к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 21 октября 2021 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
с участием административного ответчика – Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к административному ответчику – Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – ФИО2 обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в продаже земельного участка в собственность без проведения торгов, с кадастровым номером №; обязании устранить допущенное нарушение.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ и договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 13048 кв.м, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи через филиал ГАУ Краснодарского края «МФЦ Краснодарского края» с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов, для целей ведения сельскохозяйственного производства на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.
Однако, указывает административный истец, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи письмом от ДД.ММ.ГГГГ№/ ДД.ММ.ГГГГ отказал в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером № в связи с тем, что в соответствии со сведениями ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны города Сочи.
Фактически, отказ является отказом в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов. При этом, Департамент имущественных отношений мотивирует свой отказ сложившейся в регионе правоприменительной практикой Арбитражных судов, исходя из которой, по мнению Департамента имущественных отношений следует, что продажа земельного участка в границах второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны города Сочи может не соответствовать требованиях природоохранного и земельного законодательства и может повлечь нарушение прав неопределённого круга лиц на использование такой территории, поскольку земельные участки, находясь в границах земель второй зоны горно-санитарной охраны курорта, относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Полагает, что данная позиция Департамента имущественных отношений является абсолютно безосновательной и противоречит правоприменительной логике. В ответе Департамент ссылается на практику арбитражных судов, что противоречит здравому смыслу, так как практика региональных судов по ходатайству Прокуратуры не являются судебным прецедентом. Департамент имущественных отношений только должен ссылаться на нормы кодифицированных актов. Он обратился в Департамент имущественных отношений, как физическое лицо и некорректно было ссылаться на практику региональных арбитражных судов.
Считает отказ Департамента имущественных отношений, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№/ ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, нарушающим его права и интересы на приобретение земельного участка в собственность в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В назначенное судебное заседание административный истец не явился, в адресованном суду заявлении просит о рассмотрении административного дела в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме, настаивает на их удовлетворении.
Участвующий в судебном заседании представитель административного ответчика – Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, по доверенности ФИО1, заявленные требования не признал, согласно позиции, изложенной в письменных возражениях на исковое заявление, просил в их удовлетворении отказать.
В назначенное судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в адресованном суду заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать
Выслушав возражения административного ответчика, исследовав материалы административного дела, представленные письменные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом, следует из материалов дела, ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ и договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 13048 кв.м, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи через филиал ГАУ Краснодарского края «МФЦ Краснодарского края» с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов, для целей ведения сельскохозяйственного производства на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.
Однако, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи письмом от ДД.ММ.ГГГГ№/ ДД.ММ.ГГГГ отказал ФИО2 в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером № в связи с тем, что в соответствии со сведениями ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны города Сочи.
Фактически, отказ является отказом в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
При этом, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи мотивирует свой отказ сложившейся в регионе правоприменительной практикой Арбитражных судов, исходя из которой, по мнению административного ответчика следует, что продажа земельного участка в границах второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны города Сочи может не соответствовать требованиях природоохранного и земельного законодательства и может повлечь нарушение прав неопределённого круга лиц на использование такой территории, поскольку земельные участки, находясь в границах земель второй зоны горно-санитарной охраны курорта, относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем, суд находит, что данная позиция административного ответчика является безосновательной и противоречит правоприменительной логике.
Так, в ответе административный ответчик ссылается на практику арбитражных судов, что противоречит здравому смыслу, так как практика региональных судов по ходатайству Прокуратуры не являются судебным прецедентом. Департамент имущественных отношений администрации города Сочи только должен ссылаться на нормы кодифицированных актов. При этом, ФИО2 обратился в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи, как физическое лицо и некорректно было ссылаться на практику региональных арбитражных судов.
Суд находит отказ Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№/ ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, нарушающим права и интересы административного истца на приобретение земельного участка в собственность в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В силу Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9), граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статьи 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36).
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное, не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах (пункт 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ).
При этом, предусмотрены случаи, когда участки для сельскохозяйственного производства предоставляются в собственность без проведения торгов (в частности пп.9 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, пунктом 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, статья 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В силу буквального толкования подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ возможность приобрести земельный участок в собственность возникает по истечении трех лет с момента заключения последнего договора аренды этого участка.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 336-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли- продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Исходя из приведенных положений трехлетний срок добросовестного надлежащего использования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства предоставляет право арендатору такого участка обратиться за его приобретением в собственность. Поскольку общий срок договорного использования участка одним правообладателем (ФИО2) на момент обращения в уполномоченный орган составил более трех лет, то отказ в выкупе является незаконным.
Трехлетний срок аренды земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, установленный подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ в случае продажи участка его арендатору без торгов, подлежит исчислению с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных в этот период нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
Применительно к настоящему случаю в силу п.1 ст.39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок.
В соответствии с п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В решении должны быть указаны все основания отказа.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка указан в статье 39.16 Земельного кодекса РФ, носящей императивный характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Вместе с тем, оспариваемый отказ Департамента имущественных отношений администрации города Сочи не основан на положениях Земельного кодекса РФ, поскольку отсутствует конкретное основание для отказа со ссылкой на конкретный пункт статьи 39.16. Земельного кодекса РФ.
Кроме того, таких оснований для отказа в предоставлении земельного участка, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса РФ, в настоящем случае не имеется.
Так, договор аренды испрашиваемого земельного участка заключен с административным истцом более трех лет (ДД.ММ.ГГГГ, договор о передаче прав и обязанностей – ДД.ММ.ГГГГ); земельный участок с кадастровым номером № предназначен для ведения сельскохозяйственного производства; информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка у уполномоченного органа отсутствует.
В силу п.3 ст.96 Земельного кодекса РФ использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Вместе с этим, статьей 1 Федерального закона № 505-ФЗ от 30.12.2020 (вступил в силу 10.01.2021 года) внесены изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в частности, закон дополнен статьей 3.1.
Согласно п.2 ст.3.1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п.2 ст.95 Земельного кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
В силу ст.6 Федерального закона № 505-ФЗ положения статьи 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статей 27 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, названным Федеральным законом возвращаются в гражданский оборот земельные участки в границах населенных пунктов в составе особо охраняемых природных территорий, за исключением заповедников, при условии, что границы таких населенных пунктов внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно открытым данным Публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером: № входит в границы населенного пункта, включенного в состав особо охраняемых территории и сведениях о границах которого (населенного пункта) внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В связи с чем, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи, отказывая в предоставлении земельного участка в собственность, не учел указанные нормы права, действующие как на момент подачи заявления, так и на момент принятия оспариваемого отказа.
Принимая во внимание изложенное, решение административного ответчика, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№/ ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность, мотивированное расположением земельного участка во второй зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны города Сочи, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ФИО2
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
При этом, допустимых доказательств в опровержение доводов административного истца, представителем административного ответчика суду не представлено.
Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.
В силу ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к административному ответчику – Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в продаже земельного участка в собственность без проведения торгов, с кадастровым номером №.
Обязать Департамент имущественных отношений администрации города Сочи в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить в адрес ФИО2 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 13048 кв.м, для целей ведения сельскохозяйственного производства.
Обязать Департамент имущественных отношений администрации города Сочи заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 13048 кв.м, для целей ведения сельскохозяйственного производства с ФИО2.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности за ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 13048 кв.м, с кадастровым номером №. Внести запись о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № за ФИО2.
Настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения перечисленных характеристик объекта в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению ФИО2, без истребований дополнительных документов.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня его принятии в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ.