ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5580/2021 от 11.04.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2022 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Митюковой А.В. ,

с участием представителя административного истца ФИО1 , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ФИО2 , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета , удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-640/2022 по административному исковому заявлению ФИО3 к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании решения незаконным, возложении обязанности подготовить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором, уточнив в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предмет административного иска, просит признать полностью незаконным решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка от ДД.ММ.ГГГГюр/21; обязать административного ответчика подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером .

Административные исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГюр/21 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 672 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>«А». К заявлению приложено сообщение о том, что на указанном земельном участке расположено сооружение (водонапорная башня) с условным номером 38-01/091/2007-434. Министерством вынесено решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка от ДД.ММ.ГГГГюр/21, чем нарушено право административного истца. В качестве оснований для отказа указываются три положения: земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации; отсутствие в выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 38:06:110902:171 сведений о расположении на земельном участке сооружения, указанного в сообщении заявителя; отсутствие в выписке из ЕГРН на сооружение сведений о том, что оно расположено именно на испрашиваемом земельном участке; испрашиваемый земельный участок пересекает земли сельскохозяйственных предприятий, переданных в коллективно-долевую собственность работников СХП «Знамя Ленина». Вместе с тем, указанные министерством основания не находят своего законодательного подкрепления, нарушают право истца на приобретение в собственность земельного участка. Министерство ссылается на пункт 10 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому объекты, предназначенные для пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, могут размещаться на земельных участках в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании чего министерством сделан вывод о том, что для строительства водонапорной башни не требуется разрешение на строительство, не указано. Водонапорная башня в соответствии с выпиской из ЕГРН представляет собой здание, назначение – нежилое, материал наружных стен – кирпичные, год завершения строительства – 2006. В соответствии с заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ рассматриваемая водонапорная башня является объектом капитального строительства. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции 2006 года) разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставляемом пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Случаи, при которых не требуется выдача разрешения на строительство, указаны в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство водонапорной башни, как объекта капитального строительства, к ним не относится. Следовательно, первое основание для отказа не соответствует данному случаю. Второе основание об отсутствии в выписках из ЕГРН сведений о расположении сооружения на испрашиваемом земельном участке не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов из числа предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой приведенный перечень оснований для отказа является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка ДД.ММ.ГГГГ в выписке из ЕГРН отсутствовала строка, куда бы вносились сведения о расположенных на нем объектах недвижимости. В заключении кадастрового инженера указано, что данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 38:06:110902:171. В соответствии с выпиской из ЕГРН на земельный участок сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, иные сведения, указывающие на обстоятельство, которое указано министерством в качестве основания для отказа, также отсутствуют. В сведениях из публичной кадастровой карты такие сведения также не содержатся. Какие обстоятельства подтверждают вывод министерства о том, что испрашиваемый земельный участок пересекает земли сельскохозяйственных предприятий, переданных в коллективно-долевую собственность работников СХП «Знамя Ленина», не указано. Такого предприятия, как СХП «Знамя Ленина» в настоящее время не существует. Кроме истца никто хозяйственную деятельность на этом участке не осуществляет. Истец несет бремя расходов на содержание имущества и земельного участка в надлежащем состоянии. Кроме того, водонапорная башня была приобретена административным истцом у СХПК «Уриковское» ДД.ММ.ГГГГ по договорной цене. Указанный объект наряду с другими передан по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Правлением СХПК «Уриковское» ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения , 35, 36, 37 о продаже объектов недвижимости ФИО3 по договорным ценам, определенным правлением, на основании которых председателем правления были заключены сделки по отчуждению указанного имущества. ДД.ММ.ГГГГФИО3 была полностью произведена оплата за все объекты недвижимости по приходно-кассовым ордерам , 51, 52, 53. Продавец СХПК «Уриковское» указанные объекты с баланса списал, однако никакие действия, направленные на регистрацию прав на объекты, включая водонапорную башню, не совершил, правоустанавливающие документы на регистрацию первичного права не предоставил, в связи с их утратой. В связи с чем, ФИО3 была вынуждена обратиться в Иркутский районный суд с требованием о признании за ней права собственности на объекты недвижимости, включая рассматриваемую водонапорную башню. Решением Иркутского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ требование о признании права собственности удовлетворено. В ходе судебного разбирательства СХПК «Уриковское» в лице конкурсного управляющего ФИО4 представил заявление, согласно которому возражений против удовлетворения исковых требований ФИО3 не имел, указал, что данная сделка СХПК «Уриковское» оспариваться не будет. При передаче объектов недвижимости СХПК «Уриковское» одновременно передало права пользования, владения, распоряжения земельными участками, на которых расположены данные объекты. Полагает, что она имеет исключительное право на предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, реализовала свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя, уполномоченного доверенностью.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных административных исковых требований с учетом их уточнения настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных дополнительных пояснениях к нему.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление, полагая, что принятое министерством решение основано на законе.

Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из части 1 статьи 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Следовательно, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным, судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что ФИО3 является собственником нежилого здания – водонапорной башни, площадью 23,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, д. Грановщина, <адрес>«а», что подтверждается решением Иркутского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Данная водонапорная башня расположена на земельном участке площадью 672 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, д. Грановщина, <адрес>«а», категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, заключением кадастрового инженера ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что водонапорная башня является объектом капитального строительства.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась в министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением юр/21 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 38:06:110902:171, площадью 672 кв.м., по адресу: <адрес>, д. Грановщина, <адрес>«а», для ведения хозяйственной деятельности.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГюр/21 министерство имущественных отношений Иркутской области сообщило ФИО3 следующее. На основании подпункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе, если предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ. Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 (далее - Перечень). Согласно пункту 10 Перечня объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут размещаться на земельных участках в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ. В сообщении, приложенном к Вашему заявлению, указано, что на земельном участке с кадастровым номером расположено сооружение (водонапорная башня) с условным номером 38-38-01/091/2007-434. Согласно статье 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся к участкам недр местного значения. Таким образом, водонапорная башня может размещаться на земельном участке в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, предоставление в собственность земельного участка для эксплуатации данного объекта не предусмотрено. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из указанных оснований, в том числе с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее – выписка из ЕГРН), полученной в порядке межведомственного информационного взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-115175252, водонапорная башня имеет кадастровый , сведения о расположении водонапорной башни на испрашиваемом земельном участке в выписке ЕГРН отсутствуют. В выписке из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером , полученной в порядке межведомственного информационного взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-110481958, отсутствует информация, что в пределах указанного земельного участка расположено сооружение с кадастровым номером – водонапорная башня. Таким образом, Ваше исключительное право на приобретение земельного участка в собственность без торгов, как собственника сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, не подтверждается. Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка является случай, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ. Испрашиваемые земельные участки пересекают земли сельскохозяйственных предприятий, переданных в коллективно-долевую собственность работников СХП «Знамя Ленина». Учитывая вышеизложенное, на основании подпунктов 1, 2, 19 статьи 39.16 ЗК РФ министерство от имени Правительства Иркутской области отказывает в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 672 кв.м. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вы вправе обжаловать решение Правительства Иркутской области в случае, если считаете, что указанным решением нарушены Ваши права и законные интересы.

Не согласившись с принятым министерством имущественных отношений Иркутской области решением об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, полагая его незаконным и необоснованным, нарушающим её права и законные интересы, ФИО3 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая административные исковые требования, суд учитывает следующее.

Как следует из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу требований пункта 10.1 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» предоставление земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законодательством, относится к полномочиям Правительства Иркутской области.

Правительство Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, на основании Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп.

В силу подпункта 29 пункта 7 названного Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции: осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе:

- подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 3, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации;

- принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в случаях, указанных в подпунктах 3, 5, 6 пункта 2 статьи 39.3, подпункте 3 статьи 39.5, подпунктах 7, 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков, об отказе в проведении аукциона, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в установлении сервитута, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, о приостановлении рассмотрения заявления в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 39.11, пункте 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации;

- возврат заявления, не соответствующего требованиям законодательства, в случаях, указанных в пункте 3 статьи 39.15, пункте 3 статьи 39.17, пункте 7 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации;

- заключение договоров купли-продажи земельных участков, договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного пользования земельными участками, договоров мены земельных участков, соглашений об установлении сервитута, соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, а также дополнительных соглашений к ним, подписание актов приема-передачи земельных участков и других сопутствующих документов, связанных с исполнением указанных договоров (соглашений).

Порядок и стандарт предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при ее предоставлении определены постановлением Правительства Иркутской области от 17 сентября 2015 года № 478-пп «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов» (далее по тексту – Административный регламент).

Согласно пункту 20 Административного регламента под государственной услугой в Административном регламенте понимается предоставление земельных участков, находящихся на территориях Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов.

Как следует из пункта 21 Административного регламента, исполнительным органом государственной власти Иркутской области, предоставляющим государственную услугу, является Правительство Иркутской области. В предоставлении государственной услуги участвует Министерство, которое обеспечивает рассмотрение документов и подготовку проектов распоряжений Правительства Иркутской области о предоставлении земельных участков, находящихся на территориях Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно; распоряжений Министерства о предоставлении земельных участков, находящихся на территориях Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена; заключает договоры купли-продажи, договоры аренды, договоры безвозмездного пользования земельными участками, принимает решения об отказе в предоставлении земельных участков.

Следовательно, решение, изложенное в письме министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГюр/21, принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции.

Согласно пункту 24 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:

1) принятие решения в форме распоряжения Правительства Иркутской области о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;

2) принятие решения в форме распоряжения Министерства о предоставлении земельных участков членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, в собственность бесплатно;

3) проект договора аренды земельного участка;

4) проект договора купли-продажи земельного участка;

5) проект договора безвозмездного пользования земельным участком;

6) решение об отказе в предоставлении земельного участка.

В силу требований пункта 25 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при предоставлении земельных участков в собственность за плату или бесплатно, в аренду, в безвозмездное пользование составляет 30 календарных дней со дня регистрации в Министерстве заявления о предоставлении земельного участка и включает в себя: принятие распоряжения Правительства и направление (выдачу) его заявителю; осуществление подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка, проекта договора аренды земельного участка, проекта договора безвозмездного пользования земельным участком, их подписание и направление (выдачу) для подписания заявителю; принятие решения об отказе и направление (выдачу) его заявителю.

Согласно пункту 74 Административного регламента в решении об отказе в предоставлении земельного участка должны быть указаны все основания отказа.

Как следует из подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу требований пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно пункту 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.

В силу требований статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Приведенный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из оспариваемого административным истцом решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка следует, что одним из оснований для такого отказа послужило то, что испрашиваемый истцом земельный участок не может быть предоставлен в собственность правообладателю сооружения, которое может размещаться на таком земельном участке на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.

Между тем, как следует из представленных в материалы административного дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, заключения кадастрового инженера ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 является собственником нежилого здания – водонапорной башни, площадью 23,9 кв.м., с кадастровым номером 38:06:110902:380, расположенного по адресу: <адрес>, д. Грановщина, <адрес>«а», материал наружных стен – кирпичные, год завершения строительства – 2006, водонапорная башня является объектом капитального строительства.

Сведений о том, что ФИО3 является правообладателем сооружения по вышеуказанному адресу, материалы административного дела не содержат.

Буквальное толкование содержания оспариваемого решения позволяет суду прийти к выводу о том, что министерство, отказывая ФИО3 в предоставлении земельного участка в собственность, пришло к выводу о том, что для строительства водонапорной башни не требуется разрешение на строительство.

Однако данный вывод противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, из содержания пункта 10 статьи 1 которого следует, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Как следует из пункта 2 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

К случаям, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, предусмотренным в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство водонапорной башни как объекта капитального строительства не относится.

При таких обстоятельствах ссылку министерства имущественных отношений Иркутской области в оспариваемом решении на положения пункта 10 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут размещаться на земельных участках в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, суд находит основанной на неверном толковании норм материального права, примененных к правоотношениям, на которые данные положения закона не распространяются.

Не основанными на законе находит суд и доводы административного ответчика о том, что водонапорная башня, построенная в 2006 году, являлась объектом вспомогательного использования, а потому её размещение не требовало разрешения на строительство, поскольку здание водонапорной башни не соответствует критериям отнесения объекта к вспомогательным, то есть к объектам, предназначенным для обслуживания и эксплуатации основного объекта, и не имеющим возможности самостоятельного использования для иной деятельности.

На испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 38:06:110902:171 иные объекты (основные), кроме водонапорной башни, отсутствуют. Возможность эксплуатации здания водонапорной башни без использования здания телятника имеется, доводы об обратном стороной административного ответчика не подтверждены.

Рассматривая второе основание для отказа в предоставлении заявителю ФИО3 испрашиваемого земельного участка, а именно отсутствие в выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 38:06:110902:171 сведений о расположении на земельном участке сооружения, указанного в сообщении заявителя; отсутствие в выписке из ЕГРН на сооружение сведений о том, что оно расположено именно на испрашиваемом земельном участке, суд учитывает, что данное основание в силу требований статьи 39.16 ЗК РФ не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, а, следовательно, не подлежало указанию в оспариваемом решении.

Кроме того, как установлено судом, ОГКУ Фондом имущества Иркутской области в адрес министерства направлен акт обследования земельного участка, по результатам которого факт нахождения водонапорной башни на испрашиваемом земельном участке нашел свое подтверждение.

Подтверждаются данные обстоятельства и представленным в материалы административного дела заключением кадастрового инженера ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.

Не основано на законе и противоречит фактическим обстоятельствам по делу и третье основание для отказа ФИО3 в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов о том, что испрашиваемый земельный участок пересекает земли сельскохозяйственных предприятий, переданных в коллективно-долевую собственность работников СХП «Знамя Ленина».

Установлено, что водонапорная башня расположена на земельном участке площадью 672 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, д. Грановщина, <адрес>«а», категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которой также следует, что сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют. Не подтверждают доводы министерства в данной части и сведения в отношении испрашиваемого земельного участка, содержащиеся в публичной кадастровой карте.

Доказательств, подтверждающих факт того, что испрашиваемый ФИО3 земельный участок пересекает земли сельскохозяйственных предприятий, переданных в коллективно-долевую собственность работников СХП «Знамя Ленина», министерством суду не представлено и выводы в данной части не обоснованы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение министерства, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГюр/21, на нормах закона не основано.

Судебной защите в силу положений статьи 3 КАС РФ подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу требований статьи 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Решение министерства, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГюр/21, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим возникшие правоотношения, нарушает права и законные интересы административного истца.

Поскольку совокупность оснований, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным по настоящему административному делу установлена, суд полагает требование административного истца о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Иркутской области, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГюр/21, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца, руководствуясь требованиями пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, а также учитывая, что только вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения государственным органом, суд полагает правомерным возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Разрешая требование административного истца о возложении на министерство имущественных отношений Иркутской области обязанности подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 38:06:110902:171, суд учитывает следующее.

Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих исполнительных органов государственной власти и должностных лиц.

При таких обстоятельствах суд не уполномочен возлагать на исполнительный орган государственной власти обязанности, напрямую вытекающие из его исключительной компетенции, поскольку суд не в праве подменять собой исполнительный орган государственной власти, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка и о заключении договора купли-продажи земельного участка, а потому административное исковое требование ФИО3 в данной части удовлетворению не подлежит.

В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд учитывает, что оспариваемое решение изложено в письме, датированном ДД.ММ.ГГГГ. Впервые с административным исковым заявлением ФИО3 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска, однако определением от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было возвращено. Затем ФИО3 обратилась с административным исковым заявлением в Иркутский районный суд Иркутской области, однако определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было возвращено. Настоящее административное исковое заявление представителем административного истца направлено в суд через службу доставки корреспонденции ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим штампом на курьерском конверте, и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок на подачу административного иска ФИО3 соблюден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО3 к министерству имущественных отношений Иркутской области – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГюр/21, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.

Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (вх. юр/21) в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Административное исковое требование ФИО3 к министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании подготовить договор купли-продажи земельного с кадастровым номером 38:06:110902:171 – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Сучилина

Решение в окончательной форме принято 20.04.2022.