Дело № 2а-741/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года г. Барнаул
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Суворова Д.А.,
при секретаре Поляковой К.А.,
с участием административного истца Конарева А.С.,
административного ответчика заместителя начальника управления охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Бема Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Конарева Андрея Сергеевича к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителю начальника управления охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Бему Д.А. о признании незаконным отказов, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Конарев А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителю начальника управления охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Бему Д.А., в котором просил признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 13.09.2018 по заявлению Конарева Андрея Сергеевича от 10.09.2018 № 4129 в выдаче разрешения на добычу лося в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края; признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14.09.2018 по заявлению Конарева Андрея Сергеевича от 10.09.2018 № 4121 в выдаче разрешения на добычу косули сибирской в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края предоставить Конареву Андрею Сергеевичу на основании заявления от 10.09.2018 № 4121 разрешение на добычу косули сибирской в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края предоставить Конареву Андрею Сергеевичу на основании заявления от 10.09.2018 № 4129 разрешение на добычу лося в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края (л.д. 26-30).
В обоснование исковых требований указывает, что 03.09.2018 Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края на официальном сайте разместило информационное сообщение о начале приема заявлений на выдачу разрешений на добычу бобра, ондатры, рыси, колонка, кабана, косули сибирской, лося и оленя благородного на сезон охоты 2018-2019 г.г. 10.01.2019 в 00 часов 01 минуту 46 секунд истец посредством портала «ГОСУСЛУГИ» подал заявление № 4121 в Минприроды Алтайского края на добычу косули сибирской в общедоступных охотничьих угодьях Угловского района Алтайского края. 10.01.2019 в 00 часов 11 минут 33 секунды истец посредством портала «ГОСУСЛУГИ» подал заявление № 4129 в Минприроды Алтайского края на добычу лося в общедоступных охотничьих угодьях Угловского района Алтайского края. На вышеуказанные заявления 13.09.2018 и 14.09.2018 года заявитель получил отказы в предоставлении услуг. 17.09.2018 им посредством портала «ГОСУСЛУГИ» поданы две досудебные жалобы на незаконные отказы Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в предоставлении услуг.
Ответом от 24.09.2018 № 41/ПОГ/10385 Минприроды Алтайского края отказано в удовлетворении жалоб. В связи с несогласием с отказами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 13.09.2018 г. в выдаче разрешения на добычу лося в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края, от 14.09.2018 г. в выдаче разрешения на добычу косули сибирской в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края административный истец обратился 11.10.2018 с административным исковым заявлением в Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края. Определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11.12.2018 административное дело передано по подсудности в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края. В жалобе заявитель считает, что вышеуказанные отказы Минприроды Алтайского края не основаны на законе. Анализируя положения приложения № 2 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.08.2014 № 379, указывает, что он своевременно обратился в Минприроды Алтайского края с соответствующими заявлениями о выдаче разрешения на добычу лося в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края, на добычу косули сибирской в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края посредством информационно-телекоммуникационной сети, однако государственный орган исполнительной власти, по его мнению, необоснованно отказал в выдаче соответствующих разрешений.
Административный истец Конарев А.С. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал по вышеизложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, административный ответчик заместитель начальника управления охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Бем Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 56-58), пояснил, что Конареву А.С. было отказано в удовлетворении его заявлений на выдачу разрешений на добычу лося и косули сибирской в Угловском районе Алтайского края в связи с тем, что указанные заявления заявителем были поданы через портал «ГОСУСЛУГИ» 10.09.2018 в 00 часов 01 минуту 46 секунд и в 00 часов 11 минут 33 секунды, то есть вне срока приема заявлений. Требования административного истца о возложении обязанности выдать разрешения на добычу лося и косули сибирской в Угловском районе Алтайского края неисполнимы, поскольку все квоты выданы, 31.12.2018 закрыта охота на копытных животных, за исключением кабана, на которого охота открыта до 28.02.2019. Требования административного истца выдать разрешения на добычу данных животных на следующий год также невыполнимы, поскольку квоты на добычу данных животных на 2019 год еще не определены.
Руководитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края надлежаще извещен о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела при имеющейся явке.
Выслушав пояснения административного истца Конарева А. С., представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Бема Д.А., исследовав письменные материалы настоящего дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Административный истец Конарев А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, в котором просит признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 13.09.2018 по заявлению Конарева Андрея Сергеевича от 10.09.2018 № 4129 в выдаче разрешения на добычу лося в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края; признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14.09.2018 по заявлению Конарева Андрея Сергеевича от 10.09.2018 № 4121 в выдаче разрешения на добычу косули сибирской в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края предоставить Конареву Андрею Сергеевичу на основании заявления от 10.09.2018 № 4121 разрешение на добычу косули сибирской в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края предоставить Конареву Андрею Сергеевичу на основании заявления от 10.09.2018 № 4129 разрешение на добычу лося в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С данным административным иском Конарев А.С. обратился 11.10.2018 в Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края. Определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11.12.2018 административное дело передано по подсудности в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Срок обращения административного истца Конарева А.С. с административным иском соблюден.
Требования, заявленные административным истцом Конаревым А.С., являются необоснованными, основанными на неправильном понимании им норм права, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального Закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального Закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи охотник и указанный в части 2 настоящей статьи, приравненный к нему работник (далее - охотник), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, должны иметь охотничий билет и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального Закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 указанной статьи любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Федерального Закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из ч. 1.1 ст. 11 Закона Алтайского края от 08.07.2010 № 67-ЗС "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов не менее чем за 15 рабочих дней до даты начала сезона охоты осуществляет прием заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях на территории Алтайского края. Сведения о сроках и месте приема заявлений охотников на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях на территории Алтайского края на конкретный сезон охоты, о местах охоты, о видах охотничьих ресурсов, о квотах их добычи, о месте и дате рассмотрения указанных заявлений и выдачи разрешений уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов публикует на своем официальном сайте в сети "Интернет" не менее чем за 5 рабочих дней до даты начала приема заявлений.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий.
Согласно ч. 3.2 ст. 11 Закона Алтайского края от 08.07.2010 № 67-ЗС распределение разрешений в общедоступных охотничьих угодьях на территории Алтайского края осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов в отношении каждого общедоступного охотничьего угодья Алтайского края в порядке очередности поступления заявлений и их регистрации.
В соответствии с пунктом 17.5 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, утвержденного приказом Минприроды РФ от 29.08.2014 № 379 отказ в выдаче разрешения направляется заявителю, в том числе в случае, если заявление на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях подано заявителем с нарушением установленного законом субъекта Российской Федерации порядка распределения разрешений, предусмотренного частью 6 статьи 31 Закона об охоте (Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Из материалов административного дела следует, что 03.09.2018 Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края на официальном сайте http://altaipriroda.ru/ разместило информационное сообщение о начале приема с 10.09.2018 заявлений на выдачу разрешений на добычу бобра, ондатры, рыси, колонка, кабана, косули сибирской, лося и оленя благородного на сезон охоты 2018-2019 г.г. в общедоступных охотничьих угодьях Алтайского края (л.д. 18).
Согласно информационному сообщению:
- с 10 сентября 2018 года Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края начинает прием заявлений на выдачу разрешений на добычу бобра, ондатры, рыси, колонка, кабана, косули сибирской, лося и оленя благородного на сезон охоты 2018-2019 гг. в общедоступных охотничьих угодьях Алтайского края;
- прием заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов производится по адресу: г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 230, каб. 105. Время приема заявлений - ежедневно с 8-00 до 17-00, обед с 13-00 до 13-48, выходные дни - суббота и воскресенье. Выдача разрешений так же осуществляется районными специалистами Министерства на местах. Заявление на получение разрешения, предоставленное в письменном виде специалистам ведомства, рассматривается в течение 1 рабочего дня. Подать заявление на предоставление государственной услуги можно также посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (л.д. 18).
Конарев А.С. 10.01.2019 в 00 часов 01 минуту 46 секунд посредством портала «ГОСУСЛУГИ» подал в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
заявление № 4121 на добычу косули сибирской в общедоступных охотничьих угодьях Угловского района Алтайского края, 10.01.2019 в 00 часов 11 минуту 33 минуты истец аналогичным образом подал заявление № 4129 на добычу лося в общедоступных охотничьих угодьях Угловского района Алтайского края (л.д. 6-7), то есть вне срока приема заявлений.
В связи с этим, ответами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края № 4129 от 13.09.2018 (л.д. 10) и № 4121 от 14.09.2018 (л.д. 8), направленными посредством электронной почты, Конареву А.С. было обоснованно отказано в удовлетворении вышеуказанных заявлений. Аналогичные ответы за подписью заместителя начальника управления охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Бема Д.А. (л.д. 52-55) были направлены в адрес административного истца 14.09.2018 г. посредством почтовой корреспонденции. Поданные 17.09.2018 в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края жалобы заявителя (л.д. 12-14, 15-17) также оставлены без удовлетворения, о чем дан ответ за подписью временно исполняющего обязанности заместителя министра, начальника управления охотничьего хозяйства Катернюка М.В. от 24.09.2018 №41/ПОГ/10385 (л.д. 19-20).
Помимо признания незаконными отказов Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 13.09.2018 в выдаче разрешения на добычу лося в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края, от 14.09.2018 по в выдаче разрешения на добычу косули сибирской в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края административный истец просит обязать ответчика предоставить разрешения на добычу лося, косули сибирской в Угловском районе Алтайского края. Поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконными данных отказов, то и требования, заявленные к административным ответчикам о возложении на них обязанности предоставить на основании заявления № 4121 от 10.09.2018 и № 4129 от 10.09.2018 разрешения на добычу косули сибирской и лося соответственно в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края не подлежат удовлетворению.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что права и законные интересы Конарева А.С. действиями административных ответчиков Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителем начальника управления охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Бемом Д.А. не нарушены, требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемых решений, соблюдены.
По смыслу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действия (бездействие) совершены лицом, не имеющим полномочий на их совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.
В настоящем деле таких оснований не установлено, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, доказательств обратного Конаревым А.С. не представлено.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Конарева Андрея Сергеевича к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителю начальника управления охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Бему Д.А. о признании незаконными отказа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 13.09.2018 г. в выдаче разрешения на добычу лося в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края, отказа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14.09.2018 г. в выдаче разрешения на добычу косули сибирской в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края, возложении обязанности предоставить на основании заявления № 4121 от 10.09.2018 и № 4129 от 10.09.2018 разрешения на добычу косули сибирской и лося соответственно в общедоступных угодьях Угловского района Алтайского края отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Судья Д.А. Суворов
Мотивированное решение с учетом положений ч. 2 ст. 93 КАС РФ изготовлено 25 февраля 2019 года.
Копия верна. Судья Д.А. Суворов
Копия верна. Секретарь с/з К.А. Полякова
По состоянию на 25.02.2019 решение не вступило в законную силу.
Подлинный документ находится в материалах административного дела № 2а-741/19 Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края.
Секретарь с/з К.А. Полякова