ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5593/2021 от 26.11.2021 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0003-01-2021-004982 -11

Дело № 2а-5593/2021 Мотивированное решение изготовлено 26.11.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 12.11.2021

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Капралова В.Р., при секретаре Альгиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Ирины Борисовны к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, заместителю начальника отдела Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Зелениной Светлане Анатольевне о признании незаконным отказа в передаче персонализированных протоколов, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова И.Б. обратилась в суд к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, с требованием о признании незаконным отказа в передаче персонализированных протоколов, возложении обязанности ознакомить.

В обоснование административного иска указано, что является собственником квартиры в жилом многоквартирном доме по адресу ***

20.08.2021 административный истец обратился к ответчику посредством системы ГИС ЖКХ с заявлением о предоставлении копии протоколов голосования собственников многоквартирного дома от 17.03.2021 и 10.07.2021.

Административным ответчиком обращение истца было рассмотрено, 08.09.2021 направлен ответ об отказе в предоставлении подлинников документов, приложив соответствующие копии, где данные жильцов деперсонализированы. В ответе было указано, что Департамент не имеет обязанности по взаимодействию с собственниками, что в протоколе указана квартира инициатора и этих данных достаточно для подачи искового заявления об обжаловании запрашиваемых протоколов голосования.

На основании изложенного, просит признать незаконными действия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, выразившиеся в отказе предоставления персонализированного протокола голосования собственников многоквартирного дома по адресу *** от 17.03.2021 и 10.07.2021.

Возложить обязанность по передаче персонализированных протоколов голосования собственников многоквартирного дома по адресу *** от 17.03.2021 и 10.07.2021 Кузнецовой Ирине Борисовне.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена заместитель начальника отдела Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Зеленина Светлана Анатольевна.

Представитель административного истца Чебурин Н.Е. в судебном заседании требования и доводы административного иска поддержал.

Представитель административных ответчиков по доверенностям Левшина Е.В. против административного иска возражала, предоставив письменный отзыв.

Заслушав представителей административного истца и ответчиков, исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременно два условия: оспариваемые решения, действия (бездействия) незаконными не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Отсутствие любого из них влечет отказ в удовлетворении иска.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 20.08.2021 Кузнецова И.Б., являющаяся собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д.16, кВ.6, обратилась в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлением на предоставление копий протоколов голосования вышеуказанного многоквартирного дома от 17.03.2021 и 10.07.2021.

08.09.2021 в адрес истца поступил по электронной почте ответ, заявителю было сообщено, что обязанность по выдаче копий протоколов, ознакомлению с ними по запросу собственника помещения у Департамента отсутствует, также разъяснено право собственников помещений в многоквартирном доме получить копии протоколов путем направления обращения в ООО УК «ГЭС», посредством обращения к «Реестру сведений о голосовании» в ГИС ЖКХ.

Также предоставлен деперсонализированная копии протоколов общего собрания собственников помещений от 17.03.2021 и 10.07.2021.

Проверяя требования и доводы административного истца, суд приходит к следующему.

Так, в силу части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.

Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, в том числе: требований к использованию и сохранности жилищного фонда; требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (часть 1 статьи 20 ЖК РФ).

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 утверждено «Положение о государственном жилищном надзоре» (действовавшего на момент рассмотрения обращения), в соответствии с пунктами 10, 11 которого органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

В силу части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Разделом 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» утверждены требования к информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Согласно статье 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества (часть 1).

Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (пункт 7 части 3 статьи 143.1 ЖК РФ).

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по ознакомлению собственников помещений в многоквартирном доме с документацией, подтверждающей итоги голосования, а также обязанность раскрытия иной информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации, установлена для органов управления товариществом собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами и организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Таким образом, исходя из положений ч. 1, ч. 1.1 ст. 46, в совокупности с ч. 5.1 ст. 48, ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 3, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 - ФЗ «О персональных данных», п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, п. 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр, суд исходит из того, что действующее законодательство не возлагает на орган государственного жилищного надзора как обязанности по выдаче административному истцу копий протоколов собственников помещений (бюллетеней голосования), содержащих персональные сведения собственников многоквартирного дома, принявших участие в голосовании, так и ознакомления с ними, без их согласия на обработку персональных данных, так как в истребуемых административным истцом копиях протоколов собственников помещений в многоквартирном доме содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве лица, участвующего в голосовании; сведения о документе, подтверждающем его право собственности на помещение в соответствующем многоквартирном доме; а в приложении к протоколу имеется реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества собственников - физических лиц, номеров принадлежащих им помещений и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, то есть сведения, разглашение которых без согласия субъектов этих персональных данных запрещено законом.

В связи с чем, суд, установив отсутствие нормы действующего законодательства, возлагающей на орган государственного жилищного надзора обязанность по предоставлению запрашиваемых документов, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Кроме того в силу п.2 ст. 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным закономтайну.

Таким федеральным законом является Федеральный закон "О персональных данных", согласно ст. 7 которого операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, еслииноене предусмотрено федеральным законом.

Более того, суд не может оставить без внимания следующее.

В силу части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Часть 7 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указывает на недопустимость злоупотребления процессуальными правами и возможность наступления за это неблагоприятных последствий.

Суд усматривает в поведении административного истца злоупотребление процессуальными правами (частью 7 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), поскольку, истребовав подлинники протоколов по проведению голосования от 17.03.2021 и 10.07.2021, суд предложил административному истцу в порядке подготовки к рассмотрению дела, ознакомиться с ними. Между тем, представитель административного истца в судебном заседании заявил об отказе в ознакомлении с представленными документами в ходе рассмотрения дела, ссылаясь на необходимость получения судебного акта, обязывающего административного ответчика предоставить истребованную документацию для последующего его исполнения, что фактически свидетельствует, что целью обращения в суд не является защита жилищных прав административного истца.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).

При вынесении решения суд отмечает, что истец не лишен возможности получить протоколы и ознакомиться с ними путем направления обращения в ООО УК «ГЭС», посредством обращения к «Реестру сведений о голосовании» в ГИС ЖКХ.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Кузнецовой Ирины Борисовны к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, заместителю начальника отдела Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Зелениной Светлане Анатольевне о признании незаконным отказа в передаче персонализированных протоколов, возложении обязанности, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья В.Р. Капралов