ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5545/2016 от 02.09.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-5545/2016 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 02 сентября 2016 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Митьковой М.В.,

при секретаре Нурмухаметовой Р.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Медведевой М.В. к судебному приставу – исполнителю Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Поляниной С.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Медведева М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Поляниной С.П. по непредоставлению ответов на ходатайства от 19 июля 2016 года, обязать службу судебных приставов представить постановление о расчете задолженности по алиментам и справку о полученных алиментах в рамках исполнительного производства .

В обоснование заявленных требований указала, что в производстве Йошкар-Олинского ГОСП № 2 УФССП РФ по РМЭ находится исполнительное производство , возбужденное 27 июня 2014 года в отношении Костенко А.В. о взыскании в ее пользу алиментов на содержание несовершеннолетней дочери. 19 июля 2016 года ею поданы в канцелярию Йошкар-Олинского ГОСП № 2 УФССП России по РМЭ ходатайства о выдаче расчета задолженности по выплате алиментов должником Костенко А.В. по состоянию на 01 апреля 2016 года; о выдаче справки о полученных ею алиментах в рамках вышеуказанного исполнительного производства за последние 6 месяцев. Данные документы необходимы ей для реализации своих прав в интересах несовершеннолетнего ребенка. По состоянию на 19 августа 2016 года судебным приставом-исполнителем не выданы ни вышеуказанные документы, ни постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. Полагает, что в результате бездействия судебного пристава-исполнителя нарушены ее права как взыскателя на своевременное исполнение исполнительских действий, а также ей причинены материальные убытки в связи с невозможностью обратиться за получением субсидий в органы соцзащиты и взысканием неустойки по несвоевременной выплате алиментов в судебном порядке.

В судебном заседании административный истец Медведева М.В. заявленные требования поддержала, пояснила, что с 19 июля 2016 года неоднократно обращалась к судебному приставу-исполнителю с целью выяснения результата поданных ею ходатайств, однако пристав постоянно отсутствовала.

В судебное заседание судебный пристав ГОСП № 2 УФССП по РМЭ Полянина С.П. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель соответчика Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по РМЭ по доверенности Вылегжанин С.В. с административным исковым заявлением не согласился, просил заявление оставить без удовлетворения, указав, что заявленные Медведевой М.В. ходатайства подлежат рассмотрению судебным приставом-исполнителем в месячный срок в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в данном случае отсутствует реальное нарушение прав взыскателя, правильный расчет размера алиментов может быть получен из бухгалтерских документов с места работы должника, в связи с чем судебным приставом-исполнителем был направлен соответствующий запрос, полагает, что ходатайства рассмотрены, заявителем пропущен десятидневный срок обращения в суд для обжалования бездействия.

Заинтересованное лицо Костенко А.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы исполнительного производства , материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Полномочия судебного пристава-исполнителя в процессе исполнения требований исполнительных документов регламентированы ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Статьями 12 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, при этом использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления.

Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и защиту интересов как должника, так и взыскателя в рамках исполнительного производства.

Как следует из разъяснений в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.

Своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения определена в качестве одного из принципов исполнительного производства (статья 4 Закона об исполнительном производстве).

27 июня 2014 года по исполнительному листу, выданному мировым судьей судебного участка от 20 июня 2014 года, в отношении должника Костенко А.В. по заявлению Костенко (Медведевой) М.В. судебным приставом-исполнителем Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов №2 УФССП России по Республике Марий Эл Поляниной С.П. возбуждено исполнительное производство .

Согласно ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у организаций, находящихся на территории Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

19 июля 2016 года Медведевой М.В. судебному приставу-исполнителю Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов №2 УФССП России по РМЭ Поляниной С.П. были поданы ходатайства о расчете задолженности по алиментам за Костенко А.В. по состоянию на 01 апреля 2016 года, о выдаче справки о полученных ею алиментах рамках исполнительного производства за последние 6 месяцев (с января 2016 года по июнь 2016 года) для предоставления в органы соцзащиты на получение субсидий.

24 августа 2016 года судебным приставом-исполнителем Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов №2 УФССП России по РМЭ Кузьминой Н.Н. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, которое 24 августа 2016 года вручено взыскателю, что не оспаривалось Медведевой М.В. в судебном заседании.

Справка о полученных алиментах не выдана Медведевой М.В. до момента рассмотрения дела в суде, что не оспаривала сторона административного ответчика в судебном заседании.

Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен ст. 102 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (часть 2).

В рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.

Медведева М.В., оспаривая бездействие судебного пристава-исполнителя Поляниной С.П., в производстве которого находится исполнительное производство, указывает на то, что несмотря на обязанность судебного пристава-исполнителя ежеквартально производить расчет задолженности по алиментам и оформлять соответствующим постановлением, судебным приставом-исполнителем не были своевременно совершены необходимые исполнительные действия, и не разрешено ходатайство о выдаче соответствующих документов, вследствие чего она не могла реализовать свое право на обращение в органы социальной защиты по предоставлению субсидии, обращению в суд с иском о взыскании неустойки по алиментам.

Из исполнительного производства следует, что ходатайства взыскателя от 19 июля 2016 года в установленный десятидневный срок судебным приставом-исполнителем не рассмотрены, само по себе направление запроса должностным лицом о произведенных удержаниях по месту работы должника после обращения взыскателя, а не по истечении очередного квартала, не свидетельствует о надлежащем разрешении ходатайства.

Кроме того, согласно Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденным ФССП России 19 июня 2012 года №01-16, в силу обязанности лица, выплачивающего должнику заработную плату и иные периодические платежи, предоставлять судебному приставу-исполнителю не реже одного раза в квартал информации о производимых удержаниях с должника с приложением платежных документов о перечислении взысканных денежных средств взыскателю, именно на приставе-исполнителе в рамках Федерального закона о судебных приставах лежит обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, в том числе по проверке информации о производимых удержаниях по алиментам в пользу взыскателя.

Медведевой М.В. были заявлены ходатайства о представлении расчета размера задолженности по алиментам по состоянию на 01 апреля 2016 года, а справки о полученных алиментах за период с 01 января 2016 года по 01 июня 2016 года.

Доказательств уважительности несвоевременной проверки информации о произведенных удержаниях, препятствовавших рассмотрению ходатайства в установленный срок, судебным приставом-исполнителем суду не представлено.

Таким образом, бездействием судебного пристава-исполнителя Йошкар-Олинского ГОСП № 2 УФССП России по РМЭ Поляниной С.П. в виде несвоевременного разрешения ходатайства о выдаче расчета задолженности по алиментам и неразрешения ходатайства о выдаче справки о полученных алиментах нарушены законные интересы и права Медведевой М.В. на своевременное совершение исполнительских действий.

Доводы административного ответчика о применении установленного Федеральным законом от 02 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» месячного срока рассмотрения ходатайств судебным приставом–исполнителем судом отклоняются, поскольку в данном случае подлежит применению специальная норма Федерального закона «Об исполнительном производстве» в части исполнительных действий.

Поскольку в судебном заседании установлено, что постановление о расчете задолженности по алиментам было вынесено приставом-исполнителем 24 августа 2016 года и получено взыскателем, оснований для возложения обязанности в данной части на службу судебных приставов суд не усматривает, поскольку права взыскателя на момент рассмотрения спора в указанной части восстановлены.

Согласно статье 122 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 11 Постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Суд полагает, что в данном случае нарушение прав взыскателя является длящимся, и срок для обращения с административным иском в суд заявителем не пропущен.

На основании вышеизложенного, ст. ст. 174, 177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Поляниной С.П., выразившееся в несвоевременном разрешении и неразрешении ходатайств от 19 июля 2016 года о выдаче расчета задолженности по алиментам и справки о полученных алиментах в рамках исполнительного производства в отношении должника Костенко А.В..

Обязать судебного пристава-исполнителя Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл выдать Медведевой М.В. справку об алиментах, выплаченных Костенко А.В. в рамках исполнительного производства , за период с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований Медведевой М.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья М.В. Митькова

Мотивированное решение

составлено 07.09.2016 года.