ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-554/2023 от 26.09.2023 Щигровского районного суда (Курская область)

Дело № 2а-554/2023

УИД 46RS0028-01-2023-000557-77

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2023 года г. Щигры

Щигровский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Звягинцевой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Анпилоговой Н.П.,

с участием помощника Щигровского межрайонного прокурора Бугая Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щигровского межрайонного прокурора Курской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Щигры Курской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности произвести устранение дефектов на автомобильных дорогах,

у с т а н о в и л:

Щигровский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации города Щигры Курской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности произвести устранение дефектов на автомобильных дорогах. В обоснование заявленных требований указал, что по обращению ФИО1, поступившему в прокуратуру области, была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, транспортной безопасности. В ходе обследованы автомобильных дорог г. Щигры по улицам Свердлова, Набережная, Заречная, Красная, Курская, которые находятся в неудовлетворительном состоянии и имеют дефекты, было установлено, что при обследовании ул. Свердлова автомобильная дорога находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: вблизи дома № 26 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 147x96x12 см., площадью 1,41 кв.м; вблизи дома № 26 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 175x102x11,5 см., площадью 1,78 кв.м; вблизи дома № 25 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 168x77x11 см., площадью 1,29 кв.м; вблизи дома № 24 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 225x80x8,5 см., площадью 1,8 кв.м; вблизи дома № 9а проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 1126x69x9 см., площадью 0,7 кв.м; вблизи дома № 9а проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 160x80x12 см., площадью 1,28 кв.м; вблизи дома № 25 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 168x77x11 см., площадью 1,29 кв.м. Кроме того, при обследовании ул. Набережная установлено, что автомобильная дорога находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: вблизи дома № 37 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 300x294x9 см., площадью 8,82 кв.м; вблизи дома № 74 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 300x180х см., площадью 5,4 кв.м. Кроме того, при обследовании ул. Заречная установлено, что автомобильная дорога находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: по координатам 51.8853308, 36.908633 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 200x90x8 см., площадью 1,8 кв.м; по координатам 51.886536, 36.911458 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 200x90x8 см., площадью 1,8 кв.м. Кроме того, в рамках проверки проведено обследование автомобильной дороги по ул. Красная. При обследовании установлено, что она находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: вблизи дома № 7 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 130x66x8 см., площадью 0,85 кв.м; вблизи дома № 11 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 100x40x7 см., площадью 0,4 кв.м; вблизи дома № 17 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 100x40x7 см., площадью 0,4 кв.м; вблизи дома № 51 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 100x35x8 см., площадью 0,35 кв.м; вблизи дома № 51 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 98x33x7 см., площадью 0,3 кв.м. Кроме того, в рамках проверки проведено обследование автомобильной дороги по ул. Курская в ходе которой установлено, что она находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: вблизи дома № 1 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 220x66x11 см., площадью 1,45 кв.м; вблизи дома № 15 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 240x206x15 см., площадью 4,94 кв.м. Указанные нарушения по содержанию автомобильных дорог местного значения выявлялись в деятельности администрации муниципального образования «город Щигры» ранее, в связи с чем прокурором 25.04.2023 и 15.05.2023 в адрес главы муниципального образования внесены представления. Однако, по настоящее время действенных мер, направленных на устранение нарушений, ответчиком не принято. На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Щигры» Курской области, выразившееся в неприятии мер к содержанию автомобильных дорог местного значения, проходящих по ул. Свердлова, ул. Набережная, ул. Заречная, ул. Красная, ул. Курская, а также обязать администрацию муниципального образования «город Щигры» Курской области произвести устранение дефектов на вышеуказанных автомобильных дорогах в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Щигровского межрайонного прокурора Бугай Д.Р. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации города Щигры Курской области в судебное заседание не явился о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением специалиста по правовым вопросам в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Принимая во внимание положения ст.ст.150-152 КАС РФ суд приходит к выводу, что оснований для отложения судебного заседания не имеется, так как неявка представителя ответчика, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, в связи с нахождением специалиста в отпуске не является уважительной причиной, ходатайств о представлении дополнительных доказательств или их истребовании административным ответчиком не заявлено, и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги — это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из положения ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Исходя из положения ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597- 2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее по тексту-ГОСТ Р 50597-2017).

В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, с учетом отсутствия доказательств отнесения спорных дорог к автомобильным дорогам федерального, регионального, межмуниципального значения или оформления на нее права частной собственности в установленном порядке, а также того, что указанные автомобильные дороги расположены в границах муниципального образования «город Щигры» Курской области суд приходит к выводу о том, что ликвидировать дефекты автомобильной дороги, то есть произвести частичный ремонт полотна на автомобильной дороге местного значения в границах населенного пункта город Щигры Курской области, должна именно Администрацию города Щигры Курской области.

В Перечне автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории г.Щигры Курской области указаны автомобильные дороги: ул. Свердлова, протяженностью 2,1 км, ул. Набережная, протяженностью 0,7 км, ул. Заречная, протяженностью 0,4 км, ул. Красная, протяженностью 2 км, а также ул. Курская, протяженностью 1,9 км.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Щигровской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Курской области, в связи с обращением ФИО1, проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, транспортной безопасности, при участии старшего государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Щигровский» Степанова О.В., что подтверждается актом проверки от 09.08.2023 с приложением фототаблиц. В ходе которой установлено, что при обследовании автомобильных дорог г. Щигры по улицам Свердлова, Набережная, Заречная, Красная, Курская, автомобильные дороги находятся в неудовлетворительном состоянии и имеют дефекты, а именно:

- при обследовании ул. Свердлова было установлено, что

- вблизи дома № 26 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 147x96x12 см., площадью 1,41 кв.м.

- вблизи дома № 26 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 175x102x11,5 см., площадью 1,78 кв.м.

- вблизи дома № 25 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 168x77x11 см., площадью 1,29 кв.м.

- вблизи дома № 24 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 225x80x8,5 см., площадью 1,8 кв.м.

- вблизи дома № 9а проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 1126x69x9 см., площадью 0,7 кв.м.

- вблизи дома № 9а проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 160x80x12 см., площадью 1,28 кв.м.

- вблизи дома № 25 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 168x77x11 см., площадью 1,29 кв.м;

- при обследовании ул. Набережная было установлено, что

- вблизи дома № 37 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 300x294x9 см., площадью 8,82 кв.м.

- вблизи дома № 74 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 300x180х см., площадью 5,4 кв.м;

- при обследовании ул. Заречная было установлено, что

- по координатам 51.8853308, 36.908633 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 200x90x8 см., площадью 1,8 кв.м.

- по координатам 51.886536, 36.911458 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 200x90x8 см., площадью 1,8 кв.м;

- при обследовании ул. Красная было установлено, что

- вблизи дома № 7 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 130x66x8 см., площадью 0,85 кв.м.

- вблизи дома № 11 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 100x40x7 см., площадью 0,4 кв.м.

- вблизи дома № 17 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 100x40x7 см., площадью 0,4 кв.м.

- вблизи дома № 51 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 100x35x8 см., площадью 0,35 кв.м.

- вблизи дома № 51 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 98x33x7 см., площадью 0,3 кв.м;

- при обследовании ул. Курская было установлено, что

- вблизи дома № 1 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 220x66x11 см., площадью 1,45 кв.м.

- вблизи дома № 15 проезжая часть имеет повреждения в виде ям и выбоин размерами 240x206x15 см., площадью 4,94 кв.м.

Указанные нарушения по содержанию автомобильных дорог местного значения выявлялись в деятельности администрации муниципального образования «город Щигры» и ранее, в связи с чем Щигровским межрайонным прокурором 25.04.2023 и 15.05.2023 в адрес главы муниципального образования внесены представления об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, транспортной безопасности.

Как следует из сообщения главы города Щигры Курской области от ДД.ММ.ГГГГ/к на текущий момент произведен ямочный ремонт на автомобильных дорогах по ул. Заречная, ул. Свердлова. Запланированы мероприятия по проведению ямочного ремонта по ул. Курская, ремонт автомобильной дороги по ул. Красная. Также сообщается, что ежедневно по автомобильным дорогам ул. Свердлова, ул. Макарова, ул. Курская совершает движение крупногабаритный транспорт, выполняющий межрегиональные и международные перевозки. Высокий трафик движения приводит к чрезмерной нагрузке на дорожное покрытие. Кроме того, проводятся мероприятия по передаче вышеуказанных автомобильных дорог в собственность Курской области. Осуществить передачу планируется до конца настоящего года.

Согласно сообщению главы города Щигры Курской области от ДД.ММ.ГГГГ/к в 2022 году по ул. Красная был произведен ямочный ремонт дорожного полотна асфальтобетонной смесью на общую сумму 383382,00 руб. В мае текущего года проведен ямочный ремонт дорожного полотна асфальтобетонной смесью по ул. Набережная, ул. Заречная, ул. Свердлова и ул. Курская. В бюджете города Щигры на 2023 год запланированы средства на софинансирование ремонта автомобильной дороги по ул. Красная.

Вместе с тем, достаточных доказательств, подтверждающих, что ямочный ремонт на вышеуказанных улицах выполнен и дорожное полотно на вышеуказанных автомобильных дорогах соответствует требованиям закона, административным ответчиком не представлено. Представленные административным ответчиком договоры на поставку асфальта, не подтверждают факт устранения дефектов дорожного полотна.

Кроме того, информация о том, что в мае текущего года проведен ямочный ремонт дорожного полотна асфальтобетонной смесью по ул. Набережная, ул. Заречная, ул. Свердлова и ул. Курская и представленная суду справка о стоимости выполненных работ на улицах Заречная, Набережная, Свердлова, Курская, противоречит акту обследования автомобильных дорог от 09.08.2023, составленному помощником прокурора совместно с сотрудником ОГИБДД МО МВД РФ «Щигровский», согласно которому на дату обследования – 09.08.2023 – на автодорогах по ул.Заречная, Свердлова, Набережная, Курская, имеются повреждения в виде ям и выбоин.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что до настоящего времени административным ответчиком действенных мер, направленных на устранение нарушений, не принято.

Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации города Щигры Курской области, выразившееся в непринятии мер к содержанию автомобильных дорог местного значения, проходящих по ул. Свердлова, ул. Набережная, ул. Заречная, ул. Красная, ул. Курская, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную обстановку с обеспечением безопасности дорожного движения.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, приходя к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, суд полагает необходимым установить ответчику срок, в течение которого выявленные недостатки должны быть устранены, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Щигровского межрайонного прокурора Курской области, поданные в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Щигры Курской области, выразившееся в непринятии мер к содержанию автомобильных дорог местного значения, проходящих по ул. Свердлова, ул. Набережная, ул. Заречная, ул. Красная, ул. Курская.

Обязать Администрацию города Щигры Курской области произвести устранение дефектов на автомобильных дорогах местного значения, проходящих по ул. Свердлова: вблизи домов №26, №25, №24, №9а; по ул. Набережная: вблизи домов №37, №74; по улице Заречная по координатам 51.8853308, 36.908633, по координатам 51.886536, 36.911458, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Щигровский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме – 10.10.2023.

Председательствующий Н.Н. Звягинцева