ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-558/19 от 30.05.2019 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-558/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2019 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Сафоновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Пожидаевой Любови Николаевны к заместителю начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области Красовской Ольге Даниловне, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области об оспаривании отказа в перерасчете налога на недвижимое имущество за 2017 год, возложении обязанности по перерасчету налога,

УСТАНОВИЛ:

Истец Пожидаева Л.Н. обратилась в суд с указанным выше иском, которым просила признать незаконным решение заместителя начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы Красовской О.Д. об отказе в перерасчете налога на здание с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером за 2017 год, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГ за ; возложить на Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы по Калининградской области обязанность произвести перерасчет налога на указанное выше имущество за 2017 год. Заявленные требования мотивированы несогласием с принятым решением по перерасчету налога на имущество за указанный выше период. В обоснование доводов иска указано, что Пожидаева Л.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем нежилого здания с кадастровым номером по адресу: <адрес >. В июле 2018 года истцом было получено уведомление об уплате налога за данное имущество за 2017 год. Согласно полученному уведомлению сумма налога исчислялась исходя из кадастровой стоимости участка в размере 7815196, 12 рублей и здания в размере 4582665,83 рублей. Не согласившись с таким расчетом в части кадастровой стоимости имущества, истцом было инициировано обращение к ответчику, содержащее просьбу о перерасчете налога за указанный период исходя из иной кадастровой стоимости объектов, установленной в ноябре 2018 года для земельного участка в размере 2320000 рублей и установленной в январе 2017 года для здания в размере 2427272, 26 рублей. В перерасчете налога истцу было отказано со ссылкой на отсутствие оснований для применения в 2017 году для расчета налога указанной им кадастровой стоимости объектов. Полагая, что отказ в перерасчете налога на имущество за 2017 год по указанным налоговой основаниям, является незаконным и нарушает права собственника данного имущества, административный истец обратился в суд с указанным выше иском.

В судебном заседании представитель административного истца – Кондратенко А.Е. требования иска поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Гусельникова Ю.М. с иском не согласилась, полагала оспариваемый отказ законным, оснований для перерасчета налога по основаниям, приведенным истцом, у налоговой не имелось. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что Пожидаева Л.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем нежилого здания с кадастровым номером по адресу: <адрес >.

ДД.ММ.ГГ Пожидаевой Л.Н. было направлено уведомление за об оплате не позднее ДД.ММ.ГГ земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером в размере 57002 рублей и здания с кадастровым номером в размере 45827 рублей. Расчет земельного налога произведен исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 7815196 рублей, расчет налога на здание произведен исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 4582 665 рублей.

Письмом от ДД.ММ.ГГ налоговый орган отказал Пожидаевой Л.Н. в удовлетворении заявления о перерасчете суммы налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 2320000 рублей и кадастровой стоимости здания в размере 2427272, 26 рублей.

Судом установлено и следует из материалов дела, что изначально кадастровая стоимость земельного участка составляла 7815196 рублей, здания - в размере 4582 665 рублей.

В 2018 году в отношении земельного участка с кадастровым номером в ГКН внесены изменения, кадастровая стоимость участка определена в размере 2320000 рублей. Основанием для изменения кадастровой стоимости (в сторону уменьшения) послужило решение Комиссии Управления Росреестра по Калининградской области по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГ, принятое по результатам рассмотрения заявления Пожидаевой Л.Н. от ДД.ММ.ГГ о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером Комиссией было установлено отличие рыночной стоимости данного участка от кадастровой стоимости, определенной в размере 7815196 рублей и определена кадастровая стоимость участка в размере его рыночной стоимости равной 2320000 рублей, установленной в отчете об оценке, составленным ООО «Стандарт Оценка» за от ДД.ММ.ГГ. Указанные выше сведения были внесены в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия ДД.ММ.ГГ.

Сведения об измененной кадастровой стоимости здания с кадастровым номером определенной в размере 2427272, 26 рублей, внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГ. Сведения о кадастровой стоимости здания были внесены по постановлению Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков), расположенных на территории Калининградской области, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области». Из содержания представленной выписки из ЕГРН следует, что кадастровая стоимость здания в размере 2427272, 26 рублей определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ, датой утверждения кадастровой стоимости здания считается ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ является датой внесения в ЕГРН сведений об указанной выше кадастровой стоимости.

Обращаясь в суд с указанным выше административным заявлением, сторона истца ссылается на то, что при исчислении налога за 2017 год на принадлежащие Пожидаевой Л.Н. участок и расположенное на нем здание, необходимо принимать во внимание кадастровую стоимость данного имущества по состоянию на даты, на которые она была определена (2016 год), а также по состоянию на момент внесения соответствующих изменений в ГКН и ЕГРН (2017 год). В связи с чем, по мнению административного истца, исчисленный налог за 2017 год, подлежит перерасчету налоговой исходя из кадастровой стоимости имущества, определенной на указанные выше даты.

Исследовав доводы стороны административного истца по заявленным требованиям, суд приходит к следующему.

В соответствии со статей 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ) изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость. В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно п. 2 статьи 403 (в ред. Федерального закона от 03 августа 2018 года № 334-ФЗ) в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В силу пункта 1 статьи 388, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение года не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Исключение составляют ситуации, когда: кадастровая стоимость изменилась в связи с исправлением технической ошибки, допущенной при государственном кадастровом учете (в этом случае изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с года, в котором была допущена такая ошибка); кадастровая стоимость изменилась по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда (в этом случае новая кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы начиная с года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания) (п. 1 ст. 391 НК РФ в ред. ФЗ от 30.11.2016 № 401-ФЗ, от 04.10.2014 года № 284-ФЗ).

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 334-ФЗ статья 391 Налогового кодекса РФ была дополнена пунктом 1.1. следующего содержания: изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Указанные выше изменения также были внесены в п. 15 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером истец Пожидаева Л.Н. обратилась ДД.ММ.ГГ. Соответствующее изменение кадастровой стоимости земельного участка было внесено в ЕГРН ДД.ММ.ГГ. Таким образом, установленная Управлением Росреестра по Калининградской области от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость участка Пожидаевой Л.Н. в размере 2320000 рублей, будет учитываться при определении налоговой базы, начиная с налогового периода 2018 года, то есть с года, в котором Пожидаевой Л.Н. было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Кроме того, положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости (налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений) подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с ДД.ММ.ГГ.

С учетом изложенного, оснований для перерасчета налога за 2017 год на здание с кадастровым номером по его измененной кадастровой стоимости в размере 2427272,26 рублей, сведения о которой были внесены в ГКН в 2017 году, и на земельный участок с кадастровым номером по его измененной кадастровой стоимости в размере 2320000 рублей у Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининградской области не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пожидаевой Любови Николаевны – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2019 года.

Судья А.Ю. Кунина