ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5554/2016 от 13.07.2016 Калининского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Адм. дело № 2а-5554/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(Извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

13 июля 2016 года Санкт-Петербург

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Емельяненко Е. А.,

с участием: секретаря судебного заседания Ковтунович А. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ростовской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы к Тюфякову Ю. В., место жительства: Санкт-Петербург, Х, об обращении взыскания на транспортное средство в целях погашения задолженности по обязательным платежам и санкциям (в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации),

установил:

Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее также административный истец, контрольный, таможенный орган) обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с требованием обратить взыскание на автомобиль марки/модели: "Х", год выпуска: 1999, VIN: Х, находящееся по адресу: Санкт-Петербург, Х, в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пени в размере 1 586 053,56 руб.

В обоснование иска указано, что Ростовская таможня в 2001 г. обратилась в суд с иском к Ч. В. И. о взыскании таможенных платежей в размере 525 252,86 руб. и пени в размере 39 392,39 руб. в связи с приобретением в Республике Беларусь вышеуказанного и его выпуском в свободное обращение без осуществления таможенного оформления и уплаты причитающихся таможенных платежей.

Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 августа 2006 года, оставленным в силе определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27.11.2006 (оставленным без изменения постановлением Президиума Ростовского областного суда от 20.07.2007) Ростовской таможне отказано в иске о взыскании таможенных платежей и пени, ввиду того, что ответчик не имел намерений на приобретение данного транспортного средства и не перемещала его через таможенную границу Российской Федерации, поскольку договор купли-продажи транспортного средства, совершенный от имени ответчика, признан недействительным. То есть Ч. В. И. не является лицом, переместившим транспортное средство, а, следовательно, правовые основания для взыскания платежей отсутствуют.

Как следует из данных, содержащихся в электронных учетах ЦБД УГИБДД по Ростовской области, в настоящее время собственником рассматриваемого транспортного средства является Тюфяков Ю. В., проживающий по адресу: Санкт-Петербург, Х.

Вместе с тем, таможенные платежи, подлежащие уплате при таможенном оформлении транспортного средства, до настоящего времени не уплачены.

Согласно ст. 179 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

В соответствии со ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Как следует из положений ст. 157 указанного Закона, в случаях, им предусмотренных, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о счетах плательщика, таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии со ст. 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:

1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

2) соблюдения запретов и ограничений;

3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, без направления требования об уплате таможенных платежей допускается в случаях, если предельные сроки хранения товаров, задержанных таможенными органами в соответствии с главой 21 Таможенного кодекса Таможенного союза, истекли, либо если плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами.

Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится на основании решения суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо либо плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами, или решения арбитражного суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, за исключением случаев, когда такие товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога в соответствии со статьей 140 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, а также когда обращается взыскание на товары, предельные сроки хранения которых при их задержании таможенными органами, установленные частью 7 статьи 189 Закона, истекли.

Таким образом, таможенное законодательство предоставляет таможенным органам право производить взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов не только с лиц, имеющих установленную законодательством обязанность по их уплате, но и за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с установленным порядком. В последнем случае производится взыскание не с добросовестных приобретателей, так как они не являются лицами, обязанными уплачивать таможенные пошлины, налоги, а именно, за счет стоимости товаров, находящихся на таможенной территории Таможенного союза в нарушение норм таможенного законодательства.

При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), введенного в действие с 15.09.2015, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за зашитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Административный истец в рассматриваемом административном исковом заявлении выразил просьбу о разбирательстве настоящего дела в своем отсутствии.

Извещение о времени и месте судебного заседания по разбирательству настоящего дела, направленное в адрес последнего известного суду места жительства ответчика (сведения проверены судом в ходе обязательной по каждому административному делу его подготовки к судебному разбирательству), им не получено; при этом этот гражданин в судебное заседание не прибыл, не обеспечил явку своего представителя, о разбирательстве в своем отсутствии не просил, не требовал отложения разбирательства, не представил возражения по существу дела равно доказательства уважительности причин неявки, о перемене места жительства, месте временного пребывания, об альтернативном способе связи с ним заинтересованных лиц равно суд не известил; фактически место нахождения гражданина и способ связи с ним суду не известны, в связи с чем суд, руководствуясь пунктом 1 статьи 20, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), статьей 102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), с учетом разъяснения пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", определил приступить к рассмотрению дела в отсутствии названного заинтересованного в исходе дела лица и сведений о его извещении.

Заслушав явившихся в заседание суда лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, исследовав непосредственно и оценив в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ с 15 сентября 2015 года в действие вводится Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации; согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) настоящее дело о взыскании обязательного платежа отнесено к категории административных дел (глава 32).

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Притом, таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему (пункт 1 статьи 9 указанного закона).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В силу пунктов 1, 2 статья 161 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Объекты таможенного контроля и места его проведения определены статьей 95 Таможенного кодекса Таможенного союза (Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом).

Соответственно, административный истец обладает правом на подачу вышеуказанного административного иска, а рассматриваемое взыскания сопряжено с публично-правой сферой деятельности административного истца.

Согласно пункту 1 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Между тем, в силу пункта 5 названой статьи принудительное взыскание таможенных платежей не производится:

1) если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

2) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно статье 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле (пункт 1). Притом, пени не начисляются в случаях, если таможенным органом не установлен плательщик таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 3).

Из материалов дела следует, что со дня ввоза автомобиля на таможенную территорию Российской Федерации прошло более 10 лет; срок для обращения в суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями пропущен, притом, из материалов дела не усматривается наличие уважительных причин пропуска этого срока, а, следовательно, и основание для его восстановления отсутствует.

Пропуск срока для обращения в суд с административным исковым заявлением (исковым заявлением) является самостоятельны основанием для отказа в иске.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 1 - 3, 9, частями 1, 2 статьи 290, главами 15, 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска Ростовской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы к Тюфякову Ю. В., место жительства: Санкт-Петербург, Х, об обращении взыскания на транспортное средство (автомобиль марки/модели: "Х", год выпуска: 1999, VIN: Х, находящееся по адресу: Санкт-Петербург, Х) в целях погашения задолженности по обязательным платежам и санкциям (в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а именно: таможенных платежей и пени в размере 1 586 053 рублей 56 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е. А. Емельяненко