ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5578/2023 от 28.11.2023 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

УИД 31RS0016-01-2023-007703-20 Дело №2а-5578/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2023 года г. Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Орловой Е.А.,

при секретаре Анисимова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «ЮК БКР» к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Белгороду Евсеевой Л.А., начальнику отделения-старшему судебному приставу ОСП по г. Белгороду Кузнецовой Ю.Ю., ОСП по г. Белгороду, УФССП России по Белгородской области о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения об отмене ранее вынесенного постановления об удержании денежных средств из заработной платы должника, возложении обязанности вынести постановление об удержании денежных средств из заработной платы, направить копию постановления в адрес работодателя должника, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

12.09.2023 в Октябрьский районный суд г. Белгорода посредством специального раздела «Подача процессуальных документов в электронном виде», размещенного на официальном сайте в сети «Интернет» (https://ej.sudrf.ru/appeal/) с указанным административным иском обратился административный истец ООО «ЮК БКР», ссылается на незаконность отмены 25.08.2023 постановления об обращении взыскания на заработную плату должника по исполнительному производству -ИП 13.07.2023, просит:

1) признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Белгороду, выразившиеся в незаконном и необоснованном принятии решения об отмене ранее вынесенного постановления об удержании денежных средств из заработной платы должника в филиале ПАО МТС в г. Рязань;

2) обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Белгороду незамедлительно обратить взыскание на доходы должника путем вынесения постановления об удержании денежных средств в размере 50% и направить заказной корреспонденцией в адрес работодателя должника в филиал ПАО МТС в г. Рязань;

3) взыскать с УФССП России по Белгородской области расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 руб. (л.д. 3, 4).

Определением от 15.09.2023 административный иск принят к производству суда, административному делу присвоен №2а-5578/2023 (л.д. 1, 2).

В судебное заседание представитель административного истца ООО «ЮК БКР», представитель административного ответчика УФССП России по Белгородской области, административные ответчики: судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Белгороду Евсеева Л.А., начальник отделения-старший судебный пристав ОСП по г. Белгороду Кузнецова Ю.Ю., заинтересованное лицо Бабич А.А., представители заинтересованных лиц ООО «ЦДУ», ООО «АйДиКоллект» не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (по электронной почте, под подпись в справочном листе) (л.д. 84 оборот, 86, 87, 90, 91).

Заинтересованным лицом Бабич А.А. представлены возражения на административный иск (л.д. 28).

Судом постановлено: рассмотреть настоящее административное дело без участия представителей сторон, административных ответчиков, представителей заинтересованных лиц, заинтересованного лица, поскольку в силу статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие) (статьи 62, 226 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В ходе исследования письменных доказательств в судебном заседании установлено, что на принудительном исполнении в ОСП по г. Белгороду УФССП России по Белгородской области находится исполнительное производство -ИП от 13.07.2023, взыскателем по которому является ООО «ЮК БКР», должником – Бабич А.А., предмет исполнения: задолженность в размере 48233,07 руб. (л.д. 45-83).

Упомянутое исполнительное производство включено в сводное -СД, взыскателями по которому также являются АО «ЦДУ», ООО «АйДи Коллект» (л.д. 60).

15.08.2023 судебным приставом-исполнителем Целих А.В. обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника в филиале ПАО «МТС» в пределах суммы 51609,38 руб., из них: 48233,07 руб. – основной долг, 3376,31 руб. – исполнительский сбор (л.д. 58, 59).

25.08.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Белгороду Евсеевой Л.А. отменены меры по обращению взыскания на доходы, причитающиеся должнику (л.д. 61).

14.09.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Белгороду Целих А.В. вынесено постановление от 14.09.2023 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (л.д. 62, 63).

15.09.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Белгороду Целих А.В. вынесено постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума (л.д. 74, 75).

Как следует из постановления от 15.09.2023, оно вынесено по заявлению Бабич А.А. о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации при обращении взыскания на ее доходы, находящиеся на счете в Белгородском отделении №8592 ПАО Сбербанк.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Основными задачами ФССП России является, в частности, организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности (пункт 1), своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2); уважения чести и достоинства граждан (пункт 3); неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи …(пункт 4); соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (пункт 5).

Банк или иная кредитная организация не обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), находящиеся на счете должника-гражданина, указанном в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума, или в заявлении должника-гражданина, предусмотренном частью 6 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 5.3 статьи 70 Федерального закона от 2.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частью 3 статьи 98 Федерального закона от 2.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

В соответствии с положениями статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).

Постановлением Правительства Белгородской обл. от 19.12.2022 №753-пп «Об установлении величины прожиточного минимума по Белгородской области на 2023 год» установлена величина прожиточного минимума по Белгородской области на 2023 год в расчете на душу населения 12075 рублей, для трудоспособного населения - 13162 рубля, для пенсионеров - 10385 рублей, для детей - 11713 рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 №973 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации с 1.06.2022 по 31.12.2022 в расчете на душу населения - 13919 руб.; для трудоспособного населения - 15172 руб.; для пенсионеров - 11970 руб.; для детей - 13501 руб.

Пунктом 1 Постановления установлено, что с 1.06.2022 подлежат увеличению на 10 процентов: величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии), установленная Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», на 2022 год (далее - величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации).

Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона от 2.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник-гражданин вправе обратиться в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание его счетов и исполняющие содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. Указанный прожиточный минимум может быть сохранен банком или иной кредитной организацией только на одном из счетов должника-гражданина.

Частью 14.1 статьи 30 упомянутого Федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства также разъясняет должнику-гражданину его право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 13.07.2023 судебный пристав-исполнитель разъяснил должнику его право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы (пункт 14) и обязал должника указать виды доходов, на которые согласно статьей 101 Федерального закона от 2.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не может быть обращено взыскание (пункт 15) (л.д. 53).

В силу части 7 статьи 69 упомянутого Федерального закона от 2.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом должник предоставляет документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

Отмена мер по обращению взыскания на доходы должника, а затем последующее сохранение произведена исходя из заявления и документов, представленных заинтересованным лицом.

Соглашением об уплате алиментов от 22.05.2017, удостоверенным ФИО12., временно исполняющей обязанности нотариуса Белгородского нотариального округа Белгородской области ФИО13 установлена обязанность трудоспособных совершеннолетних детей по содержанию своих трудоспособных несовершеннолетних родителей, в частности между плательщиком Бабич А.А. и получателем платежа ФИО14. Выплата алиментов по данному соглашению производится до 25 числа каждого месяца, начиная с момента заключения соглашения плательщик выплачивает получателю денежные средства в размере 10000 руб., что составляет 1,46 величины прожиточного минимума за 1 квартал 2017 год по Белгородской области, установленного постановлением правительства Белгородской области №147-пп от 2.05.2017. В дальнейшем выплата алиментов будет производиться с применением индексации пропорционально изменению величины прожиточного минимума по Белгородской области (л.д. 40).

Распиской от 25.09.2023 подтверждено получение Потехиным А.И. алиментов в размере 19216 руб. от Бабич А.А. (л.д. 41).

2.02.2023 в ОСП по г. Белгороду поступило ходатайство Бабич А.А. об исключении из суммы дохода, за счет которых осуществляется удержание по исполнительным производствам в размере 48233,07 руб. для уплаты алиментов и содержание ее несовершеннолетнего ребенка (л.д. 43).

В обоснование наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка заинтересованным лицом-должником представлено свидетельство о рождении <данные изъяты> (л.д. 42).

Согласно справке о доходах за 2022 год общая сумма годового дохода у Бабич А.А. составила 723688,18 руб., за 6 месяцев 2023 года – 358799,87 руб. (л.д. 42 оборот, 43 оборот).

В соответствии с частью 8 статьи 226, частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа или должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, только в том случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Такая совокупность необходимых условий по данному делу не установлена.

Отмена мер по обращению взыскания на заработную плату и иные доходы должника с последующим сохранением должнику величины прожиточного минимума и обращением взыскания на денежные средства и на заработную плату не нарушает прав административного истца-взыскателя, действия судебного пристава-исполнителя направлены на сохранение баланса интересов сторон исполнительного производства.

На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, приведенные положения закона, требования части 1 статьи 178 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска ООО «ЮК БКР» к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Белгороду Евсеевой Л.А., начальнику отделения-старшему судебному приставу ОСП по г. Белгороду Кузнецовой Ю.Ю., ОСП по г. Белгороду, УФССП России по Белгородской области о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения об отмене ранее вынесенного постановления об удержании денежных средств из заработной платы должника, возложении обязанности вынести постановление об удержании денежных средств из заработной платы, направить копию постановления в адрес работодателя должника, взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

Судья Е.А. Орлова

Мотивированное решение составлено 18.12.2023.

Судья Е.А. Орлова