РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2018 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Цыденовой Н.М., при секретаре Кушеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 к Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ о признании проекта планировки центральной части Октябрьского района г. Улан-Удэ в части земельных участков, принадлежащих истцам, недействительным, обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ и Администрацию г.Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав путем внесения изменений в проект планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административные истцы просят признать проект планировки центральной части Октябрьского района г. Улан-Удэ в части земельных участков, принадлежащих истцам, недействительным; обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ и Администрацию г. Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав путем внесения изменений в проект планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ в части земельных участков, принадлежащих на праве собственности в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом и землепользованию объявлен конкурс по продаже земельного участка местоположение: <адрес>, в 45 м. на северо-восток от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 1403 кв.м. для строительства капитальных наземных гаражей. ДД.ММ.ГГГГ аукцион состоялся, победителем определен ФИО25, в 2012 г. им проведены работы по разделу земельного участка площадью 1403 кв.м. на 38 земельных участков с целевым назначением: для строительства капитальных гаражей, которые в последствии были проданы истцам. На данных земельных участках истцами были возведены гаражные боксы. При проведении технической инвентаризации оказалось, что гаражные боксы расположены не в границах земельных участков, на которые оформлено право собственности. Для исправления сложившейся ситуации председатель ГК Союз обратился в комитет для подготовки проекта межевания территории, распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ было предложено разработать проект межевания территории. В ДД.ММ.ГГГГ разработанный проект был представлен для утверждения на общественных слушаниях, распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ проект был отклонен в связи с тем, что данная территория входит в границы рекреационной зоны. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правилах землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» земельный участок ГК «Союз» расположен в территориальной зоне «зона СА», что подтверждается распоряжением КАиГ от ДД.ММ.ГГГГ№ и фрагментом карты. Правилами землепользования и застройки г.Улан-Удэ утвержден градостроительный регламент указанной зоны, для данной зоны, в том числе, основным видом разрешенного использования является объекты гаражного назначения.. В соответствии с фрагментом карты генерального плана г.Улан-Удэ земельный участок ГК «Союз» также не исключает возможность размещения гаражей.
В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 не явились, надлежащим образом извещены.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО26 административное исковое заявление подержала в полном объёме. Просила иск удовлетворить. Дополнила, что административные истцы являются собственниками земельных участков, оспариваемым проектом планировки территории затрагиваются их права как собственников земельных участков и строений на этих земельных участках. В свою очередь гаражный кооператив «Союз» не является собственником земельного участка, соответственно права его оспариваемым проектом планировки не нарушаются. Согласно ст. 5 Положения о публичных слушаниях в городском округе «город Улан-Удэ» (утв. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов) в решении о назначении публичных слушаний помимо вопросов, выносимых на публичные слушания, времени и места проведения публичных слушаний, сроков подачи письменных предложений по обсуждаемым вопросам, сведений об источнике опубликования проекта правового акта, указывается состав комиссии по проведению публичных слушаний. Согласно ст.7 Положения извещение населения города о публичных слушаниях производится не позднее, чем за 10 дней до даты проведения публичных слушаний путем опубликования в официальном периодическом печатном издании (такое периодическое печатное издание на территории города «Муниципальный вестник г. Улан-Удэ), а также на официальном сайте органов местного самоуправления правового акта о назначении публичных слушаний. Проект правового акта, выносимого на публичные слушания, также публикуется в официальном периодическом издании и на официальном сайте органов местного самоуправления. В нарушение требований указанного Положения Администрацией города не было опубликовано извещение о публичных слушаниях по проекту планировки ни на сайте города (подтверждается скриншотом с официального сайта города) ни в периодическом печатном издании «Муниципальный вестник». Исходя из указанного, следует, что проект планировки принят с грубейшим нарушением, как градостроительного законодательства, так и местных нормативно-правовых актов. В связи с тем, что опубликования оспариваемого нормативного акта не было, соответственно административные истцы не могли знать, что проект планировки разрабатывается и принимается. Тогда невозможно утверждать, что истцами пропущен срок исковой давности. Кроме того указанными выше судебными актами установлено, что сама процедура информационного обеспечения публичных слушаний через газету не дает возможности объективного реального оповещения населения, поскольку тираж газеты составляет 300 экз., найти же на сайте администрации необходимую информацию также довольно затруднительно. В практике работы других муниципальных образований практикуется оповещение жителей путем объявлений по местному радио, путем направлений почтовых отправлений гражданам, чьи интересы затрагиваются при принятии проектов планировки и межевания.
ДД.ММ.ГГГГ представителями административных истцов ФИО26 и ФИО27 уточнены исковые требования, просят обязать Комитет по архитектуре и градостроительству и Администрацию г.Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав, путем внесения изменений в проект планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ в части земельных участков, принадлежащих на праве собственности истцам.
Представитель административных ответчиков Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ и Администрации г.Улан-Удэ, представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ ФИО28 с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Земельный участок с кадастровым номером 03:24:031804:325, из которого образованы земельные участки, принадлежащие собственникам, согласно Генерального плана, утв. решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 816-82 «Об утверждении Генерального плана городского округа «город Улан-Удэ» расположен в зоне рекреации. Согласно проекта планировки центральной части Октябрьского района, утв. Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее -проект планировки, ППТ) земельный участок также расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования. В 2016 году в Правила землепользования и застройки, утв. решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82 «О Правилах землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ» (далее - Правила землепользования и застройки, ПЗЗ) были внесены изменения и в отношении земельного участка с кадастровым № была изменена зона на зону СА (зона стоянок для легковых автомобилей). Внесение изменений обусловлено только лишь фактическим землепользованием, в разрез Генеральному плану. Указанное обстоятельство не является основанием для признания проекта планировки недействительным, а является основанием для приведения Правил землепользования и застройки в соответствие Генеральному плану, поскольку в системе документов территориального планирования Генеральный план является первичным по отношению к иным документам, которые, в свою очередь, должны соответствовать Генеральному плану. Учитывая, что основанием, указанным в иске для признания ППТ недействительным является несоответствие ПЗЗ, считает, что такое утверждение противоречит Градостроительному кодексу РФ и не может быть принято во внимание. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок проведения публичных слушаний в городском округе "город Улан-Удэ" установлен решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005 N 271-32 (ред. от 05.12.2013). В соответствии со ст. 7 Порядка проведения публичных слушаний извещение населения города о публичных слушаниях производится не позднее чем за 10 дней до даты проведения публичных слушаний путем опубликования в официальном периодическом печатном издании "Муниципальный вестник города Улан-Удэ", а также на официальном сайте органов местного самоуправления города Улан-Удэ правового акта о назначении публичных слушаний. Проект правового акта, выносимого на публичные слушания, публикуется в официальном периодическом печатном издании "Муниципальный вестник города Улан-Удэ" и (или) на официальном сайте органов местного самоуправления города Улан-Удэ. Правовой акт о назначении публичных слушаний принимается в форме постановления мэра города о назначении публичных слушаний. Публичные слушания по проекту планировки центральной части Октябрьского района были назначены постановлением мэра от ДД.ММ.ГГГГ№. Данное постановление было размещено на официальном сайте в ДД.ММ.ГГГГ, а также опубликовано в муниципальном вестнике за №. Также в муниципальном вестнике был опубликован проект правового акта, выносимого на публичные слушания. По результатам проведения публичных слушаний был утверждён протокол публичных слушаний, а также заключение. Помимо органов власти на слушании были и граждане. Кроме этого, проект планировки территории размещен на официальном сайте. Во время принятия и также с момента утверждения ППТ была предоставлена возможность ознакомления с проектом, принесения замечаний и предложений.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что ФИО25 на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельного участка, расположенного в г. Улан-Удэ, участок находится примерно в 45 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, кадастровый №.
В соответствии с межевым планом данный земельный участок был разделен на 38 участков.
На основании свидетельств о государственной регистрации права ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14. ФИО15 М.. ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 являются собственниками земельных участков, расположенных в <адрес>, для строительства капитальных гаражей.
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о разработке проекта межевания территории в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков по адресу: <адрес> ориентировочной площадью 1164 кв.м.
Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ № от ДД.ММ.ГГГГ проект межевания территории в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков по адресу: <адрес> ориентировочной площадью 1164 кв.м. отклонен, в связи с тем, что согласно проекту планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ, утвержденного распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ№, данная территория входит в границы рекреационной зоны.
Постановлением Главы МО – Мэр г.Улан-Удэ № от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по утверждению проекта планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ на ДД.ММ.ГГГГ в 14-00.
В Муниципальном вестнике города Улан-Удэ № (110) от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении публичных слушаний по утверждению проекта планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ.
В соответствии с протоколом публичных слушаний по утверждению проекта планировки центральной части Октябрьского района г. Улан-Удэ на слушаниях присутствовало 50 чел., в том числе и население, принято решение публичные слушания считать состоявшимися, проект планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ утвердить с учетом устранения замечаний.
В соответствии с положениями статьи 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса (часть 1). Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3). Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5).
На момент утверждения проекта планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ действовали положения ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, в которых закреплено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7). При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (часть 8). Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 9). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 10).
Согласно статье 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (часть 1). На публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (часть 3). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005 N 271-32 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городском округе "Город Улан-Удэ" извещение населения города о публичных слушаниях производится не позднее чем за 10 дней до даты проведения публичных слушаний путем опубликования в официальном периодическом печатном издании "Муниципальный вестник города Улан-Удэ", а также на официальном сайте органов местного самоуправления города Улан-Удэ правового акта о назначении публичных слушаний. Проект правового акта, выносимого на публичные слушания, публикуется в официальном периодическом печатном издании "Муниципальный вестник города Улан-Удэ" и (или) на официальном сайте органов местного самоуправления города Улан-Удэ.
Материалами дела установлено, что постановление Главы МО – Мэр г.Улан-Удэ № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении публичного слушания по утверждению проекта планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ опубликовано в официальном периодическом печатном издании "Муниципальный вестник города Улан-Удэ", сведений о публикации данного постановления на официальном сайте органов местного самоуправления города Улан-Удэ суду не представлено.
Скриншоты, представленные стороной административного ответчика с официального сайта местного самоуправления города Улан-Удэ, об опубликовании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ суд не может принять во внимание, поскольку на день вынесения решения суда постановления о назначении публичного слушания по утверждению проекта планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ на официальном сайте не имеется.
Таким образом, проект планировки в части земельных участков истцов принято с нарушением порядка опубликования, в связи с чем проект планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ в части земельных участков, принадлежащих истцам, является недействительным.
Исходя из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены. В данном случае установлено нарушение прав истцов на надлежащее извещение о проведении публичных слушаний.
В этой связи суд полагает необходимым возложить на ответчиков Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ и Администрацию г.Улан-Удэ обязанность устранить допущенные нарушения прав путем внесения изменений в проект планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ в части земельных участков, принадлежащих на праве собственности истцам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 к Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ, Администрации г.Улан-Удэ о признании проекта планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ в части земельных участков, принадлежащих истцам, недействительным, обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ и Администрацию г.Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав путем внесения изменений в проект планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ удовлетворить.
Признать проект планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ в части земельных участков, принадлежащих истцам, недействительным.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ и Администрацию г.Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав путем внесения изменений в проект планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ в части земельных участков, принадлежащих на праве собственности истцам.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца путем со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Н.М.Цыденова