системе водоотведения не было.

Довод Соколова С.И. о том, что ГЖИ ЛО нарушен п. 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493 является ошибочным, поскольку Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)" постановление № 493 признано утратившим силу.

Также суд не усматривает нарушение ГЖИ ЛО конституционных прав истца (ст.ст. 2, 17, 35, 40, 45, 46, 52, 53, п.п. 3, 5 ст. 76, ст. 120 Конституции РФ).

При таких обстоятельствах требования административного истца Соколова С.И. к Государственной жилищной инспекции Липецкой области о признании бездействия, ответа от 28.10.2021 г. незаконными являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Соколова Сергея Ивановича о признании незаконными бездействия Государственной жилищной инспекции Липецкой области и ответа от 28.10.2021 г. - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Малюженко

Мотивированное решение составлено 24.12.2021 г.