ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-559/16 от 10.02.2016 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело №2а-559/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.02.2016 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Соболевой О.О.,

при секретаре Сергеевой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО12, ФИО13 к начальнику Отдела УФМС России по г. Москве по району Головинский, Управлению ФМС России по г. Москве, Управлению ФМС России по Московской области о признании действий (бездействия) незаконным, обязании направить уведомление о снятии с регистрационного учета, понуждении снять с регистрационного учета, взыскании судебных расходов,

с участием административного истца Дворецкого С.А., действующего от себя и как представитель административного соистца Дворецкой З.С., представителя административного ответчика Управления ФМС России по Московской области Савва А.В.,

УСТАНОВИЛ:

Дворецкий С.А., Дворецкая З.С. обратились в суд с административным иском к начальнику Отдела УФМС России по г. Москве по району Головинский о признании действий (бездействия) незаконным, обязании направить уведомление о снятии с регистрационного учета, понуждении снять с регистрационного учета, взыскании судебных расходов. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле на основании ст. 221 КАС РФ в качестве соответчиков привлечены Управление ФМС России по г. Москве и Управление ФМС России по Московской области.

Требования ФИО14 мотивированы тем, что административные истцы являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>. В жилом помещении зарегистрирован по месту жительства несовершеннолетний сын Дворецкого С.А. – Дворецкий Д.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, что влечет для административных истцов дополнительные расходы по оплате жилья и коммунальных услуг. Между тем, несовершеннолетний Дворецкий Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по новому месту жительства – <адрес>. В целях приведения учетных миграционных данных в соответствие с действительностью Дворецкий С.А. обращался в органы миграционного учета г.Москвы – к начальнику Отдела УФМС России по г. Москве по району Головинский, затем в порядке подчиненности – к начальнику УФМС по г.Москве с устными и письменными заявлениями. Согласно полученным ответам уведомление о регистрации Дворецкого Д.С. по новому месту жительства для решения вопроса о снятии с учета по прежнему месту жительства и дубликаты уведомления неоднократно направлялись в Отдел УФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому району. Однако, при обращении в орган учета в г.Сергиев Посад было сообщено, что ни уведомление, ни его дубликаты не поступали. При этом, как пояснил суду Дворецкий С.А., обращаясь в Отдел УФМС России по г. Москве по району Головинский, он просил выдать ему на руки дубликат уведомления для предъявления его в Отдел УФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому району, на что получил отказ. Административные истцы полагают, что начальником Отдела Управления ФМС России по г. Москве по району Головинский допущено неправомерное бездействие, нарушающее их права, просят признать данное бездействие незаконным и обязать начальника Отдела Управления ФМС России по г.Москве по району Головинский представить в Отдел УФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому району дубликат уведомления для снятия с регистрационного учета в г. Сергиев Посад несовершеннолетнего ДворецкогоД.С., а начальника Отдела УФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому району – обязать снять Дворецкого Д.С. с регистрационного учета по адресу: <адрес> Одновременно ставят вопрос о взыскании с административного ответчика начальника Отдела Управления ФМС России по г.Москве по району Головинский судебные расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>

В судебном заседании Дворецкий С.А., также представляющий интересы административного соистца Дворецкой З.С. на основании письменного ходатайства (л.д. 26) в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ (л.д. 26-28), заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.

Представители административных ответчиков – начальника Отдела Управления ФМС России по г. Москве по району Головинский, Управления ФМС России по г. Москве в заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались судебными повестками, направленными по электронной почте (л.д. 44-49). Копию административного искового заявления получили согласно почтовым уведомлениям (л.д. 50-53). Своих возражений относительно требований ФИО15 ко дню заседания не представили. Их явка обязательной судом не признана, в связи с чем, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения присутствующих, суд счел возможным рассматривать административное дело в отсутствие указанных ответчиков и их представителей.

В судебном заседании представитель соответчика, привлеченного судом в порядке ст. 221 КАС РФ, – Управления ФМС по Московской области по доверенности Савва А.В. административный иск ФИО16 в части, предъявленной к органам миграционного учета Московской области, не признал, против его удовлетворения к указанному ответчику возражал. Отрицал наличие бездействия со стороны Отдела УФМС РФ по Московской области по Сергиево-Посадскому району, поскольку указал на не поступление в Отдел необходимых для снятия с регистрационного учета несовершеннолетнего Дворецкого Д.С. документов. Отметил, что действующим в системе органов ФМС регламентом предусмотрена возможность направления документов для снятия выбывшего по прежнему месту жительства гражданина, в том числе, путем их передачи с нарочным по просьбе гражданина, а не только посредством почтовой пересылки. В связи с изложенным, разрешение требований Дворецких к начальнику Отдела Управления ФМС России по г. Москве по району Головинский, Управлению ФМС России по г. Москве о признании незаконными действий (бездействия), понуждении устранить нарушение прав – оставил на усмотрение суда, не выразив по данному поводу мнения.

Заинтересованные лица, заявленные административными истцами, и их представители в заседание не явились, извещались о времени и месте его проведения судебными повестками (л.д. 42-53).

Заслушав явившиеся стороны, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами и добытые судом к заседанию, суд находит административный иск ФИО17 подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выпискам из домовой книги по адресу: <адрес> по месту жительства зарегистрированы Дворецкая З.С., Дворецкий С.А. и несовершеннолетний Дворецкий Д.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 16, 23).

В то же время, согласно копии свидетельства о регистрации по месту жительства несовершеннолетний Дворецкий Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован также по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 15).

Обращения во внесудебном порядке в органы миграционного учета г.Москвы положительного результата не дали (л.д. 7-14). Несмотря на сообщения о принятых мерах, регистрация несовершеннолетнего до настоящего времени в <данные изъяты> сохраняется.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Наличие двойной регистрации по месту жительства несовершеннолетнего Дворецкого Д.С. нарушает права и законные интересы Дворецкой З.С. и Дворецкого С.А., на которых как на совершеннолетних нанимателей жилья ложится бремя по оплате коммунальных услуг, начисляемых исходя из количества проживающих граждан.

С учетом того, что бездействие характеризуется продолжительностью, принимая во внимание, что Дворецкий С.А. принимал меры к досудебному устранению нарушения своих прав, о чем свидетельствуют его обращения в органы миграционного учета г. Москвы с отметкой об их принятии, а также ответы на обращения, последний из которых датирован ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд за защитой нарушенного права административными истцами на день подачи административного иска – ДД.ММ.ГГГГ не пропущен.

Оценивая законность действий (бездействия) органов миграционного учета, суд приходит к следующему.

Согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета.

В нарушение ст. 62, ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ административными ответчиками начальником Отдела Управления ФМС России по г. Москве по району Головинский, Управлением ФМС России по г. Москве ко дню заседания суду не были представлены доказательства, отвечающие требованиям ст. 59-61, 70 КАС РФ, о направлении в орган миграционного учета по Сергиево-Посадскому району уведомления о снятии Дворецкого Д.С. с регистрационного учета по месту жительства.

Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ направленные посредством электронной почты в суд копии листа журнала учета подготовленных несекретных документов, суд приходит к выводу, что они не отвечают требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам, установленным ст.70 КАС РФ. Кроме того, сведения, указанные в журнале, не свидетельствуют именно о направлении документа, не отражают явно содержание направленного документа, принятие его почтовой организацией для пересылки.

В совокупности со сведениями органа миграционного учета по Сергиево-Посадскому району (л.д. 20) о не поступлении документов о снятии с регистрационного учета Дворецкого Д.С. суд находит установленным факт не направления уведомления из Отдела Управления ФМС России по г.Москве по району Головинский.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что начальником Отдела Управления ФМС России по г.Москве по району Головинский как уполномоченным органом допущено неправомерное бездействие, нарушившее права ФИО18.

В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Согласно п. 129 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС от 11.09.2012 года № 288, сотрудники органов регистрационного учета при регистрации граждан по новому месту жительства отрезают от заявлений о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту) заявления о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства (отрывные талоны) с отметкой на оборотной стороне путем проставления штампа о снятии с регистрационного учета и в 3-дневный срок со дня оформления регистрации направляют в органы регистрационного учета по прежнему месту жительства. Максимальный срок выполнения действия – 3 минуты.

При этом заявления о регистрации по месту жительства по форме (приложение к Регламенту) в дела не подшиваются, а ставятся на контроль до получения соответствующих уведомлений о снятии граждан с регистрационного учета по прежнему месту жительства из соответствующих органов регистрационного учета. Максимальное время выполнения действия – <данные изъяты>.

Допускается предварительное направление заявления гражданина о снятии с регистрационного учета по месту жительства посредством факсимильной связи, с последующим направлением его в установленном Регламентом порядке в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства.

По просьбе гражданина ему выдается копия заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства, заверенная подписью начальника органа регистрационного учета и печатью, применяемой для оформления паспортов гражданина Российской Федерации.

Исходя из указанных требований законодательства, суд полагает необходимым в целях устранения нарушения прав ФИО19 обязать начальника Отдела Управления ФМС России по г.Москве по району Головинский в течение трех дней с момента вступления в законную силу настоящего решения выдать Дворецкому С.А. заверенную подписью начальника органа регистрационного учета и печатью, применяемой для оформления паспортов гражданина Российской Федерации, копию заявления (дубликата отрывного талона к заявлению о регистрации по месту жительства по форме №6) о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства несовершеннолетнего Дворецкого Д.С.

В соответствии с п. 33 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок.

Поскольку в заседании не отрицалось не поступление в Отдел УФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому району документов, являющихся основанием к снятию Дворецкого Д.С. с миграционного учета по месту жительства, суд полагает, что неправомерного бездействия указанным органом не допущено. Решение об отказе в снятии с учета данным органом также не принималось, в связи с чем требования к указанному административному ответчику удовлетворению не подлежат как заявленные преждевременно.

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Ст. 103 КАС РФ определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Административные истцы при подаче иска оплатили госпошлину <данные изъяты> (л.д. 5).

Согласно Положению об Управлении ФМС России по г. Москве, утвержденному приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом, имеющим обособленное имущество, закрепленное за ним в установленном порядке, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, самостоятельный баланс, является указанное Управление. Отделы в его составе являются структурными подразделениями и не могут отвечать по материальным требованиям, а потому судебные расходы подлежат взысканию с указанного органа, являющегося одним из административных ответчиков, привлеченных по инициативе суда с учетом характера спора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО20, ФИО21 к начальнику Отдела Управления ФМС России по г. Москве по району Головинский, Управлению ФМС России по г. Москве, Управлению ФМС России по Московской области о признании действий (бездействия) незаконным, обязании направить уведомление о снятии с регистрационного учета, понуждении снять с регистрационного учета, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие начальника Отдела Управления ФМС России по г.Москве по району Головинский по не направлению уведомления в Отдел Управления ФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому муниципальному району о снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ФИО22 по прежнему месту жительства в <данные изъяты> в связи с регистрацией по новому месту жительства в <данные изъяты>

Обязать начальника Отдела Управления ФМС России по г.Москве по району Головинский в течение <данные изъяты> с момента вступления в законную силу настоящего решения выдать ФИО23 заверенную подписью начальника органа регистрационного учета и печатью, применяемой для оформления паспортов гражданина Российской Федерации, копию заявления (дубликата отрывного талона к заявлению о регистрации по месту жительства по форме ) о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства несовершеннолетнего ФИО24

Взыскать с Управления ФМС России по г.Москве в пользу ФИО25 уплаченную им при подаче иска госпошлину в размере <данные изъяты> в счет возмещения судебных расходов.

В удовлетворении требований об обязании начальника Отдела Управления ФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому муниципальному району снять ФИО26 с регистрационного учета по месту жительства отказать.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.02.2016 года.

Судья <данные изъяты> О.О. Соболева