ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5586/2021 от 03.08.2021 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

УИД 10RS0011-01-2021-013514-29

(№ 2а-5586/2021)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

3 августа 2021 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре Аксеновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вересова Е. А. к начальнику отдела делопроизводства и режима Министерства внутренних дел по Республике Карелия Трубчик Е. Н., Министерству внутренних дел по Республике Карелия об оспаривании действий (бездействия),

установил:

Вересов Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела делопроизводства и режима МВД по Республике Карелия Трубчик Е.Н. об оспаривании действий (бездействия) по тем основания, что 4 мая 2021 г. он из ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия заказным отправлением направил в порядке статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в адрес МВД по Республике Карелия заявление о совершении в отношении него преступления должностными лицами - сотрудниками УФСИН России по Республике Карелия Зайцевым А.В., Заблоцким В.И., Прохоровым Н.А., которые совершили уголовно-наказуемое деяние 3 марта 2021 г. в период времени с 11.00 час. до 20.00 час. по адресу: <адрес>, и просил привлечь их к уголовной ответственности по части 1 статьи 285, части 2 статьи 286, части 1 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку последние сфабриковали в отношении него рапорта и водворили в ШИЗО на 8 суток. Указывает также, что просил возбудить уголовное дело в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и вынести тем самым процессуальное решение. Однако, ответчик, нарушая требования закона, вышеуказанное заявление не зарегистрировал в КУСП, не присвоил номер и дату регистрации, в порядке статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не направил заявление в следственный отдел по г.Петрозаводску СУ СК РФ по Республике Карелия для решения вопроса по подследственности о возбуждении уголовного дела. Кроме того, ответчик незаконно направил заявление виновным лицам в УФСИН России по Республике Карелия, которые не являются следователями, а являются заинтересованными лицами. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконными действия (бездействия) ответчика - начальника отдела делопроизводства и режима МВД по Республике Карелия Трубчик Е.Н., который 14 мая 2021 г. принял и не зарегистрировал заявление Вересова Е.А. в порядке статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о совершении преступления в КУСП, не направил его в следственный комитет, незаконно направил его в УФСИН России по Республике Карелия А.В.Тереху; признать ответ ответчика от 14 мая 2021 г. №3/217804194440 незаконным и необоснованным по направлению заявления Вересова Е.А. в УФСИН России по Республике Карелия А.В.Тереху; обязать ответчика вновь рассмотреть заявление о совершении в отношении Вересова Е.А. преступления в порядке статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением судьи от 19 июля 2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МВД по Республике Карелия, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Карелия.

В судебном заседании административный истец Вересов Е.А., участие которого обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал в полном объеме, в связи с незнанием полных инициал ответчика уточнил имя и отчество административного ответчика «Елена Николаевна», в связи с чем к производству суда приняты уточненные требования.

Представитель административного ответчика МВД по Республике Карелия Тимеров О.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Республике Карелия Никифоров В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Административный ответчик начальник отдела делопроизводства и режима МВД по Республике Карелия Трубчик Е.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, согласно представленному отзыву просила в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Суд учитывает выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В целях установления в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.09.2013 №707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция), определяющая сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 8 Инструкции сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан, в частности: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (пункт 8.1); принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 8.2); направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (пункт 8.3); уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения (пункт 8.4).

В силу пункта 37 Инструкции все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.

В соответствии с пунктом 42 Инструкции письменные обращения, поданные в территориальный орган непосредственно гражданином или лицом, представляющим его интересы, принимаются в дежурной части и регистрируются в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях круглосуточно. Оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его гражданину или лицу, представляющему его интересы.

Пунктом 66 Инструкции предусмотрено, что зарегистрированные обращения рассматриваются уполномоченным должностным лицом, которое определяет соответствие обращения установленным законодательством требованиям и порядок его рассмотрения по существу (организует доклад руководителю, направляет в самостоятельное подразделение, территориальный орган или иной государственный орган либо орган местного самоуправления).

Согласно пунктам 69-71 Инструкции обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении, поступившее в подразделение делопроизводства в соответствии с пунктом 27 Инструкции, регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для регистрации в КУСП незамедлительно. Сотрудник подразделения делопроизводства в установленном порядке сообщает гражданину о дате и номере регистрации его обращения в КУСП и вносит указанные сведения в учетные формы подразделения делопроизводства. Обращение, содержащее информацию о преступлении, об административном правонарушении, поступившее в Министерство или его структурное подразделение, регистрируется и учитывается в порядке, установленном Инструкцией, после чего направляется в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне для регистрации в КУСП. Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем письменно уведомляется гражданин.

В силу пункта 103 Инструкции, если в ходе проверки по обращению выявлены признаки преступления или административного правонарушения, непосредственный исполнитель составляет мотивированный рапорт на имя руководителя, принявшего организационное решение о порядке рассмотрения обращения, и с его поручением, оформленным в порядке, установленном пунктом 83 Инструкции, передает рапорт в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП и рассмотрения в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Непосредственный исполнитель в установленном порядке сообщает гражданину о дате и номере регистрации рапорта в КУСП и приобщает копию рапорта к материалу по обращению. Указанные сведения вносятся в учетную форму подразделения делопроизводства. Иные обстоятельства (вопросы), изложенные в обращении, не связанные с преступлением или административным правонарушением, рассматриваются в порядке, установленном Инструкцией.

Как следует из материалов дела, Вересов Е.А. осужден вступившим в законную силу приговором суда к наказанию в виде лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; отбывает наказание в подведомственных УФСИН России по Республике Карелия учреждениях.

4 мая 2021 г. из ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия заказным письмом Вересов Е.А. направил в адрес министра МВД по Республике Карелия Сергеева Д.Н. заявление от 5 мая 2021 г. о возбуждении уголовного дела в порядке статей 140-143 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и о привлечении Зайцева А.В., Заблоцкого В.И. к уголовной ответственности по части 2 статьи 117, части 1 статьи 116, части 1 статьи 285, части 3 статьи 128.1, части 2 статьи 286, статье 110 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Вересов Е.А. просил совместно с сотрудниками УСБ УСИН России по Республике Карелия взять данное заявление на личный контроль.

Указанное заявление поступило в МВД по Республике Карелия 11 мая 2021 г. (согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 1863058003686), было зарегистрировано 12 мая 2021 г. за №3/217804194440, то есть в установленный пунктом 37 Инструкции срок.

Спорное заявление Вересова Е.А. с приложенными к нему документами письмом начальника отдела делопроизводства и режима МВД по Республике Карелия Трубчик Е.Н. от 14 мая 2021 г. по поручению министра внутренних дел по Республике Карелия и в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было направлено в адрес начальника УФСИН России по Республике Карелия А.В.Тереху, о чем также был уведомлен Вересов Е.А.

Из информационной карточки обращения (жалобы) следует, что спорное заявление Вересова Е.А. было направлено по компетенции в УФСИН России по Республике Карелия после получения Трубчик Е.Н. резолюции от Пядиной Е.В. и после доклада у Сергеева Д.Н.

Обращение Вересова Е.А. с приложениями, отправленное МВД по Республике Карелия 19 мая 2021 г., поступило в адрес УФСИН России по Республике Карелия 24 мая 2021 г., по результатам рассмотрения которого УФСИН России по Республике Карелия Вересову Е.А. дан ответ от 8 июня 2021 г. , в соответствии с которым по фактам, указанным в обращении, была проведена проверка, опрошены сотрудники ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, проверена служебная документация, в ходе проведения проверки доводы, изложенные в заявлении Вересова Е.А., своего подтверждения не нашли.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Как уже было указано ранее, согласно пункту 71 Инструкции обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем письменно уведомляется гражданин.

Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что, поскольку лица, указанные в заявлении Вересова Е.А., не проходили службу в МВД по Республике Карелия, а являются сотрудником другого ведомства – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, в заявлении содержалась просьба о совместной проверке с УСБ УФСИН России по Республике Карелия, а также поскольку в полномочия МВД по Республике Карелия не входит разрешение вопросов, связанных с предоставлением безопасности осужденному, то в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и пунктом 71 Инструкции заявление было правомерно направлено в УФСИН России по Республике Карелия, не являющемуся вопреки доводам административного истца заинтересованным лицом.

Более того, с учетом положений Инструкции не любое заявление гражданина сразу же регистрируется в КУСП.

Несогласие Вересова Е.А. с содержанием оспариваемого ответа не свидетельствует о наличии оснований для признания его незаконным.

Таким образом, обращение Вересова Е.А. рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции, в связи чем отсутствуют основания для признания незаконными действий (бездействия) ответчика - начальника отдела делопроизводства и режима МВД по Республике Карелия Трубчик Е.Н. и ответа ответчика от 14 мая 2021 г. , а также отсутствуют основания для возложения на административного ответчика обязанности вновь рассмотреть заявление Вересова Е.А.

Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку совокупность установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.

В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного истца подлежит взысканию в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Взыскать с Вересова Е. А. в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме,

в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья И.А. Кузнецова

Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2021 г.