ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5579/2023 от 20.12.2023 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-5579/2023

УИД 59RS0005-01-2023-005707-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2023 года г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Долгих Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой А.А.,

с участием административного истца Черанева С. А.,

представителей административных ответчиков - УФНС России по Пермскому краю Переваловой Е. В., МИФНС России № 23 по Пермскому краю Самоловских А. Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Черанева Сергея Александровича к Управлению Федеральной Налоговой службе по Пермскому краю, Межрайонной ИНФНС России по Пермскому краю о признании незаконным налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, признании безнадежной ко взысканию суммы транспортного налога за 2020 год в сумме 8850 рублей,

установил:

Черанёв С.А. (далее, - административный истец) обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю о признании незаконными налогового уведомления.

Требования мотивированы тем, что 14.09.2023 через личный кабинет налогоплательщика ему направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором повторно предъявлен транспортный налог за 2020 год. Он неоднократно обращался в УФНС по Пермскому краю с заявлениями и обращениями признать сумму транспортного налога за 2020 год безнадежной ко взысканию, так как пропущен срок обращения в суд после отмены судебного приказа. Все ответы сводятся к тому, что возможность списания транспортного налога за 2020 год, по основаниям, предусмотренным ст. 59 НК РФ отсутствует. Кроме того, ФНС сообщила о том, что перенесла срок оплаты транспортного налога за 2020 год с 01.12.2021 на 01.12.2023. Для соблюдения обязательного судебного порядка он обратился в УФНС России по Пермскому краю с требованиями исключения транспортного налога за 2020 год из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, так как повторное выставление его в требовании, запрещено ст. 31 и 101 НК РФ. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ УФНС по Пермском краю ему отказано.

Административный истец просит признать незаконным налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ в части повторного выставления для взыскания транспортного налога за 2020 год в связи со ст.ст. 31,101 Налогового кодека Российской Федерации. Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю признать сумму транспортного налога за 2020 год в размере 8850 рублей безнадежной ко взысканию (п.4 ст. 59 НК РФ).

Определением суда от 02.11.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю, Межрайонная ИФНС России № 23 по Пермскому краю.

Определением суда от 29.11.2023 Межрайонная ИФНС России № 23 по Пермскому краю исключена из состава заинтересованных лиц и привлечена в качестве соответчика по делу.

Определением суда от 20.12.2023 производство по делу прекращено в части требований о признании безнадежной ко взысканию суммы транспортного налога за 2020 год в сумме 8850 рублей.

В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал, просил удовлетворить, по доводам и основаниям, указанным в иске и письменных пояснениях.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в судебном заседании с требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что Инспекцией транспортный налог за 2020 год в размере 8850 рублей включен в сводное налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату имущественных налогов за 2022 год со сроком уплаты 01.12.2023. Сводное налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в т.ч. части расчета транспортного налога за 2020 год, является актуальным и подлежит исполнению не позднее 01.12.2023. Действия Инспекции по исчислению транспортного налога за 2020 год в 2023 году и включению соответствующей суммы в налоговое уведомление не противоречат нормам, установленным п.3 ст. 363 НК РФ.

Представитель Межрайонной ИФНС № 21 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с требованиями не согласен, представлены письменные возражения на административное исковое заявление, из которых следует, что налоговые органы вправе осуществлять перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п.2 ст. 14 и п.1 и 2 ст. 15 НК РФ, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Налоговые органы вправе исчислять налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году, в котором было направлено уточненное уведомление (п.2,2.1. ст. 52 НК РФ). Таким образом, в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ исчислен транспортный налог за 2020 год в размере 8 850,00 рублей и налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 12,00 рублей(со сроком уплаты не позднее 01.12.2023). Оснований для списания, либо взыскания задолженности по транспортному налогу за 2020 год исчисленной в уведомлении на данный момент не имеется, поскольку срок уплаты налога не наступил. Ссылка налогоплательщика на повторность взыскания не обоснована, поскольку в рамках судебного приказа № 2а-1217/2022 от 18.03.2022 взыскивался транспортный налог за 2020 год, начисленный на основании налогового уведомления от 01.09.2021(сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ), требования по состоянию на 21.12.2021. После отмены судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией подготовлено и направлено в Мотовилихинский районный суд заявление о взыскании от 12.01.2023 на сумму 8 946,29 рублей о взыскании транспортного налога за 2019 год и транспортному налогу за 2020 год и соответствующих сумм пени отсутствовала(произведены уменьшения указанных сумм территориальным налоговым органом 14.05.2022,10.10.2022 соответственно) правовых оснований для их взыскания у Инспекции не имелось. Оснований полагать о повторности взыскания не имеется. Просили в удовлетворении требований отказать.

Представитель Межрайонной ИФНС № 23 по Пермскому краю в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась, поддержала письменные пояснения на административное исковое заявление, из которых следует, что оснований для списания, либо взыскания задолженности по транспортному налогу за 2020 год исчисленной в уведомлении на данный момент не имеется, поскольку срок уплаты не наступил на дату подачи искового заявления. Выставление налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2020 год нельзя считать повторным, не является нарушением законодательства о налогах и сборах, не нарушает права налогоплательщика, в связи с чем, требования не подлежат удовлетворению.

Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с положениями ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Так, в силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно пункту 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество физических лиц, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом; перерасчет в отношении налога на имущество физических лиц не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанного налога.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении (абзац 2 пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

В судебном заседании установлено, что административный истец Черанёв С.А. состоит на учете в качестве налогоплательщика в МИФНС России №21 по Пермскому краю.

Через личный кабинет налогоплательщика, за 2020 год налоговым органом Черанёву С.А., как собственнику транспортного средства ТОЙОТА, мощностью 177 л.с., по ставке 50 руб. за 12 месяцев начислен транспортный налог в размере 8 850 руб. и направлено налоговое уведомление:

от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты не позднее 01.12.2021 об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 8 850, 00 руб., налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 12,00 руб., налога не доходы физических лиц за 2020 год в размере 2767,00 руб. Всего к уплате 11 629,00 руб.

В соответствии с положениями статьи 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неуплатой в установленный срок, в том числе транспортного налога за 2020 год, плательщику начислены пени (за период с 2 декабря 2021 г. по 20 декабря 2021 г.), в адрес Черанёва С.А. направлено требование: по состоянию на 21 декабря 2021 г. со сроком уплаты не позднее 4 февраля 2022 г. об уплате налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 2 767 руб., пени на недоимку в размере 13,23 руб., транспортного налога за 2020 год в размере 8 850 руб., пени на недоимку в размере 42,33 руб.

Как следует из ответа УФНС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Черанёва С.А., в связи с уменьшением налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц, не удержанных налоговым агентом, направленное в адрес Черанёва С.А. сводное налоговое уведомление от 01.09.2021 от ДД.ММ.ГГГГ по уплате налогов за 2020 год со сроком уплаты 01.12.2021 Межрайонной ИФНС № 23 по Пермскому краю аннулировано. Так как срок уплаты транспортного налога за 2020 г. в связи с переносом его срока уплаты с 1 декабря 2021 г. на 1 декабря 2023 г. не наступил, основания для списания указанного налога по состоянию на 13 апреля 2023 г. по основаниям и в порядке, предусмотренные статьёй 59 Налогового кодекса, отсутствуют.

Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю в адрес Черанёва С.А. через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с перерасчетом, включающее транспортный налог за 2020 год со сроком уплаты до 1 декабря 2023 г.

Как следует из ответа УФНС России по Пермскому краю от 28.09.2023 на обращение Черанева С.А., Межрайонной ИФНС России № 23 по Пермскому краю 22.03.2023 года сводное налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ признано неактуальным, информация о нем отображена в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» и сообщено в письме Управления от ДД.ММ.ГГГГ. В случае возникновения необходимости аннулирования расчетов в целях актуализации налоговых обязательств физических лиц и признания неактуальными сводных налоговых уведомлений, принятие каких-либо решений, актов, постановлений и т.п. налоговым законодательством не предусмотрено. В связи с тем, что Черанёвым С.А. не исполнена обязанность по уплате транспортного налога за 2020 год, с учетом ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, сводное налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в т. ч. в части расчета транспортного налога за 2020 год, является актуальным и подлежит исполнению не позднее 01.12.2023 года.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что поскольку обязанность по уплате транспортного налога за 2020 год Черанёвым С.А. не исполнена, начисление транспортного налога за 2020 год, указанного в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ нельзя считать повторным.

В данном случае, с учетом обстоятельств дела, налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, в части выставления транспортного налога за 2020 год является законным и обоснованным, оснований для признания его незаконным не имеется.

Кроме того, необходимо отметить, что решением Мотовилихинского районного суда г. Перми по делу № 2а-4248/2023 от 11.09.2023, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ установлено, что возможность взыскания с административного истца Черанёва С. А. задолженности по транспортному налогу за 2020 год не утрачена.

Следовательно, в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ данные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела.

Принимая во внимание, что на дату рассмотрения исковых требований, нарушений прав административного истца не имеется, то заявленные Черанёвым С.А. требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Черанёву Сергею Александровичу в удовлетворении административного иска к Управлению Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю, Межрайонной ИФНС России № 23 по Пермскому краю о признании незаконным налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

(Решение в окончательной форме принято 11.01.2024 г.)

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: Ю. А. Долгих

Секретарь: