Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2а-558/2021
пгт Оричи 12 ноября 2021 года
Оричевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Васильева С.В.,
при секретаре Александровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Госавтоинспекции РЭГ ГИБДД МО МВД России «Оричевский» об оспаривании решения об отказе в совершении регистрационных действий и возложении обязанности по осуществлению регистрационных действий, выдаче паспорта транспортного средства,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Госавтоинспекции РЭГ ГИБДД МО МВД России «Оричевский» об оспаривании решения об отказе в совершении регистрационных действий и возложении обязанности по осуществлению регистрационных действий, выдаче паспорта транспортного средства.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что ему на основании вступившего в законную силу решения мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области от 5 мая 2021 года принадлежит на праве собственности прицеп грузовой к легковым автомобилям ВМЗ 9.601, заводской номер кузова 069774, шасси 411242.
При обращении 1 октября 2021 года в Госавтоинспекцию РЭГ ГИБДД МО МВД России «Оричевский» в постановке транспортного средства на государственный учёт было отказано на основании пункта 92.8 Административного регламента № 950 по регистрации ТС от 21.12.2019 года, а так же п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 283 «О государственной регистрации ТС».
С учетом уточненных требований, просит обязать Госавтоинспекцию РЭГ ГИБДД МО МВД России «Оричевский» принять его заявление и поставить на государственный учёт и выдать паспорт транспортного средства на прицеп грузовой модели ВМЗ 9.601 к легковым автомобилям заводской помер кузова 069774, шасси 411242.
В судебном заседании административный истец ФИО1, настаивая на удовлетворении заявленных требований, привел в их обоснование указанные в административном иске доводы. Дополнительно суду пояснил, что данный прицеп был приобретен его отцом в 1993 году. Отец умер в 2002 году. Всё это время прицеп находился в гараже. Сведения о регистрации прицепа отсутствуют. Данным прицепом пользовались он и его друг ФИО4. Затем они решили узаконить право пользования прицепом, заключив между собой договор купли-продажи. После заключения договора купли-продажи он (административный истец) 7 апреля 2021 года обратился в РЭГ ГИБДД, но ему было отказано, так как нет правоустанавливающих документов. После этого решением мирового судьи за ним было признано право собственности на прицеп. После вступления в законную силу решения мирового судьи он через портал Госуслуг обратился с заявлением о регистрации прицепа в ГИБДД, но ему вновь было отказано, так как у него нет ПТС. После этого он направил запрос на завод-производитель и, получив оттуда ответ, вновь обратился в РЭГ с заявлением о постановке прицепа на учет. Однако ему было отказано в этом.
Представитель административного ответчика - РЭГ ГИБДД МО МВД России «Оричевский» по доверенности ФИО2 (л.д. 30, 31) административный иск не признал. Суду пояснил, что 1 октября 2021 года ФИО1 обратился в РЭГ ГИБДД МО МВД России «Оричевский» с заявлением о регистрации транспортного средства (прицепа грузовой модели ВМЗ 9.601 к легковым автомобилям). Документ, идентифицирующий транспортное средство (паспорт транспортного средства), не представил. По заявлению принято решение об отказе в приеме документов на основании пункта 92.8 Приказа МВД России от 21 декабря 2019 года № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» и п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Фактически обращение ФИО1 было рассмотрено по существу и ему было отказано в регистрации транспортного средства из-за отсутствия ПТС.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МО МВД России «Оричевский» (л.д. 11-12).
Представитель МО МВД России «Оричевский» по доверенности ФИО3 (л.д. 32, 33), не признавая административный иск, пояснила, что ГИБДД законно отказано в регистрации прицепа, поскольку у него отсутствует ПТС, а ГИБДД выдает ПТС только взамен утраченных или пришедших в негодность.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания статьи 226 КАС РФ, для признания действий (бездействия) административного ответчика незаконными, необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 года № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», государственной регистрации подлежат наземные самоходные устройства категорий "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов).
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств.
Приказом МВД России от 21.12.2019 года № 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее – Административный регламент), в соответствии с пунктом 27 которого для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе документы, идентифицирующие транспортное средство (шасси транспортного средства), к которым относятся паспорт транспортных средств (шасси транспортных средств) (п. 27.3 Административного регламента).
При этом для транспортных средств, состоящих на государственном учете, могут быть представлены регистрационные документы (свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства).
В пункте 92 Административного регламента определено, что основаниями для отказа в совершении регистрационных действий является непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств.
Как установлено судом и следует из материалов дела решением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области от 5 мая 2021 года за ФИО1 признано право собственности на прицеп грузовой к легковым автомобилям ВМЗ 9.601, заводской номер 069774/411242. Решение вступило в законную силу 8 июня 2021 года (л.д. 5).
Согласно свидетельству о приемке, прицеп грузовой к легковым автомобилям ВМЗ 9.601, заводской номер 069774/ 411242 соответствует ТУЗ-2078-89 и признан годным к эксплуатации. Дата изготовления и консервации прицепа 13 июня 1993 года (л.д. 8)
По информации ООО «Торговый Дом Научно-технический Центр «Молот» от 23.09.2021 года, ОАО «Молот» выпускало прицепы к легковым автомобилям ВМЗ 9.601 с 1990 года по 2006 год. При продаже прицепов, изготовленных до 1 июля 1993 года, выписывалась справка-счет, в дальнейшем выдавался ПТС. В настоящее время данная продукция снята с производства. Документация на данные прицепы с инвентарными номерами и годом изготовления за 1990-2009 годы согласно «Положения об архивном хранении документов» за ненадобностью была уничтожена. ОАО «Молот» в настоящее время проходит процедуру банкротства. Продажа прицепов завершена в 2012 году. Бланков ПТС в связи с прекращением продажи на ОАО «Молот» не имеется. В связи с этим выдать дубликаты документов они не могут. Для регистрации автоприцепа рекомендовано обратиться в органы ГИБДД по месту жительства (л.д. 7)
1 октября 2021 года ФИО1 обратился в Госавтоинспекцию РЭГ ГИБДД МО МВД России «Оричевский» с заявлением о регистрации транспортного средства: прицеп марки ВМЗ 9.601, заводской номер кузова 069774, шасси 411242, год выпуска - 1993. 1 октября 2021 года в приеме документов ему отказано на основании пункта 92.8 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, а также пункта 3 части 1 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Причина отказа – «отсутствие ПТС». Установлено, что по автоматизированным учетам транспортное средство не зарегистрировано (л.д. 6)
Таким образом, судом установлено, что спорный автоприцеп ВМЗ 9.601 выпущен Вятско-Полянским машиностроительным заводом в 1993 году.
Как пояснил в судебном заседании административный истец, паспорт транспортного средства на прицеп отсутствует и ранее не выдавался.
Учитывая, что заявителем РЭГ ГИБДД МО МВД России «Оричевский» не было представлено документов, идентифицирующих транспортное средство, то в осуществлении регистрации было обоснованно отказано.
Доводы административного истца о наличии у него руководства по эксплуатации указанного прицепа, содержащего свидетельство о приемке, судом откланяются, как не имеющие значение для данного дела, поскольку данный документ не подтверждает безопасность эксплуатации прицепа и возможность его допуска к участию в дорожном движении.
Свидетельство о приемке содержит вывод изготовителя о годности прицепа к эксплуатации, в то время как для допуска к участию в дорожном движении также необходимо наличие документа удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 года № 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 12 указанного Положения Государственная инспекция безопасности дорожного движения имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете и соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации 23.10.1993 года № 1090, техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
Однако документа, подтверждающего соответствие прицепа установленным требованиям безопасности дорожного движения, заявителем не представлено. В отсутствие такого документа фактически к участию в дорожном движении будет допущено транспортное средство, безопасность эксплуатации которого не подтверждена.
Учитывая год выпуска автомобильного прицепа, а также применительно к положениям действующего законодательства на момент обращения ФИО1 за его регистрацией, руководство по эксплуатации спорного прицепа не подтверждает безопасность его эксплуатации и возможность его допуска к участию в дорожном движении в 2021 году.
В соответствии с пунктом 2 Приказа министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.04.2019 года № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним» оформление паспорта производится подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, взамен утраченных, пришедших в негодность, а также при невозможности их дальнейшего использования вследствие заполнения всех реквизитов об изменении собственников транспортного средства по заявлению собственника транспортного средства при совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства.
В настоящее время законом подразделениям ГИБДД не предоставлено право выдачи первичного ПТС, в связи с чем обязанность по выдаче первичного ПТС не может быть возложена на ответчика.
Наличие права собственности на транспортное средство не является достаточным основанием для его допуска к участию в дорожном движении. Регистрация автотранспортных средств является административным актом, носящим разрешительный характер, и не связана с наличием права собственности.
Таким образом, решение РЭГ ГИБДД МО МВД России «Оричевский» об отказе в осуществлении регистрационных действий в отношении спорного прицепа в полной мере согласуется с положениями приведенных выше нормативных правовых актов, регулирующих порядок регистрационного учета транспортных средств, соответственно, прав и законных интересов административного ответчика не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к РЭГ ГИБДД МО МВД России «Оричевский» о поставке на государственный учёт и выдаче паспорта транспортного средства на прицеп грузовой модели ВМЗ 9.601 к легковым автомобилям заводской помер кузова 069774, шасси 411242 отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Оричевский районный суд.
Судья Васильев С.В.
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2021 года
Решение25.11.2021