Дело № 2а-557/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2019 года город Тверь
Пролетарский районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Шульги Н.Е.,
при секретаре Гулиевой У.Э.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Пролетарского района города Твери Дементьевой Н.А.,
представителя административного ответчика - Администрации города Твери Чекановой Т.Н., представителя заинтересованного лица - Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери Сусаниной М.С., представителя заинтересованного лица - Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Нагибиной С.В., представителя заинтересованного лица - Муниципального казенного учреждения города Твери «Управление муниципальным жилищным фондом» Зяьтковой Е.А., представителя заинтересованных лиц Гудковой Т.А., Орловой В.А., Петряевой С.И. – Скороходовой Е.Г., заинтересованных лиц Власовой А.Л., Кольцовой И.А., Яковлевой В.П., Васильевой А.А., Петряевой С.И., Мелентьевой К.А., Кузнецова Ю.И., Кузнецовой О.А., законного представителя несовершеннолетней ФИО15 – Пертулисовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пролетарского района города Твери в защиту неопределенного круга лиц к Администрации города Твери, Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым помещением, пригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконными бездействия администрации города Твери, признании незаконным решения Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым помещением, пригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пролетарского района города Твери обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просит: признать незаконным бездействие Администрации города Твери, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений в доме №12 по Ремесленному проезду в городе Твери; возложить на Администрацию города Твери обязанность инициировать процедуру, установленную пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 в отношении многоквартирного дома №12 по Ремесленному проезду в городе Твери; признать незаконным решение Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 31.05.2018 об отказе Гудковой Т.А. в предоставлении муниципальной услуги, в связи с непредоставлением документов, предусмотренных пунктами 2.6.1 и 2.6.3 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в отношении дома №12 по Ремесленному проезду в городе Твери; возложить на Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции обязанность оказать Гудковой Т.А. муниципальную услугу «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и принять одно из решений, предусмотренных п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 в отношении многоквартирного дома №12 по Ремесленному проезду в городе Твери.
Ссылаясь в обоснование своих требований на положения Устава города Твери, нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, нормы Жилищного Кодекса РФ, положения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденный Постановлением администрации города Твери от 16.12.2013 №1541, административный истец указал, что прокуратурой Пролетарского района г.Твери была проведена проверка по обращению Гудковой Т.А. по вопросу аварийного состояния жилого дома №12 по Ремесленному проезду в г.Твери и бездействию Межведомственной комиссии г.Твери по признанию помещения жилым помещением, пригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по рассмотрению вопроса о признании данного дома аварийным.
Установлено, что дом №12 по Ремесленному проезду в г.Твери двухэтажный, 1955 года постройки. Согласно технического паспорта физический износ дома составляет 60% по состоянию на 21.07.1999 г.
По информации Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в реестре муниципальной собственности города Твери по состоянию на 16.08.2018 числится 14 комнат.
Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области (ГУ «ГЖИ» Тверской области) по результатам проведенных мероприятий по государственному контролю за техническим состоянием жилого дома №12 по Ремесленному проезду в г.Твери направлено заключение от 02.02.2018 №11590/ООГ на рассмотрение межведомственной комиссии г.Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно данному заключению жилые помещения в указанном доме не соответствуют требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным пунктом 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.
Ранее ГУ «ГЖИ» Тверской области также неоднократно обращалось в межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с аналогичными заключениями от 08.02.2012 №253-Д, от 23.01.2014 №374-05.
Кроме того, в 2010 году Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери с привлечением специалистов организации <данные изъяты>» было проведено техническое обследование конструктивных элементов жилого дома и выдано заключение о неудовлетворительном состоянии здания, эксплуатация которого возможна лишь при условии значительного капитального ремонта, проведения восстановительных работ, усиления отдельных конструктивных элементов.
Однако должные меры со стороны Администрации города Твери предприняты не были, как они не приняты и до настоящего времени.
Согласно заключению специалиста ИП ФИО13№ от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: г.Тверь, Ремесленный проезд, д.12 имеет износ несущих и ограждающих конструкций более 70%. На основании этого было определено, что данный жилой дом относится к категории аварийного жилья, безопасная дальнейшая эксплуатация данного строения невозможна, т.к. имеется угроза возможного обрушения конструкций.
По сведениям Администрации города Твери многоквартирный жилой дом №12 по Ремесленному проезду в г.Твери в реестре аварийных домов муниципального образования г.Тверь не значится, в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался.
Вопрос признания данного дома аварийным и подлежащим сносу неоднократно рассматривался Межведомственной комиссией г.Твери по признанию помещения жилым помещением, пригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Комиссия) на основании заключения ГУ «ГЖИ» Тверской области, а также собственников жилых помещений в доме.
Данный вопрос рассматривался на заседаниях Комиссии 14.03.2012, 21.02.2018 и 31.05.2018. Данных о рассмотрении на заседании Комиссии заключения ГУ «ГЖИ» Тверской области от 01.03.2018 №432/ООГ не имеется. При этом собственники жилых помещений вышеуказанного дома обращались с заявлением установленной формы и всем пакетом документов, предусмотренных п.2.6.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В том числе было представлено заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
Однако, Комиссией до настоящего времени решение по вопросу признания аварийным и подлежащим сносу дома №12 по Ремесленному проезду в городе Твери не принято.
Поскольку в соответствии с заключением эксперта и ГУ «ГЖИ» Тверской области многоквартирный дом №12 по Ремесленному проезду в г.Твери не пригоден для постоянного проживания, имеет высокую степень износа, то решение межведомственной комиссии затрагивает в данном случае интересы неопределенного круга лиц, поскольку бездействие Администрации города Твери и Межведомственной комиссии может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как жильцов вышеуказанного дома, так и иных граждан.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Пролетарского района города Твери Дементьева Н.В. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации города Твери Чеканова Т.Н. против исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указано, что вопрос о признании жилого дома № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери аварийным неоднократно рассматривался на заседаниях межведомственной комиссии. По результатам рассмотрения было принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.
Данное решение было обусловлено техническими заключениями <данные изъяты>» (от 2008 года), <данные изъяты>» (от 2010 года).
В этой связи было издано постановление Администрации города Твери от 24.05.2011 № 8477 «О проведении капитального ремонта дома № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери» (далее - постановление).
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления МКУ «УМЖФ» 07.06.2011 было инициировано проведение общего собрания собственников помещений жилого дома № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери с повесткой дня о проведении капитального ремонта и финансировании необходимых видов работ. Однако решение о проведении капитального ремонта дома № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери собственниками принято не было.
Кроме того Администрацией города Твери к ее структурными подразделениями собственникам жилого дома № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери неоднократно сообщалось, что они имеют право получить финансовую поддержку на проведение капитального ремонта дома из средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ, при условии что собственники на общем собрании (не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников) примут решение о проведении и долевом финансировании капитального ремонта за счет средств собственников в размере 5% общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта жилого дома.
Постановлением Администрации города Твери от 14.10.2010 № 2251 утвержден Порядок предоставления управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам субсидий из бюджета города Твери на проведение работ капитального характера по ликвидации аварий и (или) устранению аварийных ситуаций на многоквартирных (жилых) домах города Твери, часть помещений в которых находится в муниципальной собственности.
В адрес управляющей организации ООО «УК Пролетарского района в г. Твери» (на тот момент осуществлявшая управление домом № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери) Департаментом ЖКХ направлялось обращение о рассмотрение вопроса по формированию пакета документов для выделения субсидии на проведение работ капитального характера в жилом доме № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери.
Также Департаментом ЖКХ сообщалось, что в случае принятия собственниками решения о проведении капитального ремонта, Администрация города Твери будет готова принять участие в проведении капитального ремонта в доме в доле муниципального собственника.
Однако собственниками в очередной раз не было принято решение о проведении капитального ремонта.
Таким образом, Администрация города Твери и ее структурные подразделения неоднократно указывали собственникам жилого дома № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери на необходимость проведения капитального ремонта жилого дома, предлагали варианты его проведения, однако собственники на общем собрании отказывались принимать решение о проведении капитального ремонта жилого дома № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери.
Управляющей организации – ООО «УК ЖЭУ-5» в рамках осуществления муниципального жилищного контроля неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства, в части нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Кроме того, данная управляющая организация неоднократно привлекалась к административной ответственности за допущенные нарушения.
На основании вышеизложенного считает, что заявленные административным истцом требования о бездействии Администрации города Твери, выразившимся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений в доме № 12 по Ремесленному проезду, являются необоснованным.
Кроме того считает, что прокурором Пролетарского района города Твери не представлено доказательств бездействия Администрации города Твери.
В соответствии с протоколом № 4 заседания межведомственной комиссии от 31.05.2018 на заседании межведомственной комиссии рассматривался вопрос относительно признания дома № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери аварийным и подлежащим сносу на основании заявления Гудковой Т.А. Межведомственной комиссией было принято решение на основании пунктов 44-46 Положения о продолжении процедуры оценки жилого дома № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери установленным в Положении требованиям после предоставления заявителем в межведомственную комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование, и (или) доработанного заключением специалиста ИП ФИО13 об определении физического износа конструкций жилого дома в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-20011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследований и мониторинга технического состояния», иными нормативными правовыми актами и строительными нормами и правилами, действующими на день проведения обследования жилого дома.
Таким образом, межведомственной комиссией уже рассматривался вопрос о признании жилого дома №12 по Ремесленному проезду в городе Твери аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Положением.
Кроме того административный истец требуя в судебном порядке возложить инициирование процедуры установленной пунктом 45 Положения исключительно на Администрацию города Твери, исключает аналогичную обязанность для других собственников, что не отвечает требованиям Конституции Российской Федерации и подлежит самостоятельной судебной оценке.
Оказание муниципальной услуги по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется в соответствии с Административным регламентом, пунктом 2.6.3 которого установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
Данный перечень содержит, в том числе, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В связи с тем, что в представленных Гудковой Т.А. в межведомственную комиссию документах по вопросу признания жилого дома № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери аварийным и подлежащим сносу представлено заключение специалиста ИП ФИО13, не имеющего документов, подтверждающих полномочия эксперта по обследованию объектов капитального строительства (допуска СРО), несоответствия представленного заключения требованиям ГОСТ 31937-20011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследований и мониторинга технического состояния», межведомственной комиссией на основании подраздела 2.8 Административного регламента было правомерно принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с не предоставлением документов, предусмотренных пунктами 2.6.1, 2.6.3 Административного регламента.
Согласно требованиям, изложенным в административном исковом заявлении, оспаривая законность решения межведомственной комиссии от 31.05.2018 об отказе Гудковой Т.А. в предоставлении муниципальной услуги и требуя возложения на межведомственную комиссию обязанности по оказанию Гудковой Т. А. данной муниципальной услуги, административный истец обращается в интересах конкретного лица, а не в интересах неопределенного круга лиц.
Кроме того, Административный истец подал рассматриваемое в настоящее время административное исковое заявление с требованиями о признании незаконным решения Межведомственной комиссии от 31.05.2018 об отказе Гудковой Т.А. в предоставлении муниципальной услуги, в связи с не предоставлением документов, предусмотренных пунктами 2.6.1 и 2.6.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Администрации города Твери от 16.12.2013 № 1541; о возложении на межведомственную комиссию обязанности оказать Гудковой Т.А. муниципальную услугу «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», и принять одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 в отношении дома № 12 по Ремесленному проезду в городе Твери в суд за пределами срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ, и при этом обстоятельств, объективно исключающих возможность своевременного обращения в суд с административным исковым с данными требованиями по независящим от Административного истца причинам не имеется.
Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым помещением, пригодным для проживания граждан, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений на исковое заявление не представил.
Представитель заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери Сусанина М.С. в судебном заседании против иска возражала по тем же основаниям, что и представитель Администрации города Твери.
Представитель заинтересованного лица МКУ «УМЖФ» Зятькова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию Департамента ЖКХ и строительства администрации г. Твери.
Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Нагибина С.В. против удовлетворения исковых требований возражала. Пояснила, что на территории Тверской области действует нормативный акт, регулирующий порядок осуществления контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений. В соответствии с данным порядком муниципальным органом осуществлялся контроль за сохранностью муниципальных жилых помещений (осуществлялся выезд на место, обследование, выносились предписание в отношении управляющей компании). Кроме, того, собственникам многоквартирного дома было предложено принять меры к проведению капитального ремонта в спорном доме, а также решению вопроса о финансирования технического обследования жилого дома. Таким образом, доводы истца о бездействии со стороны административного ответчика являются необоснованным. Относительно п.2 иска о возложении на администрацию г.Твери обязанности инициировать процедуру, установленную п.45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, также возражала, поскольку соответствующая процедура была инициирована гр. Гудковой Т.А. Кроме того, это вправе сделать собственники иных жилых помещений. Гудковой Т.А. было предложено представить в межведомственную комиссию недостающие документы, однако, это сделано не было, в связи с чем у межведомственной комиссии г. Твери отсутствовала возможность принять решение согласно регламенту.
Представитель заинтересованного лица ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, ранее поддержал административное исковое заявление прокурора, полагая его законным и обоснованным.
Представители заинтересованных лиц Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери, ООО «Октан», ПАО СБЕРБАНК в судебное заседание не явились при надлежащем извещении, отзыв на иск не представили.
Представитель заинтересованного лица Гудковой Т.А., не явившейся в судебное заседание при надлежащем извещении, Скороходова Е.Г., также представляющая интересы Орловой В.А. и Петряевой С.И., поддержала административное исковое заявление прокурора по изложенным в нем основаниям, представила письменный отзыв, в котором указала, что по состоянию на июнь месяц 2018 года, в соответствии с заключением специалиста ФИО13№ об определении физического износа конструкций жилого многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, Ремесленный проезд, д. 12 износ здания составляет более 70 процентов, что существенно превышает размер необходимого процента износа для признания жилья «ветхим», указанного в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.204, утвержденного Госстроем Российской Федерации, согласно которому ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65%.
Визуальный осмотр здания дает все основания утверждать, что оно является не просто ветхим, а аварийным, а значит — опасным для проживания.
Согласно выписки из Протокола № 4 заседания межведомственной комиссии г. Твери гр. Гудковой было отказано в признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и предложено продолжить данную процедуру после предоставления заявителем заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, и (или) доработанного заключения специалиста № об определении физического износа конструкций жилого многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, ул. Ремесленный проезд, д. 12, проведенного ИП ФИО13 в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт».
В предоставлении муниципальной услуги заявителю было отказано со ссылкой на ч. 6 п. 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» - а именно: не предоставление документов предусмотренных п.п. 2.6.1 и 2.6.3 административного регламента.
С вынесенным решением нельзя согласиться поскольку п. 2.8. административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления оказания муниципальной услуги либо отказа в предоставлении муниципальной услуги, и данный перечень не содержит ссылки на п.п. 2.6.1 и 2.6.3 административного регламента.
Требования, предусмотренные п. 2.8, 2.6.1 и 2.6.3 административного регламента были исполнены заявителем в полном объеме.
Ссылка Комиссии на несоответствии представленного заключения специалиста № об определении физического износа конструкций жилого многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, ул. Ремесленный проезд, д. 12, проведенного ИП ФИО13, ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» также не состоятельна, ввиду отсутствия в административном регламенте такого требования. П. 2.6.3.1 содержит лишь необходимость предоставления заключения специализированной организации, понятие которой включает в себя п. 3.5 ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» и которой может являться «Физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим законодательством на проведение работ по обследованиям и мониторингу зданий и сооружений».
Таким образом, эксперт ФИО14 проводивший исследование полностью соответствует изложенным выше требованиям, ввиду наличия у него как соответствующего Сертификата, подтверждающего полномочия по обследованию объектов капитального строительства, так и членства в СРО.
Основанием для работы межведомственной комиссии является заявление собственника помещения или заявление гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора. Такое заявление собственники жилых помещений предоставили председателю межведомственной комиссии 24 апреля 2018 года.
Однако, межведомственная комиссия проигнорировала требования закона, что делает невозможным выявление наличия вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. В связи с указанными обстоятельствами они обратились к Прокурору Пролетарского района г. Твери с заявлением о проведении проверки об устранении прав и законных интересов заявителей.
Полагает, что МКУ УМЖФ был нарушен порядок проведения общих собраний собственников многоквартирного дома N12 по Ремесленному проезду г. Твери, поскольку собственники помещений МКД № 12 по Ремесленному проезду не принимали решение о том, каким образом они должны извещаться о проведении собрания. Таким образом, в соответствии с частью 4 ст.45 ЖК РФ инициатор собрания обязан в 10-дневный срок до даты проведения собрания известить каждого собственника о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем направления сообщения каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом.
Заинтересованные лица Власова А.Л., Кольцова И.А., Яковлева В.П., Васильева А.А., Петряева С.И., Мелентьева К.А., Кузнецов Ю.И., Кузнецова О.А., законный представитель несовершеннолетней ФИО6 – Пертулисова Л.В. в судебном заседании поддержали административное исковое заявление прокурора и просили суд его удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованные лица Гудкова Т.А., Трофимов С.Н., Петряев В.В., Смирнова Т.В., Ситникова Л.А., Морозова О.В., Орлова В.А., Кузнецов О.Ю., Кудрякова А.А., Кудрякова В.А., Смирнов С.А., Малахаева Л.В., Исаев Ю.Я., Базюра О.А., Базюра Е.О. в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в части.
Согласно ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее- орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 ст. 1 ЖК РФ определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Таким образом, жилищное законодательство исходит из необходимости обеспечения безопасности жилища. Используя доступные праву средства, оно должно способствовать тому, чтобы жилье находилось в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан. Если жилое помещение оказалось в таком состоянии, что проживать в нем небезопасно, то оно не должно использоваться в качестве жилья и т.д. Соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам (п. 6 ст. 2 ЖК РФ), за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве (п. 7 ст. 2 ЖК РФ).
Жилищное законодательство признает жилым помещением только помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ). Законодательством предписывается, что при пользовании жилыми помещениями должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные требования (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ). Закон предписывает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания (ст. 85 ЖК РФ).
В силу действующего законодательства, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также за соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим требованиям, обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления (п.6 ст.2, ст.86 ЖК РФ).
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (ст. 2). В соответствии с этим, жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (ст. 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (ст. 15).
Согласно ст.ст. 42, 44 и 65 Устава города Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23 июня 2005 года № 68, администрация г. Твери осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города. Органы местного самоуправления от имени города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами города Твери.
Экономическую основу местного самоуправления города составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города, а также имущественные права города. В собственности города в соответствии с действующим законодательством находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (ст. 46 Устава).
В силу ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 названного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Межведомственная комиссия производит оценку и обследование помещений и дома на предмет их соответствия установленным в данном положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимает орган местного самоуправления.
Постановлением администрации г. Твери от 06 августа 2014 года № 895 создана межведомственная комиссия г. Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и утверждено Положение о данной комиссии.
Согласно п. 42 Положения № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.
Пунктами 44- 47 Положения № 47 установлены процедура проведения оценки соответствия помещения, дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии.
В соответствии с п. 44 Положения № 47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном положении требованиям включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов: определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля); определение состава привлекаемых экспертов; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п. 47 данного положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В силу п. 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания: о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Из материалов дела следует и судом установлено, что 27.04.2018 г., собственник жилого помещения в многоквартирном доме №12 по Ремесленному проезду в г.Твери Гудкова Т.А., а также уполномоченный представитель собственников жилых помещений в указанном доме Орловой В.А. и Петряевой С.И. – Скороходова Е.Г., обратились в Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и Администрацию города Твери с заявлением о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Тверь, Ремесленный проезд, д.12. (том 1, л.д. 104).
Согласно выписки из протокола №4 заседания Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 31.05.2018 г., Гудковой Т.А. было отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании абз.6 п.2.8. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в связи с непредставлением документов, предусмотренных п.п. 2.6.1 и 2.6.3 административного регламента. Заявителю разъяснено право повторного обращения в Комиссию с заявлением о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома №12 по Ремесленному проезду в г.Твери (том 1, л.д. 154-156).
Полагая действия межведомственной комиссии незаконными, а свои права – нарушенными, 06.08.2018 Гудкова Т.А. и ее представитель Скороходова Е.Г. обратилась в Прокуратуру Пролетарского района г.Твери с заявлением о проведении проверки.
По результатам прокурорской проверки было выявлено, что жилой дом №12 по Ремесленному проезду в г.Твери двухэтажный, 1955 года постройки, согласно техническому паспорту по состоянию на 21.07.1999 имел износ 60%.
Из числа жилых помещений, расположенных в указанном доме, в реестре муниципальной собственности города Твери по состоянию на 16.08.2018 числится 14 комнат.
В соответствии с заключением ООО Производственно-строительная компания «Рубас» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома №12 по Ремесленному проезду в г.Твери от 2008 года в целом на момент обследования техническое состояние основных несущих и ограждающих конструкций и инженерных коммуникаций, а также основные параметры, определяющие условия проживания, не соответствуют требованиям: СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д.142).
Согласно заключению ООО «Проектные решения» от 2010 года физический износ здания (жилого дома №12 по Ремесленному проезду ) в целом составляет 63%, что говорит о неудовлетворительном состоянии здания в целом. Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. Эксплуатация здания возможна только после проведения восстановительных работ, усиления отдельных конструктивных элементов, а также выполнения иных отмеченных в заключении мероприятий (т.1 л.д.148).
В соответствии с заключением ИП ФИО14№ от ДД.ММ.ГГГГ жилой многоквартирный дом по адресу: г.Тверь, Ремесленный проезд, д.12, имеет износ несущих конструкций более 70%, на основании чего было определено, что данный жилой дом относится к категории аварийного жилья и безопасная дальнейшая эксплуатация данного строения невозможна, так как имеется угроза возможного обрушения конструкций (том 1, л.д. 108-119).
Кроме того, Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области неоднократно проводились мероприятия по государственному контролю в сфере технического содержания указанного жилого дома. В связи с неудовлетворительным техническим состоянием строительных конструкций и внутридомовых инженерных сетей и оборудования Госжилинспекцией Тверской области в адрес Межведомственной комиссии 04.06.2010 было направлено заключение по акту от 27.05.2010 №2327/1300-К проведения мероприятия по государственному контролю за техническим состоянием жилого дома №12 по Ремесленному проезду с целью рассмотрения вопроса о признании его аварийным и подлежащим сносу. Однако, межведомственной комиссией было принято решение о том, что дом подлежит постановке на капитальный ремонт. 10.09.2010 Госжининспекцией в адрес Межведомственной комиссии были повторно направлены документы с целью объективного рассмотрения вопроса о признании данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. 26.11.2010 по результатам работы комиссии принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома, а после завершения работ – о продолжении процедуры оценки.
На основании заключения Межведомственной комиссии администрацией города Твери издано постановление от 24.05.2011 №847 «О проведении капитального ремонта многоквартирного дома №12 по Ремесленному проезду».
14.03.2012 на заседании Межведомственной комиссии было рассмотрено заключение Государственной жилищной инспекции Тверской области от 08.02.2012 №253-Д по государственному контролю за техническим состоянием указанного выше жилого дома и по итогам рассмотрения решено повторно рекомендовать собственникам помещений принять решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта дома.
29.01.2014 Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в Межведомственную комиссию было направлено заключение по акту от 23.01.2014 №123/12-л проведения мероприятия по государственному контролю за техническим состоянием жилого дома №12 по Ремесленному проезду, в соответствии с которым было выявлено, что здание имеет большой физический износ, длительное время эксплуатируется без капитального ремонта, вследствие чего произошло ухудшение его эксплуатационных характеристик, снижение уровня надежности несущих строительных конструкций. В связи с изложенным инспекция предложила рассмотреть заключение и принять решение в соответствии с п.47 Положения №47. По результатам рассмотрения указанного заключения 13.03.2014 Межведомственная комиссия рекомендовала собственникам жилых помещений провести дополнительное обследование здания специализированной организацией и представить техническое заключение в межведомственную комиссию с целью повторного рассмотрения.
21.02.2018 г. рассмотрев заключение Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области по акту проверки от 18.01.2018 №11590/ОГ-17 технического состояния многоквартирного дома №12 по Ремесленному проезду о несоответствии жилых помещений указанного многоквартирного дома требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным п.10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 (согласно заключению в ходе визуального обследования установлены признаки разрушения несущих конструкций), Межведомственная комиссия приняла решение предложить собственнику помещения в доме №12 по Ремесленному проезду в г.Твери, представить в Комиссию документы, предусмотренные пунктом 45 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Многоквартирный дом №12 по Ремесленному проезду в г.Твери в установленном законом порядке до настоящего времени аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признан.
Таким образом, Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области были выявлены факты, свидетельствующие о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях названного дома, состояние несущих и ограждающих конструкций которого, не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан и эксплуатацию вышеуказанного дома.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Межведомственной комиссией г. Твери по существу не разрешен, решение, предусмотренное п. 47 Положения не принято, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации г. Твери по рассмотрению обращений как государственного контролирующего органа, так и собственников жилых помещений, а также о том, что администрация г. Твери в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, находящихся в муниципальной собственности, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Такое бездействие администрации г. Твери является длящимся.
В силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования, обладающая полномочиями собственника в отношении 14 жилых помещений в спорном доме, обязана инициировать процедуру, установленную пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Разрешая требования прокурора об оспаривании решения Межведомственной комиссии от 31.05.2018 об отказе Гудковой Т.А. в предоставлении муниципальной услуги в связи с непредоставлением документов, и о возложении на межведомственную комиссию обязанности оказать Гудковой Т.А. испрашиваемую муниципальную услугу и принять одно из решений, предусмотренных п.47 Положения, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1, ч.8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела, о вынесении оспариваемого решения межведомственной комиссии от 31.05.2018 прокурору Пролетарского района г.Твери стало известно из заявления Гудковой Т.А. (т.1 л.д.28), то есть 06.08.2018. С этой даты следует исчислять срок обращения в суд с требованием об оспаривании указанного решения. Настоящий иск предъявлен в суд 14.03.2019 - с пропуском установленного законом срока.
Бремя доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на административного истца.
Причины пропуска срока обращения в суд, на которые ссылается административный истец – оставление судом ранее поданного прокурором административного искового заявления без движения и последующее его возвращение заявителю ввиду неустранения недостатков – не могут быть признаны судом уважительными, поскольку не свидетельствуют о наличии непреодолимых препятствий для своевременного предъявления в суд административного искового заявления, отвечающего по форме и содержанию требованиям закона. Кроме того, приведенные доводы истца не подтверждены документально. Основания для восстановления пропущенного срока обращения в суд отсутствуют, административный истец об этом не заявил.
Изложенное свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора, содержащихся в п.3 и п.4 искового заявления.
Из положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования прокурора Пролетарского района города Твери удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Твери, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений в доме №12 по Ремесленному проезду в г.Твери.
Возложить на администрацию города Твери обязанность инициировать процедуру, установленную пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47 в отношении многоквартирного дома №12 по Ремесленному проезду в городе Твери.
Административные исковые требования прокурора Пролетарского района города Твери о признании незаконным решения Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 31.05.2018 об отказе Гудковой Т.А. в предоставлении муниципальной услуги в связи с непредоставлением документов, предусмотренных пунктами 2.6.1 и 2.6.3 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в отношении дома №12 по Ремесленному проезду в г.Твери, возложении на Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции обязанности оказать Гудковой Т.А. муниципальную услугу «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», и принять одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, в отношении многоквартирного дома №12 по Ремесленному проезду в городе Твери оставить без удовлетворения.
Обязать администрацию города Твери в течение одного месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения суда уведомить Пролетарский районный суд города Твери, а также прокурора Пролетарского района города Твери, о его исполнении.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решении суда в окончательной форме.
Судья Н.Е. Шульга
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 мая 2019 года.