ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-556/2017 от 24.07.2017 Богучанского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2017 года с.Богучаны

Богучанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Толстых М.М.,

с участием помощника прокурора Богучанского района Забелиной О.М.

при секретаре Рубе А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края о признании бездействия незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Богучанского района Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края о признании бездействия незаконными и, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности,

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по жалобе В исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации администрацией Богучанского сельсовета по поводу отсутствия дороги по <данные изъяты>.

В ходе проведения проверки установлено, что В проживает по адресу: <данные изъяты> введена в эксплуатацию частично, а именно с дома <данные изъяты>В не имеет возможности подъехать к своему земельному участку в весенне-осенний период, так как фактически отсутствует дорожное полотно. Неоднократные обращения В в администрацию Богучанского сельсовета по указанному вопросу положительных результатов не принесли. 24 октября 2016 года прокуратурой района на имя главы Богучанского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. По результатам рассмотрения представления одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, приняты меры по недопущению нарушений законодательства. 01.06.2017 года В повторно обратился с заявлением в прокуратуру района по данному вопросу. В ходе проверки установлено, что мер по решению проблемы с организацией дороги фактически не принималось, дорожное полотно по ул. Ставропольская до настоящего времени не положено, что говорит о бездействии администрации Богучанского сельсовета.

Помощник прокурора Богучанского района Забелина О.М. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении, суду пояснила, что факт бездействия административного ответчика установлен в ходе проведенной проверки, сведения об устранении выявленных нарушений отсутствуют.

Представитель административного ответчика- Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края В действующий на основании доверенности от <данные изъяты>, в судебном заседании с административными исковыми требованиями согласна, пояснила, что неоднократно на заседаниях сессии депутатов решали вопрос о выделении денежных средств для обустройства дороги по <данные изъяты> В настоящее время денежные средства выделены, отсыпка дорожного полотна начата.

Заслушав доводы прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства и другие документы, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) вводится в действие с 15 сентября 2015 года.

Дела об оспаривании действий (бездействия), решений администраций сельсоветов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Учитывая положение ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек признается высшей ценностью. Никакие общественные интересы не могут быть поставлены выше зашиты жизни и здоровья людей.

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 4 ст. 5 ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 01.12.2014г. № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения…., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В силу п.6 ст.13, п.6 ст.3 ФЗ от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление дорожной деятельности (то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения.

Дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Аналогичные положения содержится в ст.7 Устава Богучанского сельсовета, согласно которой к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статья 17 Закона № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

В соответствии со ст. 2 Устава Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края, Богучанский сельсовет является в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Богучанского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края и настоящим Уставом.

Администрация Богучанского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным Богучанскому сельскому Совету депутатов (ст. 6 Устава).

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации администрацией Богучанского сельсовета. по жалобе В по поводу отсутствия дороги по <данные изъяты>

В ходе проведения проверки установлено, что В проживает по адресу: <данные изъяты> введена в эксплуатацию частично, а именно с дома <данные изъяты>В не имеет возможности подъехать к своему земельному участку в весенне-осенний период, так как фактически отсутствует дорожное полотно.

Неоднократные обращения В в администрацию Богучанского сельсовета по указанному вопросу положительных результатов не принесли.

24 октября 2016 года прокуратурой района на имя главы Богучанского сельсовета вынесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. По результатам рассмотрения представления одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, приняты меры по недопущению нарушений законодательства.

01.06.2017 года В повторно обратился с заявлением в прокуратуру района по данному вопросу. В ходе проверки установлено, что мер по решению проблемы с организацией дороги фактически не принималось, дорожное полотно по <данные изъяты> до настоящего времени не положено, что говорит о бездействии администрации Богучанского сельсовета.

Таким образом, исходя из представленных материалов дела, суд приходит к выводу о законности проведенной проверки деятельности администрации Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края на предмет соблюдения законодательства о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения в администрации Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края в части неисполнения ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п. 9 ст.5, п.8 ст.6 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ, п.1 ч.5 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

По смыслу приведенных выше положений федерального законодательства и иных нормативных правовых актов и представленных фактов нарушения, проведение указанных мероприятий должно быть возложено на администрацию Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный ответчик возражений относительно предъявленных к нему исковых требований в суд не представил и в нарушение вышеприведенной нормы права не обеспечил предоставление в суд доказательств, подтверждающих необоснованность исковых требований прокурора, предъявленных к нему, доказательств устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по устранению нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в части отсутствия дороги по <данные изъяты> и, возложении на последнего обязанности устранить нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а именно: проложить дорожное полотно по <данные изъяты>.

Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, данный вопрос требует своевременного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей.

С учетом конкретных обстоятельств суд полагает возможным установить для администрации Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края срок для устранения допущенных нарушений – в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Исходя из требований п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края о признании бездействия незаконными и, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края по непринятию мер по устранению нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в части отсутствия дороги по <данные изъяты>

Обязать администрацию Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края устранить нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности а именно: проложить дорожное полотно по <данные изъяты>, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края.

Председательствующий М.М. Толстых

Мотивированное решение изготовлено 25.07.2017г