РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2021 Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Роменской В.Н., при секретаре Асабиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5563/2021 по административному иску ФИО2 к прокуратуре <адрес>, прокуратуре <адрес> о признании незаконным представления, обязании устранить нарушения прав, установил: ФИО2 обратился в суд с административным иском к прокуратуре <адрес> о признании незаконным представления от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить нарушения прав, мотивируя требования следующими доводами. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес Думы г.о. Тольятти внесено представление с требованием устранить нарушения законов о противодействии коррупции и принципах организации местного самоуправления и применить к депутату Думы г.о. Тольятти ФИО2 меру ответственности в виде досрочного прекращения полномочий. ФИО2 полагает, что данное представление является незаконным по следующим основаниям. В 2018 г. на выборах депутатов Думы г.о. Тольятти седьмого созыва жители <адрес> избрали депутатом от КПРФ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ депутатом ФИО2 подано заявление об осуществлении депутатских полномочий председателя постоянной комиссии на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ на условиях договора на срок полномочий Думы г.о. Тольятти седьмого созыва с оплатой согласно договору. В целях соблюдения ограничений и запретов в части управления коммерческой организацией, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию с должности директора ООО «Средне-Волжская инжиниринговая Компания». Следовательно, заблаговременно, то есть до принятия его в Думу г.о. Тольятти с ДД.ММ.ГГГГ на должность председателя постоянной комиссии по городского хозяйству для осуществления депутатских полномочий на постоянной основе, ФИО2 принял меры к выходу из состава участников ООО «Средне-Волжская инжиниринговая Компания». В ходе рассмотрения административного дела определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура <адрес>, в качестве заинтересованных лиц – Дума г.о. Тольятти, ООО «Средне-Волжская инжиниринговая Компания». В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 и представитель административного истца ФИО5 заявленные требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Представитель административных ответчиков ФИО6 административные исковые требования ФИО2 не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Представители заинтересованного лица Думы г.о. Тольятти – ФИО7 и ФИО8, действующие на основании доверенности, административные исковые требования ФИО2 не поддержали. Представитель заинтересованного лица ООО «Средне-Волжская инжиниринговая Компания» ФИО9, действующий на основании доверенности, полагал, что требования административного истца подлежат удовлетворению. Суд, выслушав доводы административного истца, его представителя, возражения представителя административных ответчиков, мнение представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы административного дела, оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также их совокупности, суд считает, что требования, заявленные в административном исковом заявлении, необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1-2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3-4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Срок для обращения в суд с данным иском административным истцом не пропущен, поскольку постановление, оспариваемое административным истцом, вынесено ДД.ММ.ГГГГ, настоящее административное исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов административного дела следует, что прокуратурой <адрес> в связи с поручением прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в отношении депутата Думы г.о. Тольятти VII созыва ФИО2 В ходе проверки установлено следующее. Положениями ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Аналогичная норма содержится в <адрес>№-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>», Уставе г.о. Тольятти, принятом постановлением Тольяттинской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе: 1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 2) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев: а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации; в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления; г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале); д) иные случаи, предусмотренные федеральными законами; 3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; 4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Согласно ч. ч. 3, 3.2 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: участвовать в управлении коммерческой организацией или некоммерческой организацией, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. В соответствии с ч. 7 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством. Как установлено судом, решением Думы г. о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГФИО2 избран депутатом Думы г. о. Тольятти VII созыва по одномандатному избирательному округу №. Решением Думы г. о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГФИО2 избран председателем постоянной комиссии по городскому хозяйству. Решением Думы г. о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФИО2 принят в Думу г. о. Тольятти для осуществления депутатских полномочий на постоянной основе председателя постоянной комиссии по городскому хозяйству, председателю Думы г. о. Тольятти рекомендовано заключить с ФИО2 договор на осуществление депутатских полномочий на постоянной основе. Согласно ч. 4. ст. 85 Регламента Думы г. о. Тольятти, утвержденного решением Думы г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ, решения Думы, за исключением нормативных правовых актов, вступают в силу с момента их подписания председателем Думы, если в решении не установлен иной срок вступления его в силу. Действующим законодательством не предусмотрено заключение представительным органом с депутатами договоров на осуществление депутатских полномочий. Вместе с тем в целях реализации положений <адрес>№-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» постановлением председателя Думы г. о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 принят для осуществления депутатских полномочий на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ и приступил к исполнению обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ на условиях договора (об осуществлении депутатских полномочий на постоянной основе от ДД.ММ.ГГГГ№) на срок полномочий Думы г. о. Тольятти VII созыва. Таким образом, депутат ФИО2 считается приступившим к осуществлению полномочий на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ. С даты принятия решения Думы г. о. Тольятти о принятии его на постоянную основу на него стали распространяться ограничения и запреты, обязанности, установленные п. 7 ст. 40 Закона № 131-ФЗ и ч. ч. 3, 3.5 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ. В п. 1.1 договора указан предмет договора, которым является осуществление ФИО2 депутатских полномочий председателя постоянной комиссии по городскому хозяйству Думы г. о. Тольятти. Однако, деятельность постоянной комиссии по городскому хозяйству Думы г. о. Тольятти регламентирована Положением о постоянной комиссии по городскому хозяйству Думы г. о. Тольятти, утвержденном решением Думы г. о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом пункт 6 Положения о комиссии по вопросам порядка формирования и организации работы постоянной комиссии, в том числе порядку избрания председателя и заместителей председателя постоянной комиссии, а также освобождения их от обязанностей, полномочиям председателя постоянной комиссии, численному составу комиссии, сроку ее действия, порядку проведения заседаний и принятия решений отсылает к Регламенту Думы. Указанный договор регламентирует вопросы денежных выплат депутату (ежемесячное денежное вознаграждение и единовременная выплата на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска, иные дополнительные выплаты, установленные муниципальным правовым актом) и предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 3.1 и 5.1 договора). Данные положения закреплены во исполнение гарантий осуществления полномочий депутата, установленных Законом №-ГД. Отношения, возникшие между Думой г. о. Тольятти и депутатом ФИО2 на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление депутатских полномочий на постоянной основе, не являются по своей правовой природе трудовыми отношениями. В связи с чем, суд не соглашается с доводом ФИО2 о том, что датой начала осуществления им полномочий на постоянной основе является ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 4.1 договора дублирует положения федерального законодательства и обязывает депутата соблюдать ограничения и исполнять обязанности, предусмотренные законодательством о противодействии коррупции. Прокуратурой <адрес> в ходе проверки установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 занимал должность директора ООО «Средне-Волжская инжиниринговая Компания», что подтверждается копией трудовой книжки на имя ФИО2 Из объяснений ФИО2 следует, что ему как директору юридического лица принадлежит право первой подписи на платежных документах общества, расчетные операции осуществляются с применением электронной цифровой подписи, оформленной по договору банковского счета на его имя. Из выписок о движении денежных средств по расчетному счету ООО «Средне-Волжская инжиниринговая Компания» №, открытом в АО «Альфа-банк» установлено, что ФИО2, исполняющий функции руководителя организации, дающие ему права и устанавливающие обязанности при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совершал платежные операции по оплате обязательств общества перед контрагентами по гражданско-правовым договорам (ООО «Техностройплюс», ООО «Металл», ООО «Первая экспедиционная компания», ООО «Акрон Металл Ресурс» и другие), а также по оплате взносов на обязательное страхование и налоговые платежи в МИФНС России № по <адрес>. Указанное свидетельствует о нарушении ФИО2 установленных ч. 7 ст. 40 Закона № 131-ФЗ и п. 2 ч. 3, ч. 3.5 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ запретов на участие в управлении коммерческой организацией. Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, вносит представление об устранении нарушений закона. В связи с изложенным, после установления факта нарушения законодательства прокуратурой <адрес> по результатам проверки в адрес Думы г. о. Тольятти внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Согласно положениям ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что само по себе представление прокурора не обладает силой принудительного исполнения, поскольку преследует цель понудить органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Дума г.о. Тольятти представление исполняющего обязанности прокурора <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке не оспорила. Представление исполняющего обязанности прокурора <адрес> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и принципах организации местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании Думы г.о. Тольятти. По результатам рассмотрения представления Решением Думы № от ДД.ММ.ГГГГ представление исполняющего обязанности прокурора <адрес> признано обоснованным, а также избрана мера ответственности депутата за несоблюдение ограничений, запретов, обязанностей, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусмотренная ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Административный истец реализовал свое право на обжалование указанного решения, обратившись в суд с административным иском, который до настоящего времени по существу не рассмотрен. Таким образом, судом установлено, что при вынесении оспариваемого представления прокурора соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, а также соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. С учетом данных обстоятельств, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО2 к прокуратуре <адрес>, прокуратуре <адрес> о признании незаконным представления от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить нарушения прав не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 219, 226, 227 КАС РФ, суд р е ш и л: Административные исковые требования ФИО2 к прокуратуре <адрес>, прокуратуре <адрес> о признании незаконным представления № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить нарушения прав - оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>. В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья В.Н. Роменская |