ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-559/18 от 13.09.2018 Казачинского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ дело № 2А-559/18
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2018 года село Казачинское

Казачинский районный суд Красноярского края,

в составе председательствующего судьи Н.И. Белобородовой,

при секретаре Слабинской Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску административного истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным и отмене представления следователя СО МВД России «Казачинский» ФИО1 от 18.06.2018 года,

УСТАНОВИЛ

Административный истец в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене представления следователя СО МВД России «Казачинский» ФИО1 от 18.06.2018 года.

Требования мотивированы тем, что представлением о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона) от 18.06.2018г. (далее - Представление), вынесенным следователем СО МО МВД России «Казачинский» ФИО1, министерству лесного хозяйства Красноярского края предложено принять меры по устранению выявленных недостатков; усилить контроль за соблюдением лесного законодательства РФ; контролировать проведение работниками профилактических бесед с лицами, занимающимися заготовкой древесины; провести обучение специалистов, осуществляющих расчет ущерба, причиненного незаконными рубками лесных насаждений, с разъяснением им действующих методик расчета и нормативных правовых актов. Представление вынесено по результатам расследования уголовного дела по обвинению ФИО2, который находясь в квартале выделах ,35 Галанинского участкового лесничества СХА «Колхоз Казачинский», в ходе заготовки древесины на отведенной лесосеке по договору купли-продажи лесных насаждений, совершил незаконную рубку деревьев породы береза, сосна, лиственница, осина, чем причинил лесному фонду ущерб в размере 285 954 руб. Основанием для выдачи Представления послужил вывод следователя, что «преступление стало возможным из-за недостаточного контроля со стороны лесного хозяйства, которые обязаны контролировать лиц, занимающихся заготовкой древесины». Данное Представление является незаконным и подлежит отмене, поскольку необходимость проведения министерством внеплановой проверки, как мероприятия по контролю за лесопользователем, административным ответчиком в обжалуемом представлении не обоснована, необходимость проведения министерством мероприятий по контролю также административным ответчиком в обжалуемом представлении не обоснована, как установлено материалами уголовного дела, ФИО2 совершил незаконную рубку деревьев в ходе заготовки древесины на отведенной лесосеке по договору купли-продажи лесных насаждений, контроль в отведенной лесосеке производится по окончании срока действия договора купли-продажи лесных насаждений, который заканчивается по вышеуказанному договору в сентябре 2018 года, т.е. после завершения лесосечных работ. В обжалуемом предписании не указаны причины, по которым министерство или КГБУ «Казачинское лесничество» в рамках договорного контроля обязано было проверить лесосеки, на которых осуществлял заготовку древесины ФИО2.

В судебном заседание представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, приведя те же доводы, дополнила, что согласно материалам уголовного дела, 12.04.2018г. лесничим КГБУ «Казачинское лесничество» по факту незаконной рубки ФИО2 было составлено Сообщение о лесонарушении , таким образом, преступление было выявлено сотрудником КГБУ «Казачинское лесничество», что вопреки доводам обжалуемого Представления говорит о должном контроле за лесным фондом, в обжалуемом Представлении не приведены требования закона, которые нарушены Министерством, как и не указаны какие обстоятельства способствовали совершению преступления. Представление является неисполнимым, поскольку вытекающие из него требования являются неопределенными и не устанавливают нарушений требований закона, которые подлежат устранению, а также не содержат указаний на обстоятельства, которые способствовали совершению преступления, обязанность провести обучение специалистов по составлению расчета ущерба ничем не обоснована, из материалов уголовного дела следует. что дополнительный расчет запрошен самим следователем.

Административный ответчик должностное лицо следователь СО МВД России «Казачинский» ФИО1 не явился, о слушании дела извещен надлежаще.

Представитель МО ВМД России «Казачинский» ФИО4, действующая на основании доверенности, в суде административный иск не признала, пояснила, что следователь ФИО1 находится в командировке, представила в суд соответствующий приказ, просила рассмотреть дело в его отсутствие и представила суду письменные возражения, считает, что следователь ФИО1 в ходе предварительного расследования, в порядке части второй ст.73 УПК РФ, в силу которой подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а в соответствии с частью второй ст. 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению прес-

тупления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст.96 Лесного кодекса РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

-предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

-осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

-проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

-пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

-осуществлять проверки соблюдения лесного законодательств и проводить иные мероприятия и работу с целью предотвращения и своевременного выявления нарушений лесного законодательства.

В ходе предварительного следствия по вышеуказанному уголовному следователем было установлено, что данное преступление стало возможным в том числе и из-за недостаточного контроля со стороны работников лесного хозяйства, которые обязаны контролировать лиц, занимающихся заготовкой древесины.

Кроме того, следователем обращено внимание на тот факт, что при отводе в рубку деловой древесины хвойных пород в лесосеке для местного населения, деревья лиственных пород в той же деляне в рубку отведены не были, что вызвало трудности при заготовке и послужило одной из причин совершения преступления, так как обвиняемый ФИО2, полностью признав свою вину в совершении преступлений, в ходе допроса объективно указал, что часть незаконно срубленных им деревьев препятствовали рубке деревьев, отведенных ему в рубку.

После установления вышеуказанных обстоятельств, следователем направлено представление о принятии мер по устранению обстоятельств способствовавших совершению преступления (других нарушений закона) в Министерство лесного хозяйства Красноярского края, представление является законным, обоснованным и не нарушает права и свободы и законные интересы административного истца.

Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, проверив материалы дела, исследовав материалы уголовного дела по обвинению ФИО2 в незаконной рубке деревьев, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда, и полагает административное исковое заявление административного истца о признании представления следователя ФИО1 от 18.06.2018 г. незаконным оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований принимается судом в случае, если суд признает оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч.2 ст.73 УПК РФ обстоятельствами, подлежащими доказыванию являются, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а в соответствии с частью второй ст. 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ).

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положением о министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п, министерство осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Предметом федерального государственного лесного надзора является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами или их уполномоченными представителями требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) установлен Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», а также Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Приказом Минприроды России от 12.04.2016 № 233 (далее - Административный регламент).

В силу п.п.2.3 ч. 2 Положения о министерстве лесного хозяйства, одной из задач министерства является обеспечение соблюдения лесного законодательства. В компетенцию министерства в силу ст.3 входит (п.11) утверждения порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах при осуществлении федерального лесного надзора ( лесной охраны). 3.3. Владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе: выступление продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности края, или права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно с ч.3 ст.96 Лесного кодекса РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета па пребывание в лесах;

осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

(вред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

осуществлять в установленном. порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях; -

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;

привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

(п. 14.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;

(п. 14.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

осуществлять иные предусмотренные федеральными законами нрава, (часть 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ)

Как установил суд и следует из материалов дела, в ходе расследования уголовного дела , следователем СО МО МВД России «Казачинский» ФИО1, установлено, что в период с 15.01.2018 г. по 15.03.2018 года, в дневное время ФИО2, находясь в квартале выделе 34,35 Галанинского участкового лесничества СХА «Колхоз Казачинский» КГБУ «Казачинское лесничество», в ходе заготовки древесины в законно отведенной лесосеке по договору купли-продажи лесных насаждений, совершил незаконную рубку деревьев породы береза в количестве 49 шт., объемом 36,46 куб.м. Ущерб, причиненный гослесфонду РФ действиями ФИО2, исчисленный с учетом действующих такс, составил 145967 рублей, что является крупным размером.

Кроме того, 16.03.2018 года, в дневное время, ФИО2, находясь в квартале выделе 34,35 Галанинского участкового лесничества СХА «Колхоз Казачинский» КГБУ «Казачинское лесничество», в ходе заготовки древесины в законно отведенной лесосеке по договору купли-продажи лесных насаждений, совершил незаконную рубку за границами отведенной лесосеки деревьев породы сосна в количестве 11 шт., объемом 11,43 куб. м, 2 деревьев породы лиственница объемом 5,95 куб. м. Ущерб, причиненный гослесфонду РФ действиями ФИО2, исчисленный с учетом действующих такс, составил 129864 рублей, что является крупным размером.

Кроме того, 11.04.2018 года, в период с 09.00 до 13.00 ч, ФИО2, находясь в квартале выделе 34,35 Галанинского участкового лесничества СХА «Колхоз Казачинский» КГБУ «Казачинское лесничество», в ходе заготовки древесины в законно отведенной лесосеке по договору купли-продажи лесных насаждений, совершил незаконную рубку деревьев породы осина в количестве 13 шт., объемом 12,96 куб. м. Ущерб, причиненный гослесфонду РФ действиями ФИО2, исчисленный с учетом действующих такс, составил 10122 рублей, что является значительным размером.

В представлении следователь ФИО1 пришел к выводу, что преступление стало возможным из-за недостаточного контроля со стороны лесного хозяйства, которые обязаны контролировать лиц, занимающихся заготовкой древесины. Кроме того, следователем обращено внимание на тот факт, что при отводе в рубку деловой древесины хвойных пород в лесосеке для местного населения, деревья лиственных пород в той же деляне в рубку отведены не были, что вызвало трудности при заготовке и послужило одной из причин совершения преступления, так как обвиняемый ФИО2, полностью признав свою вину в совершении преступлений, в ходе допроса объективно указал, что часть незаконно срубленных им деревьев препятствовали рубке деревьев, отведенных ему в рубку.

После установления вышеуказанных обстоятельств, следователь ФИО1 предложил министерству лесного хозяйства Красноярского края принять меры по устранению выявленных недостатков; усилить контроль за соблюдением лесного законодательства РФ; контролировать проведение работниками профилактических бесед с лицами, занимающимися заготовкой древесины; провести обучение специалистов, осуществляющих расчет ущерба, причиненного незаконными рубками лесных насаждений, с разъяснением им действующих методик расчета и нормативных правовых актов, рассмотреть представление в течение месяца и сообщить о принятых мерах.

Недостатки, об устранении которых указывается в предписании, были выявлены в ходе расследования уголовного дела по факту незаконной рубки леса, что не противоречит ч.2 ст. 73 и ч.2 ст. 158 УПК РФ.

Из материалов уголовного дела по обвинению ФИО2 в незаконной рубке деревьев следует, что поводом и основанием для возбуждения уголовного дела послужило заявление руководителя КГБУ «Казачинское лесничество» о совершении незаконной рубки деревьев породы береза, сосна, лиственница, осина, чем причинен лесному фонду ущерб в размере 285 954 рублей ( л.д.22), а также сообщение о лесонарушении и ведомости перечета деревьев (л.д.23-29). Как следует из предоставленных ведомостей перечета, то в них первоначально указаны недостоверные сведения о количестве незаконно срубленных деревьев, первоначально береза-49, осина-13, сосна- 11, ( л.д.23) в дальнейшем, соответственно: 50,15,10 (л.д.24), л.д.(25) указано два дерева лиственницы, в связи с чем, следователем, после проверки лесосек 13.04.2018 г. сделан запрос руководителю лесничества, в котором указано, что в ходе осмотра установлена незаконная рубка деревьев береза-49, осина-13, сосна- 11, 2- лиственниц и следователем направлено письмо в КГБУ «Казачинское лесничество» и предложено произвести достоверный расчет суммы ущерба (л.д.59). Расчет материального ущерба заявителем был выполнен повторно и уточнена сумма причиненного материального ущерба в размере 285 954 рубля ( л.д.62), который и был вменен ФИО2 по приговору Казачинского суда от 06.08.2018 г.

Таким образом, первоначально количество незаконно заготовленной древесины работниками лесничества было установлено недостоверно, также недостоверно первоначально была установлена и сумма материального ущерба, в связи с чем, следователь вынес постановление о принятии уточненного расчета ущерба как доказательства по уголовному делу (л.д. 66), а в представлении сослался на установление такого факта и просил принять меры по обучению специалистов по определению расчета ущерба.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что предложение административного ответчика усилить контроль за соблюдением лесного законодательства РФ, контролировать проведение работниками профилактических бесед с лицами, занимающимися заготовкой древесины; провести обучение специалистов, осуществляющих расчет ущерба, причиненного незаконными рубками лесных насаждений, с разъяснением им действующих методик расчета и нормативных правовых актов, не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку не противоречит задачам и целям его деятельности и осуществляемым контрольным функциям, приведенным в Положении о министерстве лесного хозяйства, а также и полномочиям, предусмотренным ч.3 ст.96 Лесного кодекса РФ, согласно которой должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

-предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

-осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

- осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы и принимать иные профилактические меры.

Доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении (л.д.7) о том, что следователем на министерство возложена необходимость проведения внеплановой проверки, как мероприятия по контролю за лесопользователями, ничем не обоснованы, в тексте представления следователя ФИО1 от 18.06.2018 г. такого предложения нет.

Доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении (л.д.8) о том, что ФИО2 совершил незаконную рубку деревьев в ходе заготовки древесины, на отведенной лесосеке, также не обоснованны, поскольку приговором Казачинского районного суда от 06.08.2018 г. установлено, что ФИО2 16.03.2018 года, в дневное время, находясь в квартале выделе 34,35 Галанинского участкового лесничества СХА «Колхоз Казачинский» КГБУ «Казачинское лесничество», в ходе заготовки древесины в законно отведенной лесосеке по договору купли-продажи лесных насаждений, совершил незаконную рубку за границами отведенной лесосеки деревьев породы сосна в количестве 11 шт., объемом 11,43 куб. м, 2 деревьев породы лиственница объемом 5,95 куб. м. Ущерб, причиненный гослесфонду РФ действиями ФИО2, исчисленный с учетом действующих такс, составил 129864 рублей, что является крупным размером. Данное преступление стало возможным из-за недостаточного контроля должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, являющихся государственными лесными инспекторами или лесничими, которые в течение нескольких месяцев не могли обнаружить незаконную рубку деревьев, произведенную ФИО2 за пределами отведенной лесосеки. Данное преступление было выявлено работниками лесничества только 12 апреля 2018 г. (л.д.22-23).

Доводы административного истца, о том, что представление является неисполнимым, поскольку вытекающие из него требования являются неопределенными и не устанавливают нарушений требований закона, которые подлежат устранению, а также не содержат указаний на обстоятельства, которые способствовали совершению преступления, являются необоснованными.

Оспариваемое административным истцом в данном случае представление было вынесено уполномоченным лицом. Представление следователя основано на действующем уголовно-процессуальном законодательстве, внесено в пределах его полномочий, представление не возлагает на министерство выполнение действий, выходящих за пределы их служебных обязанностей, поскольку лишь предлагает провести профилактическую работу с целью предотвращения и своевременного выявления нарушений лесного законодательства и соблюдения норм Федерального закона от 18.07.2011 года N 242-ФЗ.

Изложенные в пунктах 2,3,4 Представления следователя предложения не нарушают прав административного ответчика, и не выходят за рамки возложенных на министерство лесного хозяйства задач.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление следователя СО МО МВД России «Казачинский» ФИО1 от 18.06.2018 г. , является законными и обоснованным, было внесено должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется, и суд полагает отказать административному истцу в удовлетворении искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-176, ч.2 ст. 227 КАС РФ,

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований административного истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным и отмене представления следователя СО МВД России «Казачинский» ФИО1 от 18.06.2018 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края.

Мотивированное решение вынесено 13 сентября 2018 г.

Судья Н.И. Белобородова