ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5560/2021 от 13.09.2021 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2021 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Роменской В.Н.,

при секретаре Асабиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5560/2021 по административному иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной Инспекции ФНС России по <адрес>, Управлению ФНС России по <адрес> о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения,

установил:

<адрес> обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной Инспекции ФНС России по <адрес> о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения, мотивируя требования следующими доводами.

<адрес> проведена проверка информации УФСН России по <адрес> о результатах выездной налоговой проверки в отношении деятельности ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС».

В ходе проведения анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» за период 2017-2020 г.г., 1 квартал 2021 г. установлено перечисление денежных средств в размере более 144 млн. руб. в адрес индивидуальных предпринимателей напрямую, а также через организации, обладающие признаками «транзитных», с последующим снятием наличных денежных средств.

При проведении мероприятий налогового контроля установлено, что у ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» и ряда его контрагентов в регистрационных делах и банковских досье совпадают номера телефонов, адреса электронной почты, сотрудники являются руководителями и учредителями организаций-контрагентов ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС».

Таким образом, ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» является «транзитной» компанией, получение обществом денежных средств направлено не на хозяйственные цели, а на уклонение от налогообложения.

В налоговых декларациях по НДС за период с 2017-2020 г.г., 1 квартал 2021 г. ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» отражены недостоверные сведения об операциях, не связанных с реальной экономической деятельностью организации.

Между тем, налоговые декларации приняты Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

<адрес> просит суд признать незаконным факт принятия Межрайонной ИФНС России по <адрес> налоговых деклараций по НДС за 2017-2020 г.г., 1 квартал 2021 г. в отношении ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС», ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, офис 1, обязать Межрайонную ИФНС России по <адрес> исключить из обработки налоговые декларации по НДС за 2017-2020 г.г., 1 квартал 2021 г. в отношении ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС», ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, офис 1, запретить Межрайонной ИФНС России по <адрес> осуществлять прием и обработку схемных налоговых деклараций по НДС в отношении ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС», ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, офис 1.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 заявленные требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков - Межрайонной Инспекции ФНС России по <адрес>, Управлению ФНС России по <адрес>ФИО5, действующий на основании доверенности, административные исковые требования прокурора <адрес> признал в полном объеме, последствия признания административных исковых требований ему судом разъяснены и понятны.

Представитель заинтересованного лица ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» ФИО6, действующий на основании доверенности, административные исковые требования прокурора <адрес> не поддержал.

Представитель Межрайонной ИФНС России по <адрес> (ранее – ИФНС по <адрес>), привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен (том 14 л.д. 13), ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (том 2 л.д. 139).

Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, ознакомившись с отзывом представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы административного дела, оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также их совокупности, суд считает, что требования, заявленные в административном исковом заявлении, обоснованы и подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1-2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3-4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В данном случае такой срок административным истцом не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно с ч. 7 ст. 80 НК РФ формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом. Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) и как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.

Из материалов административного дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка информации УФСН России по <адрес> о результатах выездной налоговой проверки в отношении деятельности ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС».

Так, в ходе проведения анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» за период 2017-2020 г.г., 1 квартал 2021 г. усматривается перечисление денежных средств в размере более 144 млн. руб. в адрес индивидуальных предпринимателей напрямую, а также через организации, обладающие признаками «транзитных», с последующим снятием наличных денежных средств.

У ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» и ряда его контрагентов в регистрационных делах и банковских досье совпадают номера телефонов, адреса электронной почты, сотрудники являются руководителями и учредителями организаций-контрагентов ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС».

В связи с чем, суд соглашается с доводами административного истца о том, что ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» является «транзитной» компанией, получение обществом денежных средств направлено не на хозяйственные цели, а на уклонение от налогообложения.

Как установлено судом, ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» входит в группу налогоплательщиков, которые системно участвуют в схемных операциях путем предоставления налоговых деклараций по НДС с заведомо умышленными ложными показателями о якобы совершенных операциях по приобретению и реализации материалов (работ, услуг) и сознательного неправомерного формирования счетов-фактур для последующего применения по ним налоговых вычетом выгодоприобретателями (иными заинтересованными организациями) в целях минимизации налоговых обязательств.

ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС», являясь «транзитной» компанией, какую-либо деятельность не осуществляло, а действие по заключению государственных контрактов направлено на прикрытие неправомерной деятельности, ввиду чего получение денежных средств не было направлено на какие-либо хозяйственные цели, а было направлено исключительно на уклонение от налогообложения.

Установленная «транзитность» исключает экономический смысл перечисления денежных средств в первом звене и направлена на другую цель – недобросовестное использование, с целью получения налоговых преференций, не связанных с реальной экономической деятельностью организаций.

При этом, получение налоговых преференций не должно являться основной целью совершения сделки (операции), тогда как «транзитность» в совокупности установленными в ходе выездной налоговой проверки, является основанием для признания сделок мнимыми.

В ходе проведения выездной налоговой проверки также установлены противоправные действия должностных лиц ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС», допустивших:

- неуплату или неполную уплату налога на прибыль организаций за 2017-2018 г.г. в результате занижения налогооблагаемой базы, совершенных умышленно, то есть налоговое правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 3 ст. 122 НК РФ;

- неуплату НДС за 2017-2018 г.г. в результате умышленного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, то есть налоговое правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 3 ст. 122 НК РФ;

- неисполнение обязанности налогового агента по удержанию и перечислению сумм налога, ответственность за невыполнение которой предусмотрена п. 1 ст. 123 НК РФ;

- непредставление документов по требованию налогового органа, то есть налоговое правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ;

- систематическое неправильное отражение в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, грубо нарушив правила учета доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 120 НК РФ.

При этом, в налоговых декларациях по НДС за период с 2017-2020 г.г., 1 квартал 2021 г. ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» отражены недостоверные сведения об операциях, не связанных с реальной экономической деятельностью организации, что свидетельствует об их несоответствии положениям НК РФ.

Между тем, налоговые декларации приняты Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой вынесено представление в Межрайонную ИФНС России по <адрес> об устранении нарушений федерального законодательства о налогах и сборах, в том числе по вопросу отказа ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» в приеме и обработке налоговых деклараций по НДС (том 2 л.д. 105-109).

В ответе на представление прокурора Межрайонная ИФНС России по <адрес> сообщила о том, что отсутствует техническая возможность (без решения суда) по изъятию (аннулированию) из информационной базы ПК АИС Налог-3 ранее представленных ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» налоговых деклараций по НДС (том 2 л.д. 110-111).

Отсутствие итогового акта выездной налоговой проверки не опровергает установленных фактических обстоятельств, указанных выше судом в отношении ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС», и не исключает возможность оценки действий налогового органа по принятию деклараций.

В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного суда в Постановлении Пленума ВАС от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление в налоговый орган первичных документов не влечет автоматического признания понесенных расходов обоснованными, а также применения налоговых вычетов, а является лишь основанием для подтверждения факта реальности хозяйственных операций и уплаты налогов, поэтому при решении вопроса о правомерности отнесения налогоплательщиком на расходы в целях налогообложения прибыли понесенных затрат, а также применением налоговых вычетом учитываются результаты проведенных налоговыми органами проверок достоверности и непротиворечивости представленных документов, а также организаций-контрагентов.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговые декларации по НДС за 2017-2020 г., 1 квартал 2021 г. в отношении ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС», приняты в обработку Межрайонной ИФНС России по <адрес> необоснованно. Доказательств обратного представителем ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» суду не представлено.

В судебном заседании представитель административных ответчиков административные исковые требования прокурора <адрес> признал в полном объеме (том 14 л.д. 25).

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд принимает признание административным ответчиком административного иска, поскольку если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание признание административным ответчиком заявленных требований, суд полагает возможным удовлетворить административные исковые требования прокурора <адрес> и признать незаконным факт принятия Межрайонной ИФНС России по <адрес> налоговых деклараций по НДС за 2017-2020 г.г., 1 квартал 2021 г. в отношении ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС», обязав Межрайонную ИФНС России по <адрес> исключить из обработки налоговые декларации по НДС за 2017-2020 г.г., 1 квартал 2021 г. в отношении ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС».

Требование административного истца о запрете налоговому органу осуществлять прием и обработку схемных налоговых деклараций по НДС со ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС», удовлетворению не подлежит, поскольку как следует из пояснений представителя административного ответчика и представленной в материалы выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 145-156), в отношении ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» внесена информация о недостоверности сведений, в связи с чем, со ДД.ММ.ГГГГ прием и обработка налоговых деклараций от ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС» налоговым органом не осуществляется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 46, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной Инспекции ФНС России по <адрес>, Управлению ФНС России по <адрес> о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения - удовлетворить в части.

Признать незаконным факт принятия Межрайонной ИФНС России по <адрес> налоговых деклараций по НДС за 2017-2020 г.г., 1 квартал 2021 г. в отношении ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС», ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, офис 1.

Обязать Межрайонную ИФНС России по <адрес> исключить из обработки налоговые декларации по НДС за 2017-2020 г.г., 1 квартал 2021 г. в отношении ООО «ЭЛРЕМ СЕРВИС», ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, офис 1.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.Н. Роменская