ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-556 от 28.12.2018 Горнозаводского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-556

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горнозаводск 28 декабря 2018 года

Горнозаводский районный суд Пермского края в составе:

судьи Кушовой Л.Л.

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности от 21.12.2018 года,

представителя административного ответчика ФИО2 по доверенности от 27.12.2018 года,

при секретаре Пегушиной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Горнозаводске гражданское дело по административному иску ФИО3 к Горнозаводской городской Думе муниципального района о признании незаконными решений,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с требованиями о признании незаконными Решения Горнозаводской городской Думы № 8 от 21.09.2018 года «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска – главы администрации города Горнозаводска», Решения Горнозаводской городской Думы № 33 от 22.11.2018 года « Об избрании главы города Горнозаводска – главы администрации города Горнозаводска». В обоснование своих требований административный истец указал, что указанные действия административного ответчика привели к грубым нарушениям конституционного и федерального законодательства, регулирующее местное самоуправление, а также к нарушению избирательного права административного истца. Так обжалуемыми решениями были нарушены положения федерального законодательства. Статьи 4, 23, 36 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Исходя из вышеизложенного следует, что процедуру выборов главы муниципального образования необходимо проводить в соответствии с Уставом муниципального образования, который является одной из необходимых основ местного самоуправления, устанавливает тип избирательной системы, действующей при проведении выборов главы муниципального образования и регламентирует процедуру. Однако, Устав г. Горнозаводска был принят депутатами Горнозаводской городской Думы только 31.10.2018 года, то есть, после принятия указанных решений, которые обязаны были приниматься в соответствии с уставом муниципального образования, и при его отсутствии не могли быть приняты, что является основанием для признания их не соответствующими закону и недействительными, что влечет за собой и отмену Решения от 22.11.2018 года об избрании главы г. Горнозаводска. Он принял решение участвовать в выборах на должность главы города Горнозаводска – главы администрации города Горнозаводска и подал необходимые документы на участие в выборах. Но его кандидатуру отклонила конкурсная комиссия, действующая на основании принятых решений. Считает работу данной комиссии незаконной, её решения незаконными, а его права на участие в выборах на должность главы города Горнозаводска – главы администрации города Горнозаводска грубо нарушенными.

Административный истец в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 18). Просит рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя (л.д. 66).

В судебном заседании представитель административного истца на заявленных требованиях настаивает.

Представитель административного ответчика с исковыми требованиями не согласен по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 22-26).

Суд, заслушав представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы дела, считает требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст. 78 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: 5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Частью 3 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ установлено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органов местного самоуправления определен следующими законодательными актами.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.

Во исполнение данной нормы принят Закон Пермского края от 26.11.2014 года № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и избрания глав муниципальных образований Пермского края», в соответствии с ч. 1 ст. 3 которого, глава муниципального образования Пермского края, имеющего статус городского округа, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, если городской округ соответствует одному из следующих критериев:

1) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами, законами Пермского края и Пермской области;

2) на территории муниципального образования располагается суд общей юрисдикции.

Глава города Горнозаводска - глава администрации города Горнозаводска должен избираться Горнозаводской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Законом Пермского края от 23.04.2018 года № 223-ПК «О преобразовании Горнозаводского городского поселения в Горнозаводский городской округ» (в редакции закона от 28.05.2018 года № 233) образован Горнозаводский городской округ и со дня вступления его в законную силу до 01.01.2019 года установлен переходный период, в течение которого осуществляется формирование органов местного самоуправления Горнозаводского городского округа (статья 4).

Согласно ст. 5 указанного закона Пермского края, формирование органов местного самоуправления Горнозаводского городского округа осуществляется в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством и должно быть завершено не позднее 01.01.2019 года.

Глава города Горнозаводска - глава администрации города Горнозаводска избирается Горнозаводской городской Думой в соответствии с Законом Пермского края от 26.11.2014 года № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края».

В Законе Пермского края от 28.05.2018 года № 233-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Горнозаводского муниципального района, путем объединения с Горнозаводским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Горнозаводского городского поселения в Горнозаводский городской округ» закреплено, что формирование органов местного самоуправления Горнозаводского городского округа в переходный период осуществляется в порядке, определенном Законом Пермского края от 23.04.2018 года № 223-ПК «О преобразовании Горнозаводского городского поселения в Горнозаводский городской округ» (ч. 2 ст. 4 Закона Пермского края от 28.05.2018 № 233-ПК).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Пермского края от 23.04.2018 № 223-ПК «О преобразовании Горнозаводского городского поселения в Горнозаводский городской округ», ч. 1 ст. 7 Закона Пермского края от 28.05.2018 № 233-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Горнозаводского муниципального района, путем объединения с Горнозаводским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Горнозаводского городского поселения в Горнозаводский городской округ», муниципальные правовые акты Горнозаводского муниципального района, городского и сельских поселений, принятые до вступления в силу указанных законов Пермского края, а также в период со дня вступления в силу указанных законов до дня формирования органов местного самоуправления Горнозаводского городского округа, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Пермского края, законам и иным нормативным правовым актам Пермского края, а также Уставу Горнозаводского городского округа, муниципальным правовым актам Горнозаводского городского округа, до дня признания их утратившими силу в установленном порядке.

Согласно ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3, порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Аналогичная норма предусмотрена в ст. 3 Закона Пермского края от 26 ноября 2014 г. № 401-ПК.

В соответствии со ст. 5 Закона Пермского края от 23.04.2018 № 223-ПК «О преобразовании Горнозаводского городского поселения в Горнозаводский городской округ», Горнозаводская городская Дума первого созыва состоит из 17 депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, является представительным органом местного самоуправления Горнозаводского городского округа.

Судом установлено, что Решением Территориальной избирательной комиссии Горнозаводского городского округа от 10.09.2018 года № 53/18-4 выборы депутатов Горнозаводской городской Думы признаны состоявшимися, избраны 17 депутатов. Горнозаводская городская Дума 1 созыва избрана в правомочном составе (л.д. 30).

21.09.18 года состоялось первое заседание Горнозаводской городской Думы (протокол от 21.09.2018 № 1). Заседание организовано главой Горнозаводского муниципального района в соответствии абз. 4 ч. 3 ст. 5 Закона Пермского края от 23.04.2018 № 223-ПК. На заседании присутствовали 16 депутатов из 17 (л.д. 41-48). Одним из вопросов рассматривался вопрос «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска». За принятие решения депутаты проголосовали единогласно (16 депутатов - за, 0 - против, 0 - воздержались). Установленный порядок принятия решения соблюден.

21.09.18 года рассматривался также вопрос об утверждении Порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Горнозаводского городского округа (л.д. 49, 50), принято решение № 5. За принятие решения депутаты проголосовали единогласно (16 депутатов - за, 0 - против, 0 - воздержались).

21.09.2018 года Горнозаводской городской Думой принято Решение № 8 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска» (л.д. 38), принято на основании указанных законов, а также Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска, утвержденного решением Горнозаводской городской Думы от 21.09.2018 года № 7.

Решение № 8 Горнозаводской городской Думы в соответствии с Порядком опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Горнозаводского городского округа и соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, утвержденным решением Горнозаводской городской Думы от 21.09.2018 № 5, размещено с целью обнародования 24 сентября 2018 г. в зданиях, расположенных по адресам: : г. Горнозаводск, ул. Кирова, 65, <...>, р. <...>, <...>, р.п. Кусье- Александровский, ул. Ленина, 13, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, а также на официальном сайте администрации Горнозаводского муниципального района (www.gornozavodskii.ru); объявление о проведении конкурса опубликовано в газете «Новости» за 28.09.2018 № 38 (8458). Установленный порядок обнародования решения соблюден.

Таким образом, оспариваемое решение Горнозаводской городской Думы от 21.09.2018 № 8 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска» является законным, поскольку оно принято уполномоченным органом, в рамках компетенции и в соответствии с процедурой, установленной федеральным законодательством, законодательством Пермского края и муниципальными нормативными правовыми актами.

22.11.2018 года представительным органом Горнозаводского городского округа - Горнозаводской городской Думой принято Решение № 33 «Об избрании главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска» (л.д. 55).

Решение № 33 принято Горнозаводской городской Думой на основании частей 2, 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», раздела 6 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска, утвержденного решением Горнозаводской городской Думы от 21.09. 2018 года № 7, и в соответствии с нормами федерального и краевого законодательства, муниципальных - правовых актов, закрепляющих право на принятие оспариваемого решения.

21.11.2018 года конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска принято решение о признании конкурса-испытания по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска состоявшимся, о представлении двух кандидатов ФИО4 и ФИО5 для избрания на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска.

21.11.2018 года данное решение направлено в Горнозаводскую городскую Думу.

Согласно п. 6.2 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска, утвержденного решением Горнозаводской городской Думы от 21.09.2018 года № 7, в течение месяца со дня поступления решения конкурсной комиссии в Думу проводится заседание Думы. Заседание Думы по данному вопросу считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от установленного числа депутатов Думы. Согласно п. 6.6.1 указанного Положения, кандидат считается избранным при получении большинства голосов от числа присутствующих на заседании депутатов представительного органа.

22.11.2018 года состоялось внеочередное заседание Горнозаводской городской Думы (л.д. 57-60, 61). На заседании присутствовали 17 депутатов из 17. Рассматривался вопрос об избрании главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска. За принятие решения «Об избрании главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска» депутаты проголосовали 17 депутатов (17 депутатов - за, О - против, 0 - воздержались).

В соответствии с п. 6.8 Положения о порядке проведения конкурса на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска, утвержденного решением Горнозаводской городской Думы от 21.09.2018 года № 7, решение Думы об избрании на должность главы размещено на официальном сайте администрации Горнозаводского муниципального района 23.11.2018 и опубликовано в газете «Новости» за 30.11.2018 № 47 (8467) (л.д. 61). Установленный порядок обнародования решения соблюден.

Таким образом, оспариваемое решение Горнозаводской городской Думы от 22.11.2018 года № 33 «Об избрании главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска» является законным, поскольку оно принято уполномоченным органом, в рамках компетенции и в соответствии с процедурой, установленной федеральным законодательством, законодательством Пермского края и муниципальными нормативными правовыми актами.

Суду не представлено доказательств того, что на 28.12.2018 года Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска, утвержденного решением Горнозаводской городской Думы от 21.09.2018 года № 7 (л.д. 32-36), кем-либо обжаловано, либо отменено. Каких-либо ходатайств участниками судебного заседания не заявлялось. Доказательств, опровергающих изложенные обстоятельства суду не представлено.

В соответствии с требованиями ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказать, каким образом нарушены его права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Истцом не доказано, что Решения Горнозаводской городской Думы № 8 и № 33 каким-либо образом нарушают его права, свободы и законные интересы.

01.11.2018 года административный истец ФИО3 подал в конкурсную комиссию документы для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска (л.д. 63).

Согласно протоколу № 3 заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска от 20.11.2018, кандидат ФИО3 допущен к участию в конкурсе (л.д. 64).

21.11.2018 состоялся конкурс-испытание по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска. ФИО3 принял участие в конкурсе. По результатам голосования, кандидатура ФИО3 не была представлена на рассмотрение Горнозаводской городской Думе для избрания на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска.

Административный истец ФИО3, приняв участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска, который был проведен на основании оспариваемого Решения Горнозаводской городской Думы № 8, реализовал пассивное избирательное право быть избранным на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска.

В своем административном исковом заявлении истец указывает на необходимость применения к правоотношениям, связанным с избранием главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска, статьи 7, 23, 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Суд считает данный довод несостоятельным, поскольку согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», порядок избрания главы муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 26.11.2014 года № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и избрания глав муниципальных образований Пермского края», глава муниципального образования Пермского края, имеющего статус городского округа, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, если городской округ соответствует установленным законом критериям.

Горнозаводский городской округ соответствует определенным в ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 26.11.2014 года № 401-ПК критериям. Следовательно, статья 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не применяется.

Действительно на 21.09.2018 года, время принятия оспариваемых решений, Устав Горнозаводского городского округа не был принят, однако, его отсутствие не является основанием для признания решений незаконными в виду того, что приняты они на основании норм федерального и краевого законодательства, имеющих высшую юридическую силу по сравнению с уставом муниципального образования, и которые регламентируют порядок их принятия. Действующее законодательство не наделяет органы местного самоуправления правом самостоятельно устанавливать процедуру выборов главы муниципального образования отличную от той, что предусмотрена законом субъекта.

Кроме этого, административный истец считает, что оспариваемое решение нарушает его избирательные права.

Суд считает данный довод несостоятельным, поскольку административный истец ФИО3, приняв участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска, реализовал свое право быть избранным на должность главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска, его избирательные права нарушены не были, но не был избран.

В нарушении п. 6 ч. 2 ст. 220 Кодекса административного судопроизводства РФ, в административном исковом заявлении ФИО3 не содержатся сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, также отсутствует ссылка на нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое решение, что является нарушением п. 7 ч. 2 ст. 220 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных ФИО3 требований о признании незаконными Решения Горнозаводской городской Думы № 8 от 21.09.2018 года «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Горнозаводска – главы администрации города Горнозаводска», Решения Горнозаводской городской Думы № 33 от 22.11.2018 года « Об избрании главы города Горнозаводска – главы администрации города Горнозаводска» отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца через Горнозаводский районный суд.

Судья Кушова Л.Л.