Дело № 2а-5547/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 16 августа 2018 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Шпилевой Е.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО4 к отделу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконным предписания от 04 апреля 2018 года № 870/9-660,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском к отделу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - Росгвардия) о признании незаконным предписания от 04 апреля 2018 года № 870/9-660.
В обоснование исковых требований указал, что по результатам проверки Росгвардией составлен акт проверки от 04 апреля 2018 года № 870/9-659, в котором отражены выявленные нарушения норм и правил действующего законодательства. На основании акта № 870/9-659 ПАО «Камчатскэнерго» в лице директора филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика ФИО4 выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 04 апреля 2018 года № 870/9-660. Истец не согласен с выводами указанными в предписании, а также считает себя ненадлежащим лицом, которому выдано спорное предписание, поскольку не является ни руководителем ПАО «Камчатскэнерго», ни уполномоченным должностным лицом, а только временно исполнял обязанности директора филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика на период отпуска основного работника. Также в акте проверки № 870/9-659 указаны иные должностные лица. Ответчик при вынесении предписания не определил надлежащее должностное лицо, не проверил полномочия ФИО4 на предмет возможности исполнения требований предписания. Истец не обладает организационно распорядительными и административно-хозяйственными функциями, позволяющими ему исполнить требования предписания, в связи, с чем для истца оно является неисполнимым, а, следовательно, выдано истцу необоснованно и незаконно. Отдел Росгвардии в нарушение прав и законных интересов ПАО «Камчатскэнерго», норм законодательства, в том числе Градостроительного кодекса РФ, Концессионного соглашения, вторгся в экономическую деятельность Общества и обязал последнего фактически исполнить обязательства Концессионного соглашения, но в более ранние сроки и за свой счет, что противоречит условиям Концессионного соглашения. Предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам ведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости. Неопределенность содержания предписания порождает ситуацию правовой неопределенности между органом и лицом, которому предписание адресовано, что, в свою очередь, не соответствует принципу законности. При этом ПАО «Камчатскэнерго» не допускает пренебрежительного отношения к требованиям законодательства, а выполняет принятые на себя обязательства в соответствии с условиями соглашения от 12 мая 2012 года в согласованные с собственником объекта сроки, в том числе при обязательном условии - наличии финансирования со стороны собственника объекта соглашения.
Административный истец ФИО4 в судебном заседании участия не принимал о времени и месте судебного заседания извещался в установленном законом порядке.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что ФИО4 является ненадлежащим должностным лицом, в отношении которого вынесено предписание, предписание неисполнимо, поэтому оно не может считаться законным, полагала, что предписание должно было выноситься в адрес ПАО "Камчатскэнерго". Также указала, что финансирование мероприятий по устранению нарушений, перечисленных в предписании согласно концессионного соглашения возложено на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа. Котельная № 1 находится в стадии реконструкции. ПАО "Камчатскэнерго" подготовлен актуализированный паспорт безопасности объекта и согласован антитеррористической комиссией Камчатского края, в которую входили, в том числе и сотрудники Отдела Росгвардии. Комиссия пришла к выводу, что в целях исполнения требований Закона 256-ФЗ, Правил № 458 дсп, для совершенствования системы физической защиты и антитеррористической защищенности необходимо провести дополнительные мероприятия по медернизации ИТСО в рамках договора с ООО "ЭЗОТ Сигнал" на проектирование технического перевооружения основного оборудования объекта. Реализация проекта намечена на 2018-2010 годы. Пояснила, что 1 и 8 пункты предписания исполнены. Не согласилась с п.4 предписания, так как не доказано надзорным органом, что видеоинформация хранится на объекте менее 30 суток, в момент проверки был технический сбой. Все остальные мероприятия требуют большого объема финансирования, которое запланировано
Представитель административного ответчика отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю ФИО2, действующий на основании доверенности исковые требования полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворении по основанию, изложенному в отзыве, согласно которому указал, что ФИО4 является ненадлежащим истцом по делу, доказательств нарушения каких либо прав и законных интересов непосредственно ФИО4 обжалуемым предписанием №870/9-660 не представлено, так как предписание вынесено в отношении ПАО «Камчатскэнерго», где в период с 21 марта 2018 года по 04 апреля 2018 года ФИО4 исполнял обязанности директора филиала ПАО «Камчатскэнерго». Административное исковое заявление является фактически попыткой обжалования административного наказания должностного лица ПАО «Камчатскэнерго», так как по нарушениям, указанным в предписании, был составлен административный протокол, по которому мировым судьей судебного участка №23 Елизовского судебного района 11 июля 2018 года вынесено решение о привлечении должностного лица филиала ПАО «Камчатскэнерго» к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.30 КоАП РФ. Оспариваемое предписание вынесено, в связи с наличием фактов нарушения Федерального закона от 21 июля 2011 года №256- ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а также Правил по обеспечению антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденных Постановлением правительства РФ от 05 мая 2012 года №458дсп, что подтверждается актом проверки от 04 апреля 2018 года №870/9-659.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Камчатскэнерго» ФИО3, действующий на основании доверенности исковые требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению, по основаниям изложенным в мнении от 15 августа 2018 года, согласно которому указал, что предписание подлежит выдаче не юридическому лицу, а должностному. Указал, что законодатель, наделяя соответствующий орган правом на выдачу предписаний, прямо предусматривает круг лиц, которым такое предписание может быть выдано. При этом Законом № 226-ФЗ выдача предписаний юридическим лицам не предусмотрена. Вместе с тем, ПАО «Камчатскэнерго» считает предписание № 870/9-660 неисполнимым как для должностного лица - ФИО4, так и для Общества в целом. В соответствии с решением Оперативного штаба ПАО «РАО ЭС Востока» от 06.03.2013 на первом этапе строительства котельной № 1 «11 км» установлены временные инженерно-технические средства охраны (ИТСО): пост охраны (КПП), периметральное ограждение, периметральное видеонаблюдение. Остальной комплекс ИТСО (ограждение, контрольно-пропускной пункт с противотаранным устройством, досмотровая площадка, система контроля и управления доступом, охранное видеонаблюдение, сигнализация, освещение, оповещение, системы связи) предусмотрен в полном объеме в рамках реализации 2 этапа реконструкции Объекта. 20 декабря 2017 года ПАО «Камчатскэнерго» подготовлен актуализированный паспорт. В соответствии с решением Оперативного штаба ПАО «РАО ЭС Востока» от 03 марта 2013 года на первом этапе строительства котельной № 1 «11 км» установлены временные инженерно-технические средства охраны (ИТСО): пост охраны (КПП), периметральное ограждение, периметральное видеонаблюдение. Остальной комплекс ИТСО (ограждение, контрольно-пропускной пункт с противотаранным устройством, досмотровая площадка, система контроля и управления доступом, охранное видеонаблюдение, сигнализация, освещение, оповещение, системы связи) предусмотрен в полном объеме в рамках реализации 2 этапа реконструкции Объекта. При этом по результатам работы антитеррористическая комиссия Камчатского края, членами которой, в том числе, являются сотрудники Отдела Росгвардии по Камчатскому краю, пришла к следующим выводам: сил и средств для выполнения мероприятий по физической защите и антитеррористической защищенности объекта достаточно с учетом требований Правил № 458дсп (пункт 10.6 актуализированного паспорта); ПАО «Камчатскэнерго» на постоянной основе принимаются меры к исполнению требований Закона № 256-ФЗ и, несмотря на то, что состояние антитеррористической защищенности объекта не в полной мере соответствует требованиям Правил № 458дсп, организованная система антитеррористической защищенности позволяет эффективно предотвращать проникновение на объект посторонних лиц и автотранспорта, поддерживать достаточный уровень безопасности на объектах (пункт 10.8 актуализированного паспорта). В настоящее время, проектная документация «Технологическое перевооружение основного оборудования котельной № 1 «11 км», 2 пусковой комплекс», в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ проходит государственную экспертизу, и в случае получения положительного заключения, финансирования со стороны собственника Объекта, ПАО «Камчатскэнерго» приступит к работам по 2 пусковому комплексу, в том числе к мероприятиям по ИТСО, указанным в Предписании № 870/9-660. Таким образом, ПАО «Камчатскэнерго» выполняет как требования законодательства, так и условия Соглашения, в связи с чем выводы Росгвардии о нарушениях законодательства, как со стороны Общества, так и его должностных лиц преждевременны. Вместе с тем, Отделом Росгвардии установлен сроки выполнения предписания, но нормы законодательства о безопасности ТЭК и Правила № 458 дсп не устанавливают сроки выполнения мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении иска (пункт 2).
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемое решение вынесено 04 апреля 2018 года, административное исковое заявление поступило в суд 04 июля 2018 года, следовательно, срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом пропущен не был.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 4 статьи 6 названного закона Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 1067 обязанность по осуществлению названного контроля возложена на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы.
Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон № 226-ФЗ), войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона № 226-ФЗ на Росгвардию возложена задача по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно п.22 ст.9 Закона № 226-ФЗ войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно ч.3 ст.9 Закона № 226-ФЗ должностные лица подразделений войск национальной гвардии вправе выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан, выдавать в ходе осуществления контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено федеральным законом, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, в сфере оборота оружия и обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности.
Порядок проведения проверок объектов топливно-энергетического комплекса установлен постановлением Правительства РФ от 20 октября 2016 года № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Согласно п. 53 Правил в случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: а) выдать предписание уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно п.61 Правил уполномоченный представитель субъекта топливно-энергетического комплекса при проведении проверки имеет право: а) давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; б) получать от органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и представление которой предусмотрено настоящими Правилами; в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также об отдельных действиях должностных лиц органа государственного контроля (надзора); г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав субъекта топливно-энергетического комплекса при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 65 Правил в случае невозможности исполнения предписания об устранении выявленных нарушений по причинам, не зависящим от субъекта топливно-энергетического комплекса, допустивший нарушения требований обеспечения безопасности субъект топливно-энергетического комплекса вправе не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения срока исполнения предписания обратиться к руководителю (лицу, его замещающему) органа государственного контроля (надзора), выдавшему предписание об устранении выявленных нарушений, с мотивированным обращением о продлении срока исполнения предписания, которое подлежит рассмотрению в срок, предусмотренный пунктом 55 настоящих Правил.
Пунктом 66 Правил установлено, что в случае несогласия с выводами и предложениями, изложенными в акте проверки и (или) предписании об устранении выявленных нарушений, уполномоченный представитель субъекта топливно-энергетического комплекса вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) возражения в письменной форме в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки и приложить документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В судебном заседании установлено, что филиал ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика относится к объектам топливно-энергетического комплекса.
Распоряжением начальника Отдела Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Камчатскому краю ФИО5 от 02 марта 2018 года назначена внеплановая проверка в отношении Котельной № 1 «11 км» филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика, основанием для проведении проверки явилось информационное письмо УФСБ России по Камчатскому краю от 14 февраля 2018 года о ненадлежащем исполнении филиалом ПАО "Камчатскэнерго" Коммунальная энергетика требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности котельной № 1 «11 км».
По результатам проверки, проведенной в отношении Котельной № 1 «11 км» филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика 04 апреля 2018 года составлен акт проверки № 870/9-659, согласно которому выявлены нарушения: 1. В соответствии с п. 6 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 460), об актуализации паспорта руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса в течение 5 дней со дня утверждения паспорта уведомляет в письменной форме соответствующий территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с приложением копии актуализированного паспорта. илиалом ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика не представлен актуализированный паспорт безопасности объекта. 2. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и п. 2 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 458дсп) система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства. Объекты не имеют в своем распоряжении гражданского либо служебного оружия, - 3. В нарушение пункта 170, подпункта «а» пункта 171 и пункта 174 Правил № 458дсп периметр Объект не оборудован системой охранной сигнализации. 4. В нарушение пункта 240 Правил № 458дсп на Объекте видеоинформация хранится на цифровом накопителе информации менее 30 суток. 5. В нарушение пункта «г» пункта 255 правил № 458дсп отсутствует ручное управление аппаратурой освещения из помещения охраны. 6. В нарушение пункта 256 Правил № 458дсп распределительный щит, к которому подключена сеть охранного освещения, расположен не в помещении и охраны и не оборудован охранной сигнализацией. 7. В нарушение пункта 259 Правил № 458дсп Объект не оборудован системой оповещения. 8. В нарушение пункта 260 Правил № 458дсп на Объекте не разработан план оповещения, отсутствует система сигналов оповещения (л.д.20-21).
Согласно п. 6 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 460 об актуализации паспорта руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса в течение 5 дней со дня утверждения паспорта уведомляет в письменной форме соответствующий территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с приложением копии актуализированного паспорта (1 пункт предписания № 870/9-660).
Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утверждены Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 458 дсп (далее - Правила).
Согласно ч.1 ст.9 Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства, "система физической защиты" - совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства (п.2 Правил) (пункт 2 предписания).
Согласно п.170, пп."а" п.171 Система охранной сигнализации поддерживает сопряжение с другими системами комплекса инженерно-технических средств охраны - системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом. Система охранной сигнализации включает следующие технические средства: а) периметральные средства обнаружения, предназначенные для обнаружения нарушителей на открытых площадках (периметр объекта, границы локальных зон и др.).
Система охранной сигнализации охраняемого объекта должна обеспечивать получение и обработку тревожных извещений с периметральных средств обнаружения, автоматических и неавтоматических извещателей, возможность учета и хранения сигнальной информации, отображения информации о тревожных событиях с возможным дублированием на удаленном посту охраны (п.174 Правил) (п.3 предписания).
Сеть охранного освещения по периметру и на территории объекта должна разделяться на самостоятельные участки в соответствии с зонами системы охранной сигнализации и (или) зонами наблюдения системы охранной телевизионной. Она должна подключаться к отдельной группе распределительного щита, расположенного в помещении охраны, закрытого на замок и оборудованного охранной сигнализацией (п.256 Правил) (пункт 6 предписания).
Система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования персонала о тревоге или чрезвычайной ситуации (нападение, террористический акт и др.), а также для координации их действий (п.259 Правил) (пункт 7 предписания).
На объекте должен быть разработан план оповещения, который включает в себя: а) схему вызова сотрудников, должностными обязанностями которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций; б) систему сигналов оповещения; в) инструкции, регламентирующие действия сотрудников при внештатных ситуациях; г) планы эвакуации (п.260 Правил) (пункт 8 предписания).
На основании вышеуказанного акта ПАО «Камчатскэнерго» в лице и.о. директора филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика ФИО4 старшим инспектором ГГК Отдела Росгвардии по Камчатскому краю ФИО6 выдано предписание № 870/9- 660, в котором содержится перечень конкретных нарушений указанных выше правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса и сроки устранения нарушений.
Принимая обжалуемое предписание, должностное лицо Росгвардии по Камчатскому краю осуществляло возложенные на него в силу действующего федерального закона контрольные функции.
При проведении проверки филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
По результатам проверки субъекту ТЭК выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта с указанием сроков их устранения.
Оспариваемым предписанием от 04 апреля 2018 года установлены различные сроки устранения по каждому из выявленных нарушений, вплоть до 04 апреля 2019 года.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно- энергетического комплекса.
В силу ч. 3 ст. 12 Федерального закона 256-ФЗ, соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Нормы Федерального закона N 256-ФЗ и Правил от 5 мая 2012 года не устанавливают сроки выполнения мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.
Приказом от 18 января 2018 года № 23-к ФИО4 – заместитель директора главный инженер филиала ПАО "Камчатскэнерго" Коммунальная энергетика с 21 марта 2018 года по 04 апреля 2018 года назначен временно исполняющим обязанности директора филиала ПАО "Камчатскэнерго" Коммунальная энергетика.
Таким образом ФИО4 на момент проведения проверки и выдаче предписания являлся руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса.
Предписание выдано ПАО "Камчатскэнерго" в лице и.о. директора филиала ПАО "Камчатскэнерго" Коммунальная энергетика, что не противоречит действующему законодательству.
Судом установлено, что в рамках Программы газификации Камчатского края, утвержденной Распоряжением Правительства Камчатского края от 24 июня 2011 года № 289-РП, между ПАО «Камчатскэнерго» (Концессионер) и администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа (Концедент) 12 мая 2012 года заключено концессионное соглашение № 1, в соответствии с которым Концедент обязуется реконструировать (перевод на газовое топливо, увеличение мощности до 85 гкал/час) муниципальное имущество Сооружение котельная № 1, право собственности, на которое принадлежит и будет принадлежать Концеденту, и осуществлять деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) с использованием Объекта соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
Довод административного истца о том, что сроки, установленные Соглашением от 12 мая 2012 года, которое действует до 31 декабря 2025 года, а также обязанность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по финансированию работ по Соглашению в сроки, предусмотренные Соглашением, исполнить административному истцу требования Предписания № 870/9-660, в частности пункты 2, 3, 5, 6, 7 не представляется возможным, поскольку являются неисполнимыми в сроки указанные в Предписании № 870/9-660 и в отсутствие финансирования, что в свою очередь нарушает права административного истца, является несостоятельным, поскольку в случае несогласия со сроками исполнения предписания руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса не лишен возможности обратиться за продлением сроков исполнения предписания.
Как следует из представленных в материалах дела документов, филиал ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика не обращался за продлением сроков исполнения указанных в предписании требований.
Напротив, как следует из письма от 26 апреля 2018 года №02/1933 за подписью директора ФИО4, филиал ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика исполнил пункт 8 обжалуемого предписания, а именно филиалом ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика введен в действие план оповещения котельной №1 «11км», что подтверждается приказом от 24 апреля 2018 года №202-А.
Как установлено в судебном заседании пункт 1 оспариваемого предписания также исполнен. 20 декабря 2017 года подготовлен актуализированный паспорт безопасности объекта «котельная №1 «11 км», согласован антитеррористической комиссией Камчатского край, подписан губернатором Камчатского края.
Доводы представителя административного истца о неисполнимости предписания, отсутствие финансирования с учетом сроков, указанных в концессионном соглашении не свидетельствуют о его незаконности.
В материалах дела отсутствуют доказательства извещения уполномоченного органа о невозможности исполнения его требований в назначенные сроки, причинах неисполнения предписания, тех действиях, которые совершаются или будут совершены административным истцом в целях его исполнения, ходатайства о продлении срока исполнения предписания, учитывая, что предметом предписания является именно организация работ. Принимая во внимание, что запрет на продление срока исполнения предписания нормативно не установлен, административный истец вправе обратиться в контролирующий орган с мотивированным заявлением о продлении такого срока. Вместе с тем, таким правом административный истец не воспользовался (доказательства подобного обращения в материалах дела отсутствуют). В отсутствие сведений о наличии препятствий для совершения приведенных в предписании действий, установление определенного срока исполнения предписания является обоснованным и не свидетельствует о его неисполнимости и, как следствие, незаконности.
Стороны не отрицали действительность наличия выявленных нарушений, не согласившись с субъектом, в отношении которого выдано предписание и неисполнимость предписания в определенный в нем срок.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также то, что оспариваемое предписание содержит указание на конкретные допущенные нарушения требований, наличие которых административным истцом не оспаривается, суд полагает, что отсутствуют основания для признания его незаконным.
Довод административного истца и его представителя о том, что предписание неправомерно вынесено административным ответчиком в адрес филиала в лице и.о. директора, тогда как филиал не является юридическим лицом и ФИО4 не является ни руководителем ПАО "Камчатскэнерго", ни уполномоченным должностным лицом, не обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, позволяющими ему исполнять требования предписания, суд признает несостоятельным, так как предписание вынесено в адрес должностного лица – и.о. директора филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика. Доказательств того, что соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК не входит его должностные обязанности на момент исполнения обязанностей директора филиала, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком в ходе рассмотрения дела в соответствии с правилами частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ доказана законность вынесенного 04 апреля 2018 года предписания №870/9-660, которое вынесено в рамках предоставленных административному ответчику полномочий и при соблюдении установленного законом порядка, а также при наличии к тому оснований; напротив, административный истец не доказал факта нарушения его прав, свобод и законных интересов; оспариваемым предписанием на него не были возложены никакие обязанности, не создавались препятствия в осуществлении прав; анализ содержания предписания административного ответчика применительно к доводам обращения свидетельствует о соблюдении отделом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Камчатскому краю требований действующего законодательства.
Таким образом, основания полагать, что предписанием от 04 апреля 2018 года нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, отсутствуют.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что поскольку не установлена совокупность обстоятельств, указанная в ч.2 ст.227 КАС РФ несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав, свобод и законных интересов административного истца, административный иск ФИО4 к отделу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконным предписания от 04 апреля 2018 года № 870/9-660 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска ФИО4 к отделу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконным предписания от 04 апреля 2018 года № 870/9-660.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 августа 2018 года.
Судья