дело № 2а-5577/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре Сокоревой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО11 к Заместителю начальника по режиму Федерального казенного учреждения “Следственный изолятор № 2 Федеральной службы исполнения наказаний” ФИО2 ФИО12, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании действий заместителя начальника по режиму ФКУ СИЗО-2 ФИО2 ФИО13, выразившиеся в запрете ФИО1 ФИО14, как члену ОНК, пронести гибкий швейный метр и фотоаппарат в ФКУ СИЗО-2 01 августа 2017 года незаконными, о взыскании государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к Заместителю начальника по режиму Федерального казенного учреждения “Следственный изолятор № 2 Федеральной службы исполнения наказаний” ФИО2, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании действий заместителя начальника по режиму ФКУ СИЗО-2 ФИО2, выразившиеся в запрете ФИО1, как члену ОНК, пронести гибкий швейный метр и фотоаппарат в ФКУ СИЗО-2 01 августа 2017 года незаконными, о взыскании государственной пошлины.
В обоснование иска указал, что 01 августа 2017 года члены общественной наблюдательной комиссии (далее - ОНК) г. Москвы - ФИО1 и ФИО3 прибыли в Федеральное казенное учреждение “Следственный изолятор № 2 Федеральной службы исполнения наказаний” (далее - ФКУ СИЗО-2). Члены ОНК уведомили сопровождающего о намерении пронести гибкий швейный метр и фотоаппарат, однако заместитель начальника по режиму ФКУ СИЗО-2 ФСИН России ФИО2 сообщил об отказе в проносе гибкого швейного метра и фотоаппарата. Со слов сотрудника, членам ОНК действующим законодательством не предусмотрен пронос любых технических средств.
Считает действия заместителя начальника по режиму ФКУ СИЗО-2 ФИО2, выразившиеся в запрете ему, как члену ОНК, пронести гибкий швейный метр и фотоаппарат в ФКУ СИЗО-2 01 августа 2017 года незаконными, нарушающими его права, свободы и законные интересы как члена ОНК, создающими препятствия к осуществлению его прав, свобод и исполнению обязанностей.
Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее - № 76-ФЗ) устанавливает правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Использование технических средств, включая фотоаппараты, видеокамеры и измерительные приборы в ходе посещения мест принудительного содержания направлено на реализацию целей и решения задач, определенных законодательством об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
В данной ситуации осуществление фотосъемки членам ОНК было необходимо для фиксации бытовых и санитарных условий содержания лиц, находящихся в ФКУ СИЗО-2, а именно необеспечения в камерах ФКУ СИЗО-2 приватности санузлов по обращению адвоката ФИО8.
Членам ОНК в данном случае не требовалось никакого разрешения от администрации ФКУ СИЗО-2, поскольку: 1) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ необходимо разрешение только на съемку объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных к лишению свободы (члены ОНК посещали следственный изолятор); 2) члены ОНК планировали осуществлять фотофиксацию бытовых условий в камерах (необеспечения в камерах ФКУ СИЗО-2 приватности санузлов).
Просит признать действия заместителя начальника по режиму ФКУ СИЗО-2 ФИО2, выразившиеся в запрете ему, как члену ОНК, пронести гибкий швейный метр и фотоаппарат в ФКУ СИЗО-2 01 августа 2017 года незаконными; взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО4, действующая на основании доверенности (в деле), административный иск поддержали по основаниям, изложенным в нем, просили удовлетворить.
В судебное заседание административные ответчики не явились, извещены.
Выслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Усматривается, что 01 августа 2017 года Заместитель начальника по режиму Федерального казенного учреждения “Следственный изолятор № 2 Федеральной службы исполнения наказаний” ФИО2 отказал члену общественной наблюдательной комиссии ФИО1 пронести гибкий швейный метр и фотоаппарат в ФКУ СИЗО-2.
Суд не находит оснований для удовлетворения административного иска, при этом исходит из следующего.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила). Приказ согласован с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2005 г. N 7161 и официально опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 21 ноября 2005 г., N 47. В настоящее время действует в редакции от 12 февраля 2009 г. с изменениями от 15 апреля 2009 г.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 28 ноября 2008 г. N 652 утверждено Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий (далее - Положение). Приказ опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 26 января 2009 г., N 4, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 января 2009 г. N 13060.
В соответствии с пунктом 76 Правил лица, прибывшие на свидание с осужденными, после разъяснения им администрацией исправительного учреждения порядка проведения свидания, сдают запрещенные вещи на хранение до окончания свидания младшему инспектору по проведению свиданий под расписку.
Пунктом 80 Правил установлено, что пронос каких-либо продуктов или вещей лицами, прибывшими на свидание с осужденными, в комнаты краткосрочных свиданий не допускается. На длительные свидания разрешается проносить продукты питания (за исключением винно-водочных изделий и пива).
Положением установлено, что кино-, фото- и видеосъемка подозреваемых и обвиняемых, их интервьюирование осуществляются с разрешения должностного лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, а также с согласия в письменной форме самих подозреваемых и обвиняемых (пункт 13). Кино-, фото- и видеосъемка осужденных к лишению свободы, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных (пункт 14). Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных к лишению свободы, осуществляются с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (пункт 15).
В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с предоставленными полномочиями Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, регламентирующие и конкретизирующие соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений, в т.ч. порядок предоставления осужденным свиданий (глава XIV). Правила, как указано в пункте 2, обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.
Приложением N 1 к Правилам установлен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, в т.ч. фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехнику (кроме телевизионных приемников, радиоприемников), средства связи и комплектующие к ним, обеспечивающие их работу (пункт 18). Запрещенными в соответствии с Правилами (пункт 5) являются вещи, включенные в этот Перечень.
Пунктами 1, 2 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ установлено право членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения, в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка и беседовать с лицами, осужденными к лишению свободы в местах принудительного содержания, в условиях и порядке, которые установлены уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Частью 2 названной статьи закреплена обязанность членов общественной наблюдательной комиссии соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администраций мест принудительного содержания.
Аналогичные положения предусмотрены статьями 23, 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Частями 4, 5 статьи 24 УИК РФ установлено, что при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных; кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.
Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ право проносить на территорию места содержания под стражей копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей, предоставлено только защитнику (статья 18). Такого права членам наблюдательных комиссий законом не предоставлено.
Пункт 13 Положения не ограничивает права членов наблюдательных комиссий, установленные Федеральными законами от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ и от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ, поскольку данной нормой им предоставлено право осуществлять кино-, фото- и видеосъемку подозреваемых и обвиняемых с разрешения должностного лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, а также с согласия в письменной форме самих подозреваемых и обвиняемых.
Положениями статей 59, 60, 62 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей; суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела; лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом; обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого действия административных ответчиков при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 ФИО15 к Заместителю начальника по режиму Федерального казенного учреждения “Следственный изолятор № 2 Федеральной службы исполнения наказаний” ФИО2 ФИО16, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании действий заместителя начальника по режиму ФКУ СИЗО-2 ФИО2 ФИО17, выразившиеся в запрете ФИО1 ФИО18, как члену ОНК, пронести гибкий швейный метр и фотоаппарат в ФКУ СИЗО-2 01 августа 2017 года, незаконными, о взыскании государственной пошлины – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кудрякова Ю.С.