Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сочи «11» декабря 2018 г.
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ефанова В.А.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Сочи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по краснодарскому краю о признании необоснованным отказа регистрирующего органа,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском, к административному ответчику, в котором просит суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю:
- аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости об аресте 1/2 доли на объект, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности, Воевода И. В. (1/2 доля в праве);
- внести в Единый государственный реестр недвижимости запись об аресте 1/2 доли на предоставляемое со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность Воевода И. В. (1\2 доля) жилое помещение, общей площадью 28,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
- аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости об аресте 1/3 доли на объект, общей площадью 59,6 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Семенюку Ф. В. (1/3 доля в праве);
- внести в Единый государственный реестр недвижимости запись об аресте 1/3 доли на предоставляемое со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность Семенюку Ф. В. (1/3 доля в праве) жилое помещение, общей площадью 60,9 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
- аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости об аресте на объект, общей площадью 21,9 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> (комнаты № и 2), кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Кулагину М. Н. (1/2 доля в праве), Кулагиной Г. С. (1/2 доля в праве);
- внести в Единый государственный реестр недвижимости запись об аресте на предоставляемое со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность Кулагину М. Н. (1/2 доля в праве), Кулагиной Г. С. (1/2 доля в праве) жилое помещение, общей площадью 45,5 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
- произвести государственную регистрацию перехода прав на основании решения Хостинского районного суда города Сочи от 20.02.2018на объект, общей площадью 10,9 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Воевода Л. С. (1/2 доля в праве), Воевода И. В. (1/2 доля в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение), общей площадью 28,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
- произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от 23.12.2016 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 59,6 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Семенюку Ф. В. (1/3 доля в праве), Левченко Н. В. (1/3 доля в праве), Дистергофт А. О. (1/3 доля в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение), общей площадью 62,6 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
- произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 21,9 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> (комнаты № и 2), кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Кулагину М. Н. (1/2 доля в праве), Кулагиной Г. С. (1/2 доля в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение), общей площадью 45,5 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Административный иск мотивирован тем, что постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» утверждена муниципальная адресная программа в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Как следует из текста Федерального закона № 185-ФЗ, федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Сочи от №Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имуществадля муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», приняты в установленном порядке административные решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и всех жилых помещений в находящихся на этих земельных участках аварийных многоквартирных домах, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.
По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в том числе, путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 «По делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» также отмечено, что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, действующее законодательство не исключает осуществления изъятия принадлежащих переселяемым гражданам жилых помещений посредством предоставления со стороны органа местного самоуправления иных жилых помещений взамен изымаемых.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» также разъяснено, что по общему правилу собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.
В соответствии с пунктом «и» статьи 14 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», часть 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции: «9. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд».
В соответствии с положением статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае предоставления взамен изымаемых других объектов недвижимого имущества в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, указывается разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.
При этом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, то есть без учета разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника по соглашению сторон.
Также, в силу пункта «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Жилые помещения, находящиеся в сносимых домах, и приобретаемые жилые помещения в большинстве случаев не могут быть равнозначны по общей площади и по рыночной стоимости в силу особенностей конструктивных и технических параметров многоквартирных домов современных строительных серий, поэтому стоимость предоставляемых жилых помещений существенно превышает стоимость изымаемых по независящим от граждан причинам и без учета их имущественного положения.
В целях определении порядка заключения соглашений об изъятии жилых помещений с учетом системного толкования положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией города Сочи был направлен запрос на имя председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г. П. Хованской о порядке применения указанных правовых норм в части необходимости определения и указания в соглашении об изъятии такой разницы.
Письмом председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Хованской от ДД.ММ.ГГГГ№.23-23/2543 даны разъяснения о том, что в соглашении об изъятии не указывается порядок оплаты собственником изымаемого жилого помещения органу местного самоуправления такой разницы, а также сообщено о направлении соответствующих разъяснений в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).
В соответствии с требованиями жилищного законодательства и с учетом указанных правовых позиций высшего судебного органа и высшего органа законодательной власти Российской Федерации, между администрацией города Сочи и собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах заключены соглашения об изъятии жилых помещений без указания в соглашениях разницы в стоимости предоставляемых жилых помещений и выкупной цены изымаемых жилых помещений, после чего стороны соглашений в установленном порядке обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в адрес администрации города Сочи направлено:
- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 59,6 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Семенюку Ф. В. (1/3 доля в праве), Левченко Н. В. (1/3 доля в праве), Дистергофт А. О. (1/3 доля в праве), что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№;
- сообщение об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, которым, в том числе, предоставлено жилое помещение общей площадью 45,5 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи;
- сообщение об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, которым, в том числе, предоставлено жилое помещение общей площадью 60,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи;
В качестве основания для отказов в государственной регистрации прав указано на отсутствие в представленных соглашениях условий о рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, порядке выплаты разницы между ними.
Администрация города Сочи считает, что решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода прав на основании соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615, противоречит Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также положениям статей 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 17, 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», незаконным, и нарушающим гарантированные Конституцией Российской Федерации жилищные права граждан и право органа местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение имуществом в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Также вопрос о необходимости указания в соглашениях такой разницы, которую граждане в большинстве случаев не готовы выплачивать, может вызвать социальную напряженность и повлечет нарушение жилищных прав переселяемых граждан, будет способствовать затягиванию, либо невозможности реализации программных мероприятий по переселению из аварийного жилья, что, в конечном итоге, приведет к негативной оценке деятельности органов власти в целом.
Поскольку положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной части не содержат каких-либо специальных правил их применения в случаях признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в процессе правоприменения сложилась ситуация коллизии и неопределенности правового регулирования, подлежащая разрешению посредством конституционного судопроизводства, которая в данном конкретном случае не должна повлиять на эффективную защиту прав и законных интересов переселяемых граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17Федерального закона от 21.07.1997 №122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Также Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в адрес администрации города Сочи направлено:
- уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании решения Хостинского районного суда города Сочи от 20.02.2018г. о прекращении права собственности на жилое помещение и изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение, снятии с регистрационного учета по месту жительства, в отношении квартиры общей площадью 10,9 кв.м, расположенной по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащей на праве общей долевой собственности Воевода Л. С. (1/2 доля в праве), Воеводе И. В. (1/2 доля в праве), что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№;
- уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 21,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> (комнаты №№), кадастровый (или условный) №, принадлежащей на праве общей долевой собственности Кулагину М. Н. (1/2 доля в праве), Кулагиной Г. С. (1/2 доля в праве).
В качестве основания для приостановления государственной регистрации прав указано, что на заявленные объекты недвижимости наложены аресты (обременения).
Администрация города Сочи считает, что указанные уведомления регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации перехода прав являются не законными, и препятствующими реализации имущественных прав муниципального образования на объекты, право на которые признано на основании судебных решений.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» 60. Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
При проведении регистрационных действий регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также переоценивать обстоятельства дела и доказательства, на которых он основан. Приостановление государственной регистрации перехода права собственности на основании решения суда при наличии ареста является незаконным. Арест, наложенный на недвижимость на основании судебного акта, является основанием для запрета владеть, пользоваться и распоряжаться ею, а не для препятствий в госрегистрации прав на нее, подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что наличие ареста на объекте недвижимости, не может препятствовать регистрации права собственности, на основании решения суда.
Вступившие в законную силу судебные акты обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан (ст. 13 ГПК РФ и ст. 16 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Проверка представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется регистрирующим органом. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Наличие в ЕГРП записи о наложении ареста на имущество в рамках гражданского дела наложенного судом общей юрисдикции, не может препятствовать внесению записи о праве собственности на спорное имущество, поскольку основанием для государственной регистрации права является судебный акт.
Иное толкование пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", касающегося исполнения актов о наложении арестов на имущество, противоречит принципу обязательности судебных решений, установленному российским законодательством.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (часть 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Также в соответствии с Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№ на 1/3 долю в праве в объекте недвижимости, расположенном по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи Хостинский район, <адрес> наложен арест, что также не может являться препятствием для регистрационных действиях на указанный объект по ранее изложенным основаниям.
Муниципальным образованием город-курорт Сочи ДД.ММ.ГГГГ с С. Ф.В., Ленвченко Н.В., Дистергофт А.О. заключено соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№, противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с данным соглашением вышеуказанные граждане обязались передать в собственность муниципального образования город-курорт Сочи для муниципальных нужд жилое помещение – квартиру общей площадью 59,6 кв.м., находящуюся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> принадлежащую гражданам на праве собственности путем предоставления в собственность гражданам в долях соответствующих долям права собственности на изымаемое жилое помещение квартиры, общей площадью 60,9 кв.м., находящуюся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>.
Также муниципальным образованием город-курорт Сочи ДД.ММ.ГГГГ с Кулигиным М.Н., К. Г.С. заключено соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№, противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с данным соглашением вышеуказанные граждане обязались передать в собственность муниципального образования город-курорт Сочи для муниципальных нужд жилое помещение – квартиру общей площадью 21,9 кв.м., находящуюся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> принадлежащую гражданам на праве собственности путем предоставления в собственность гражданам в долях соответствующих долям права собственности на изымаемое жилое помещение квартиры, общей площадью 45,5 кв.м., находящуюся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, переулок Вишневый, <адрес>.
В связи с чем, полагает, что арест (обременение) подлежит снятию с изымаемых жилых помещений путем перенесения ареста (обременения) на предоставляемые в собственность граждан жилые помещения.
Поскольку Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в оспариваемых решениях не указано иных причин для отказа в государственной регистрации прав, администрация города Сочи считает возможным обращение в суд с требованием о признании таких отказов необоснованными и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю обязанности по регистрации прав.
С учетом изложенного, а также в связи с особым контролем за осуществлением на территории города Сочи переселения граждан из аварийного жилищного фонда и соблюдением прав переселяемых граждан, администрацией города Сочи обращается в суд с административным иском в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Также администрация города Сочи ходатайствует об обращении судебного решения к немедленному исполнению на основании части 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку по причине аварийного состояния домов существует постоянная угроза обрушения зданий, в связи, с чем замедление проведения мероприятий по изъятию таких жилых помещений может привести к невозможности их дальнейшего осуществления по причине прекращения фактического существования изымаемых объектов недвижимого имущества и создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте, которого были извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны, их явка не признана судом обязательной.
Суд, изучив материалы дела, представленные процессуальные доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» утверждена муниципальная адресная программа в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно Федерального закона № 185-ФЗ, федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», приняты в установленном порядке административные решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и всех жилых помещений в находящихся на этих земельных участках аварийных многоквартирных домах, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.
По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в том числе, путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 «По делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» также отмечено, что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, действующее законодательство не исключает осуществления изъятия принадлежащих переселяемым гражданам жилых помещений посредством предоставления со стороны органа местного самоуправления иных жилых помещений взамен изымаемых.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» также разъяснено, что по общему правилу собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.
В соответствии с пунктом «и» статьи 14 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», часть 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции: «Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд».
В соответствии с положением статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае предоставления взамен изымаемых других объектов недвижимого имущества в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, указывается разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.
При этом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, то есть без учета разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника по соглашению сторон.
Также, в силу пункта «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Жилые помещения, находящиеся в сносимых домах, и приобретаемые жилые помещения в большинстве случаев не могут быть равнозначны по общей площади и по рыночной стоимости в силу особенностей конструктивных и технических параметров многоквартирных домов современных строительных серий, поэтому стоимость предоставляемых жилых помещений существенно превышает стоимость изымаемых по независящим от граждан причинам и без учета их имущественного положения.
В целях определении порядка заключения соглашений об изъятии жилых помещений с учетом системного толкования положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией города Сочи был направлен запрос на имя председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Хованской о порядке применения указанных правовых норм в части необходимости определения и указания в соглашении об изъятии такой разницы.
Письмом председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Хованской от 01.12.2015 № 3.23-23/2543 даны разъяснения о том, что в соглашении об изъятии не указывается порядок оплаты собственником изымаемого жилого помещения органу местного самоуправления такой разницы, а также сообщено о направлении соответствующих разъяснений в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).
В соответствии с требованиями жилищного законодательства и с учетом указанных правовых позиций высшего судебного органа и высшего органа законодательной власти Российской Федерации, между администрацией города Сочи и собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах заключены соглашения об изъятии жилых помещений без указания в соглашениях разницы в стоимости предоставляемых жилых помещений и выкупной цены изымаемых жилых помещений, после чего стороны соглашений в установленном порядке обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в адрес администрации города Сочи направлено:
- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 59,6 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Семенюку Ф. В. (1/3 доля в праве), Левченко Н. В. (1/3 доля в праве), Дистергофт А. О. (1/3 доля в праве), что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№;
- сообщение об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, которым, в том числе, предоставлено жилое помещение общей площадью 45,5 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи;
- сообщение об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, которым, в том числе, предоставлено жилое помещение общей площадью 60,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи;
В качестве основания для отказов в государственной регистрации прав указано на отсутствие в представленных соглашениях условий о рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, порядке выплаты разницы между ними.
Администрация города Сочи считает, что решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода прав на основании соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№, противоречит Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также положениям статей 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 17, 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», незаконным, и нарушающим гарантированные Конституцией Российской Федерации жилищные права граждан и право органа местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение имуществом в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Также вопрос о необходимости указания в соглашениях такой разницы, которую граждане в большинстве случаев не готовы выплачивать, может вызвать социальную напряженность и повлечет нарушение жилищных прав переселяемых граждан, будет способствовать затягиванию, либо невозможности реализации программных мероприятий по переселению из аварийного жилья, что, в конечном итоге, приведет к негативной оценке деятельности органов власти в целом.
Поскольку положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной части не содержат каких-либо специальных правил их применения в случаях признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в процессе правоприменения сложилась ситуация коллизии и неопределенности правового регулирования, подлежащая разрешению посредством конституционного судопроизводства, которая в данном конкретном случае не должна повлиять на эффективную защиту прав и законных интересов переселяемых граждан.
В соответствии со ст. 14 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снованиями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Также Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в адрес администрации города Сочи направлено:
- уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании решения Хостинского районного суда города Сочи от 20.02.2018г. о прекращении права собственности на жилое помещение и изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение, снятии с регистрационного учета по месту жительства, в отношении квартиры общей площадью 10,9 кв.м., расположенной по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащей на праве общей долевой собственности Воевода Л. С. (1/2 доля в праве), Воеводе И. В. (1/2 доля в праве), что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№;
- уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 21,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> (комнаты №№), кадастровый (или условный) №, принадлежащей на праве общей долевой собственности Кулагину М. Н. (1/2 доля в праве), Кулагиной Г. С. (1/2 доля в праве).
В качестве основания для приостановления государственной регистрации прав указано, что на заявленные объекты недвижимости наложены аресты (обременения).
Администрация города Сочи считает, что указанные уведомления регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации перехода прав являются не законными, и препятствующими реализации имущественных прав муниципального образования на объекты, право на которые признано на основании судебных решений.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» 60. Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
При проведении регистрационных действий регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также переоценивать обстоятельства дела и доказательства, на которых он основан. Приостановление государственной регистрации перехода права собственности на основании решения суда при наличии ареста является незаконным. Арест, наложенный на недвижимость на основании судебного акта, является основанием для запрета владеть, пользоваться и распоряжаться ею, а не для препятствий в госрегистрации прав на нее, подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что наличие ареста на объекте недвижимости, не может препятствовать регистрации права собственности, на основании решения суда.
Вступившие в законную силу судебные акты обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан (ст. 13 ГПК РФ и ст. 16 АПК РФ).
В соответствии со ст. 14 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Проверка представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется регистрирующим органом. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ст. 18 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Наличие в ЕГРН записи о наложении ареста на имущество в рамках гражданского дела наложенного судом общей юрисдикции, не может препятствовать внесению записи о праве собственности на спорное имущество, поскольку основанием для государственной регистрации права является судебный акт.
Также в соответствии с Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№ на 1/3 долю в праве в объекте недвижимости, расположенном по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи Хостинский район, <адрес> наложен арест, что также не может являться препятствием для регистрационных действиях на указанный объект по ранее изложенным основаниям.
Муниципальным образованием город-курорт Сочи ДД.ММ.ГГГГ с С. Ф.В., Ленвченко Н.В., Дистергофт А.О. заключено соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№, противоречит Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с данным соглашением вышеуказанные граждане обязались передать в собственность муниципального образования город-курорт Сочи для муниципальных нужд жилое помещение – квартиру общей площадью 59,6 кв.м., находящуюся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> принадлежащую гражданам на праве собственности путем предоставления в собственность гражданам в долях соответствующих долям права собственности на изымаемое жилое помещение квартиры, общей площадью 60,9 кв.м., находящуюся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>.
Также муниципальным образованием город-курорт Сочи ДД.ММ.ГГГГ с Кулигиным М.Н., К. Г.С. заключено соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№, противоречит Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с данным соглашением вышеуказанные граждане обязались передать в собственность муниципального образования город-курорт Сочи для муниципальных нужд жилое помещение – квартиру общей площадью 21,9 кв.м., находящуюся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> принадлежащую гражданам на праве собственности путем предоставления в собственность гражданам в долях соответствующих долям права собственности на изымаемое жилое помещение квартиры, общей площадью 45,5 кв.м., находящуюся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, переулок Вишневый, <адрес>.
В связи с чем, полагает, что арест (обременение) подлежит снятию с изымаемых жилых помещений путем перенесения ареста (обременения) на предоставляемые в собственность граждан жилые помещения.
Поскольку Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в оспариваемых решениях не указано иных причин для отказа в государственной регистрации прав, требования администрация города Сочи о признании таких отказов необоснованными и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю обязанности по регистрации прав суд полагает обоснованными.
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Следовательно, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования.
Согласно ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Суд соглашается с доводами административного истца, о необходимости обращения решения суда к немедленному исполнению, так как в случае замедления исполнения решения суда, заинтересованным лицам по делу может быть нанесен значительный ущерб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление администрации г. Сочи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по краснодарскому краю о признании необоснованным отказа регистрирующего органа, удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю:
- аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости об аресте 1/2 доли на объект, общей площадью 10,9 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности, Воевода И. В. (1/2 доля в праве);
- внести в Единый государственный реестр недвижимости запись об аресте 1/2 доли на предоставляемое со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность Воевода И. В. (1\2 доля) жилое помещение, общей площадью 28,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
- аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости об аресте 1/3 доли на объект, общей площадью 59,6 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Семенюку Ф. В. (1/3 доля в праве);
- внести в Единый государственный реестр недвижимости запись об аресте 1/3 доли на предоставляемое со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность Семенюку Ф. В. (1/3 доля в праве) жилое помещение, общей площадью 60,9 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
- аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости об аресте на объект, общей площадью 21,9 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> (комнаты № и 2), кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Кулагину М. Н. (1/2 доля в праве), Кулагиной Г. С. (1/2 доля в праве);
- внести в Единый государственный реестр недвижимости запись об аресте на предоставляемое со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность Кулагину М. Н. (1/2 доля в праве), Кулагиной Г. С. (1/2 доля в праве) жилое помещение, общей площадью 45,5 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
- произвести государственную регистрацию перехода прав на основании решения Хостинского районного суда города Сочи от 20.02.2018на объект, общей площадью 10,9 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Воевода Л. С. (1/2 доля в праве), Воевода И. В. (1/2 доля в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение), общей площадью 28,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
- произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 59,6 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Семенюку Ф. В. (1/3 доля в праве), Левченко Н. В. (1/3 доля в праве), Дистергофт А. О. (1/3 доля в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение), общей площадью 62,6 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) №;
- произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 21,9 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> (комнаты № и 2), кадастровый (или условный) №, принадлежащего на праве общей долевой собственности Кулагину М. Н. (1/2 доля в праве), Кулагиной Г. С. (1/2 доля в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение), общей площадью 45,5 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, в Краснодарский краевой суд через, Центральный районный суд города Сочи, но подлежит немедленному исполнению.
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2018 года.
Председательствующий судья: