ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-55/19 от 03.07.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-55/2019

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Ёна А.О.,

при участии представителя Гриценюка Артёма Игоревича Гриценюка И.Ю., представителя Евпаторийского городского совета Шейхислямовой С.Р., представителя ООО «Евпаторийское Ремонтно-транспортное предприятие» Потапова П.Г., представителя Администрации г. Евпатории Республики Крым Фоломеевой А.Н., Степановой М.В., представителя Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым ЧерлецкойК.И., прокурора прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гриценюка Артёма Игоревича к Евпаторийскому городскому совету, заинтересованные лица Администрация г. Евпатории Республики Крым, Отдел архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Евпаторийское Ремонтно-транспортное предприятие», Степанова М.В., Общество с ограниченной ответственностью «ЮГ-ИНВЕСТ ТОРГ» о признании нормативного правового акта недействительным в части, выслушав объяснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Евпаторийским городским советом Республики Крым на 81 сессии 1 созыва 02 ноября 2018 года принято решение №1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория», в соответствии с пунктом 1 которого утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Евпатория ( далее Генеральный план).

Гриценюк Артём Игоревич ( далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил:

- признать решение Евпаторийского городского совета № 1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория» от 02.11.2018 года не действующим со дня его принятия в части установления и отображения в прилагаемом к решению Генеральном плане муниципального образования городской округ Евпатория в разделе «Утверждаемая часть» ГП-3: «Евпатория Генеральный план городского округа Евпатория Республика Крым. Карта функциональных зон, с указанием планируемых к размещению в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и месторасположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, проектный план.» функциональной зоны - зона рекреационного назначения: подзона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования в отношении земельного участка общей площадью 20181 кв.м, кадастровый номер по адресу: <адрес>, с функциональной зоной ранее установленной проектом Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория – жилая зона: подзона смешанной многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки;

- признать решение Евпаторийского городского совета № 1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория» от 02.11.2018 года не действующим в части установления и отображения в прилагаемом к решению Генеральном плане муниципального образования городской округ Евпатория в разделе «Утверждаемая часть» ГП-3: «Евпатория Генеральный план городского округа Евпатория Республика Крым. Карта функциональных зон, с указанием планируемых к размещению в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и месторасположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, проектный план.» функциональной зоны - жилая зона: подзона малоэтажной многоквартирной жилой застройки земельного участка площадью 4,3 га, по ул. Латышева, 10, пгт.Заозерное;

- признать решение Евпаторийского городского совета № 1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория» от 02.11.2018 года не действующим в части установления и отображения в прилагаемом к решению Генеральном плане муниципального образования городской округ Евпатория в разделе «Утверждаемая часть» ГП-3: «Евпатория Генеральный план городского округа Евпатория Республика Крым. Карта функциональных зон, с указанием планируемых к размещению в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и месторасположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, проектный план» функциональной зоны - жилая зона: подзона среднеэтажной жилой застройки, земельного участка с кадастровым номером , по <адрес>.

Определениями от 27 марта 2019 года, 24 апреля 2019 года и от 15 мая 2019года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация г. Евпатории Республики Крым (далее Администрация), Отдел архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым (далее Отдел), Общество с ограниченной ответственностью «Евпаторийское Ремонтно-транспортное предприятие» (ООО ЕРТП), Степанова М.В., Общество с ограниченной ответственностью «ЮГ-ИНВЕСТ ТОРГ» ( далее ООО «Юг-ИНВЕСТ ТОРГ»).

В судебном заседании, которое состоялось 15 мая 2019 года, представитель истца представил уточненное административное исковое заявление, согласно которому просит:

- признать решение Евпаторийского городского совета № 1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория» от 02.11.2018года не действующим со дня принятия в части установления и отображения в прилагаемом к решению Генеральном плане муниципального образования городской округ Евпатория в разделе «Утверждаемая часть» ГП-3: «Евпатория Генеральный план городского округа Евпатория Республика Крым. Карта функциональных зон, с указанием планируемых к размещению в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и месторасположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, проектный план.» функциональной зоны – зона рекреационного назначения: подзона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования в отношении земельного участка общей площадью 20181 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, с функциональной зоной ранее установленной проектом Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория –жилая зона: подзона смешанной многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки;

- признать решение Евпаторийского городского совета № 1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория» от 02.11.2018 года не действующим в части установления и отображения в прилагаемом к решению Генеральном плане муниципального образования городской округ Евпатория в разделе «Утверждаемая часть» ГП-3: «Евпатория Генеральный план городского округа Евпатория Республика Крым. Карта функциональных зон, с указанием планируемых к размещению в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и месторасположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, проектный план.» функциональной зоны - жилая зона: подзона малоэтажной многоквартирной жилой застройки земельного участка площадью 4,3 га, по <адрес>, пгт. Заозерное;

- признать решение Евпаторийского городского совета № 1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория» от 02.11.2018 года не действующим в части установления и отображения в прилагаемом к решению Генеральном плане муниципального образования городской округ Евпатория в разделе «Утверждаемая часть» ГП-3: «Евпатория Генеральный план городского округа Евпатория Республика Крым. Карта функциональных зон, с указанием планируемых к размещению в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и месторасположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, проектный план.» функциональной зоны - жилая зона: подзона среднеэтажной жилой застройки, земельного участка с кадастровым номером , по <адрес>.

В судебном заседании 03 июля 2019 года истец настаивал на удовлетворении заявленных требований ( с учетом ходатайств ). Представители Совета, Администрации, Отдела возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в представленных ранее письменных возражениях и пояснениях. Представитель ООО ЕРТП полагал, что заявленные требования являются обоснованными. Степанова М.В. возражала против удовлетворения заявленных требований. ООО «Юг-ИНВЕСТ ТОРГ» явку своего представителя не обеспечило, о дне и времени проведения судебного заседания было извещено надлежащим образом, 28 июня 2019 года поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Верховный Суд Республики Крым, изучив ходатайство ООО «Юг-ИНВЕСТ ТОРГ», руководствуясь статьями 150,151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил возможным рассмотреть дело с участием представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание.

Прокурор в судебном заседании 03 июля 2019 года представил заключение, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Советом на пленарном заседании внеочередной 81 сессии 1 созыва 02 ноября 2018 года принято решение №1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория» (далее Решение № 1-81/1), в соответствии с пунктом 1 которого утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Евпатория ( далее Генеральный план). Администрация города Евпатория Республики Крым определена органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория, ответственным за сохранность и использование Генерального плана, на который возложена обязанность обеспечить его размещение, а также размещения материалов по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования ( пункты 2,3).

Решение № 1-81/1 было опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №46(19342) от 23 ноября 2018 года, размещено на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория (htth://admin.my-evp.ru).

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что он, являясь жителем города Евпатория, имеет право осуществлять местное самоуправление посредством участия в разрешении вопросов местного значения, в том числе касающихся градостроительной деятельности, в формах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

В соответствии с нормами Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 1); граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; установленные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абзац первый части 1, часть 3 статьи 3).

В Постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, с целью создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, и, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочий реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) подготовка и утверждение генеральных планов и планов землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что истец является субъектом отношений, регулируемых Решением №1-81/1.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 29-34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Истец, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что Советом при принятии решения №1-81/1 были нарушены положения Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соблюдения установленной процедуры проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана, что привело к нарушению его прав.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).

Как указано выше, в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 8 и частью 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение генерального плана городского округа, относится к полномочиям органов местного самоуправлению по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план городского округа утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно части 5 статьи 28 Закона №131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Часть 1 статьи 5.1 ГрК РФ устанавливает, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками публичных слушаний по проектам, в том числе, генеральных планов являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).

Процедуры проведения публичных слушаний оговорена в части 5 статьи5.1ГрКРФ и включает в себя этапы оповещения об их начале, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, проведения собрания или собраний участников публичных слушаний, подготовки и оформления протокола публичных слушаний, подготовки и опубликования заключения о результатах публичных слушаний.

В соответствии с частями 10 и 11 статьи 5.1 ГрКРФ участники публичных слушаний, прошедшие идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний, в письменной форме в адрес их организатора, а также посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, которые подлежат регистрации и обязательному рассмотрению организатором публичных слушаний.

Частью 18 статьи 5.1 ГрКРФ предусмотрено, что организатор публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются, в том числе, все предложения и замечания их участников.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний, в котором указываются, содержание внесенных предложений и замечаний их с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний ( части 21, 22 статьи 5.1 ГрКРФ)

В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в том числе, порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 28 ГрК РФ ( в редакции, действовавшей на момент принятия решения № 1-81/1)в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, в обязательном порядке проводятся публичные слушания с участием жителей поселений, городских округов (публичные слушания). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ( часть 7 статьи 28ГрКРФ, в редакции, действовавшей на момент принятия решения № 1-81/1).

На 24 сессии 1 созыва Советом 21 августа 2015 года было принято решение №1-24/32, которым утверждено Положение о составе и порядке подготовки документов территориального планирования муниципального образования городской округ Евпатория, порядке подготовки изменений и внесения их в такой документ (далее Положение №1-24/32),которое устанавливает требования к составу, порядку подготовки и внесения изменений в документы территориального планирования муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

В разделе 2 Положения №1-24/32 оговорены состав и содержание генерального плана городского округа. В разделе 3 Положения №1-24/32 указан порядок подготовки генерального плана, пункт 3.2 которого ( с учетом изменений внесенных решением 76 сессии 1 созыва № 1-76/5 от 29 июня 2018 года) предусматривает, что он включает в себя, в том числе, рассмотрение проекта генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на публичных слушаниях, общественных обсуждениях, проводимых в соответствии со статьями 5.1, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, после которых Глава администрации города Евпатории Республики Крым с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория и о направлении его на доработку, а также подготовку отделом архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым проекта нормативного правового акта об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждение Евпаторийским городским советом Республики Крым генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория.

Советом на 61 сессии 1 созыва 25 августа 2017 года было принято решение №1-61/6, которым утверждено Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании – городской округ Евпатория Республики Крым (далее Положение № 1-61/6), которое устанавливает порядок организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании городской округ Евпатория Республики Крым.

Согласно статьи 2 Положения №1-61/6 основными целями организации и проведения публичных слушаний является, в том числе, обсуждение проектов муниципальных правовых актов с участием населения муниципального образования, выявление и учет общественного мнения и мнения экспертов по выносимому на публичные слушания вопросу местного значения. При этом подготовка, проведение и установление результатов публичных слушаний осуществляются на основании принципов открытости, гласности, добровольности, независимости экспертов.

В соответствии со статьей 4 Положения №1-16/6 на публичные слушания должен выноситься проект генерального плана города.

Согласно статьи 13 Положения №1-16/6 подготовка и проведение публичных слушаний осуществляются уполномоченным органом, который определяется Евпаторийским городским советом или председателем городского совета по предложению председателя городского совета, депутатов городского совета, главы администрации города, обеспечивает, в том числе, оповещение жителей города о времени и месте проведения слушаний; возможность ознакомления жителей города с проектом муниципального правового акта, выносимого на слушания, определяет порядок и сроки приема предложений и замечаний к проекту муниципального правового акта, вынесенному на слушания, организует и обеспечивает проведение собрания, готовит протокол слушаний, готовит и утверждает заключение о результатах слушаний, обеспечивает опубликование заключения о результатах слушаний.

Советом на 72 сессии 1 созыва 06 апреля 2018 года было принято решение № 1-72/8, которым утверждено Положение о проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым ( далее Положение № 1-72/8), согласно пункту1.5 которого организация и проведение публичных слушаний осуществляется Уполномоченным органом (комиссией по проведению публичных слушаний, определенной правовым актом о назначении слушаний), которая определяется Евпаторийским городским советом или Главой муниципального образования – председателем городского совета по предложению депутатов городского совета, главы администрации города Евпатории, Главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета, и обеспечивает, в том числе, возможность ознакомления жителей города с проектом муниципального правового акта, выносимого на слушания, готовит протокол публичных слушаний, утверждает заключение о результатах публичных слушаний.

В соответствии с пунктом 2.1 Положение № 1-72/8 публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Пункт 5.3 Положения № 1-72/8 предусматривает, что предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором публичных слушаний.

Согласно пункту 5.10 Положения №1-72/8 организатор публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол публичных слушаний, в котором указываются, в том числе все предложения и замечания участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний.

Материалы дела свидетельствуют о том, что постановлением Главы муниципального образования - председателя Евпаторийского городского совета от 09 июня 2018 года № 25 « О назначении публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» были назначены публичные слушания по проекту Генерального плана, утвержден график проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана, создана комиссия по проведению публичных слушаний и утвержден ее состав, установлены порядок осуществления подготовки публичных слушаний, порядок учета предложений и замечаний граждан по вынесенному на публичные слушания проекту Генерального плана, который предполагал возможность представления предложений и замечаний заинтересованными лицами в комиссию по проведению публичных слушаний в письменной форме в рабочие дни с 9.00 до 13.00, с 14.00до 17.00 до 13 июля включительно в Отдел.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что публичные слушания были проведены в каждом населенном пункте городского округа Евпатория Республики Крым в период с 23 июля 2018 года по 26 июля 2018 года в соответствии с Положением №1-72/8.

По результатам проведения публичных слушаний составлены протоколы публичных слушаний № 2 от 23 июля 2018 года, №3 от 24 июля 2018 года, №4 от 26 июля 2018 года, №5 от 26 июля 2018 года.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что согласно указанным выше требованиям ГрК РФ, Положения №1-16/6 и Положения №1-72/8 информация о проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана была опубликована в газете « Евпаторийская здравница» №14 ( 191319) от 14 июня 2018 года, 18 июня 2018 года размещена на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (htth://admin.my-evp.ru).

Материалы дела свидетельствуют о том, что согласно проекту Генерального плана предполагалось установить функциональную зону рекреационного назначения, подзона объектов санаторно-курортного назначения, в которой находится земельный участок площадью 4,3 га, расположенный по адресу: пгт. Заозерное, <адрес>, а земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу : <адрес>, предлагалось отнести к функциональной зоне общественно-деловой, подзона объектов туристическо-рекреационного назначения, земельный участок общей площадью 20181 кв.м, кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, - к жилой зоне, подзона смешанной многоэтажной и среднеэтажной застройки.

В материалах дела имеется протокол № 5 проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана, которые состоялись 26 июля 2018 года, в котором отражены рекомендации по предложениям, поступившим к проекту Генерального плана, обсуждение которых имело место при проведении публичных слушаний.

В указанном протоколе зафиксированы решения, принятые при проведении 26 июля 2018 года публичных слушаний по проекту Генерального плана, в том числе, по земельному участку площадью 4,3 га, расположенному по адресу: пгт.Заозерное, <адрес>, по которому принято решение о целесообразности включения в Генеральный план предложения об отнесении его к зоне малоэтажной многоквартирной жилой застройки, по земельному участку с кадастровым номером расположенному по адресу : <адрес> – к функциональной зоне «жилая зона», к подзоне среднеэтажной жилой застройки, а также земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, -к функциональной зоне общего пользования, к подзоне для устройства парков и скверов.

В материалах дела имеется видеозапись публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана, состоявшихся 26 июля 2018 года, при проведении которых был оформлен протоколом №5.

При изучении указанной видеозаписи Верховным Судом Республики Крым установлено, что на обсуждение участников публичных слушаний ставился вопрос о внесении изменений в проект Генерального плана, в том числе, по земельному участку площадью 4,3 га, расположенному по адресу: пгт. Заозерное, <адрес>, земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу : <адрес>, земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес> ( территория бывшего предприятия по ремонту сельхозтехники). При этом до сведения участников публичных слушаний было доведено, что предложения об изменении функциональных зон, к которым предлагалось отнести земельные участки площадью 4,3 га, расположенного по адресу: пгт. Заозерное, <адрес>, и с кадастровым номером расположенного по адресу : <адрес>, поступили от землепользователей, соответственно, от ООО«ЮГ-ИНВЕСТ ТОРГ» и Степановой М.В., а по изменению функционального зонирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ( территория бывшего предприятия по ремонту сельхозтехники) – от Администрации.

Указанная видеозапись подтверждает, что все изменения проекта Генерального плана, отраженные в протоколе № 5 публичных слушаний от 26 июля 2018 года, обсуждались с участниками, по ним приняты решения о целесообразности (нецелесообразности) их включения в Генеральный план.

На основании протоколов публичных слушаний 31 июля 2018 года уполномоченным органом - комиссией по проведению публичных слушаний, созданной во исполнение постановления Главы муниципального образования - председателя Евпаторийского городского совета от 09 июня 2018 года № 25, было подготовлено Заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана, в которое включены все рекомендации по предложениям, поступившим к проекту Генерального плана, которые обсуждались в ходе проведения публичных слушаний, в том числе, по земельному участку площадью 4,3 га, расположенному по адресу: пгт. Заозерное, <адрес>, а также земельному участку с кадастровым номером расположенному по адресу : <адрес>, земельному участку общей площадью 20181 кв.м с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес> ( территория бывшего предприятия по ремонту сельхозтехники), в соответствии с которым принято решение считать состоявшимися публичные слушания по проекту Генерального плана рекомендовать к утверждению Генеральный план. Указанное заключение размещено 03 августа 2018 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (htth://admin.my-evp.ru).

Материалы дела свидетельствуют о том, что согласно Генерального плана, утвержденного решением № 1-81/1, земельный участок площадью 4,3 га, расположенный по адресу: пгт. Заозерное, <адрес>, находится в жилой зоне, подзона индивидуальная и малоэтажная многоквартирная жилая застройка, земельный участок с кадастровым номером 90:18:010110:6, расположенный по адресу : <адрес>, находится в жилой зоне, подзона малоэтажной многоквартирной жилой застройки, земельный участок общей площадью 20181 кв.м, с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенный по адресу: <адрес>, находится в зоне рекреационного назначения, подзона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования.

В материалы дела представлены копии заявлений ООО«ЮГ-ИНВЕСТ ТОРГ» и Степановой М.В. от 08 июня 2018года и от 03 мая 2018 года соответственно об изменении функционального зонирования территорий, на которых расположены переданные им в пользование земельные участки.

Изучив указанные выше документы, дав оценку обстоятельствам дела, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что материалами дела опровергаются утверждения истца о нарушении, установленной ГрКРФ, Положением №1-16/6, Положением №1-72/8, процедуры внесения замечаний (предложений) к проекту Генерального плана по функциональному зонированию территорий, на которых расположены земельный участок площадью 4,3 га, находящийся по адресу : пгт. Заозерное, <адрес>, земельный участок с кадастровым номером находящийся по адресу : <адрес>, земельный участок общей площадью 20181 кв.м с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, обсуждению этих предложений на публичных слушаниях, принятию по ним решения, внесению изменений в проект Генерального плана, направленный на утверждение Совета.

Администрацией, Отделом представлены пояснения, согласно которым изменение функционального зонирования территории, на которой расположен земельный участок общей площадью 20181 кв.м, с кадастровым номером , находящийся по адресу : <адрес>, было осуществлено по предложению Администрации по причине наличия дефицита территорий общего пользования в пределах жилого квартала, ограниченного <адрес>.

Кроме того, Отделом представлены доказательства того, что по адресу : <адрес> в пределах кадастрового квартала находятся семь земельных участков, функциональное зонирование данной территории муниципального образования, соответствии с которым установлено размещение двух функциональных зон - жилой зона (подзона смешанной многоэтажной и среднеэтажной застройки) и зоны рекреационного назначения (подзона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования), было отражено в проекте Генерального плана, направленном в адрес Совета после проведения публичных слушаний, исправления неточностей, допущенных разработчиком в ходе его подготовки в части отражения конфигурации и границ существующих объектов.

Администрация направила в адрес Совета письмо №2778/02-29 от 04 сентября 2019 года о включении в повестку сессии Евпаторийского городского совета в сентябре 2018 года вопрос об утверждении Генерального плана.

В материалах дела имеется копия протокола заседания комитета по вопросам имущественных и земельных отношений, градостроительства, архитектуры, экологии и природных ресурсов Совета № 64, состоявшегося 25 сентября 2018 года, на котором принято решение о согласовании проекта решения Совета об утверждении Генерального плана и передачи его на рассмотрение на заседании очередной 79 сессии.

В ходе рассмотрения дела Верховным Судом Республики Крым установлено, что в адрес Совета 26 сентября 2018 года поступило определение Евпаторийского городского суда от 20 сентября 2018 года, которым в качестве мер предварительной защиты было запрещено Совету принимать решение об утверждении Генерального плана. Это определение 29 октября 2018 года было отменено апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Крым. Указанное апелляционное определение было получено Советом 31 октября 2018 года.

Исполняющим обязанности председателя Евпаторийского городского совета Кутневым С.А. 31 октября 2018года было принято Распоряжение № 02-10/30 «О созыве внеочередной 81 сессии Евпаторийского городского совета I созыва», согласно которому созывалась 81 сессия Евпаторийского городского совета ( пункт 1), пленарное заседание внеочередной 81 сессия Евпаторийского городского совета назначено проведением 02 ноября 2018 года в 10-00 в зале заседаний Совета (пункт 2).

На внеочередной 81 сессия 1 созыва Евпаторийского городского совета от 02 ноября 2018года было принято Решение № 1-81/1.

В материалах дела имеется протокол пленарного заседания внеочередной 81 сессия 1 созыва Евпаторийского городского совета от 02 ноября 2018года, согласно которому на пленарном заседании присутствовало 15 депутатов из установленной численности 28 депутатов. За принятие Генерального плана проголосовало 15 депутатов.

Решение № 1-81/1 было опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №46(19342) от 23 ноября 2018 года, размещено на официальном сайте Правительства Республики Крым - htth://rk.gov.ru в разделе : муниципальные образования, подраздел – Евпатория, а также на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым htth://admin.my-evp.ru.

Представленные Советом, Администрацией, Отделом документы свидетельствуют о том, что при реализации первым дискреционных полномочий, предусмотренных ГрК РФ, Законом № 131-ФЗ, в соответствии с процедурой, определенной в том числе Положением №1-16/1 и Положением № 1-72/8, с целью обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания жителей муниципального образования г.Евпатория Республики Крым, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий, а также для согласования государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности, органами местного самоуправления этого муниципального образования Республики Крым, с соблюдением принципа гласности и открытости были созданы необходимые условия обеспечения участия в обсуждении вопросов развития территории наиболее широких слоёв населения муниципального образования для выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, предоставлена возможность участвовать в их обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям для выработки рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки принимаемого правового акта.

Материалами дела опровергаются утверждения истца о нарушении Администрацией порядка подготовки Генерального плана, установленного Положением№ 1-24/32 ( с учетом изменений пункта 3.2 от 29 июня 2018 года).

Ни ГрК РФ, ни указанные выше подзаконные акта, регулирующие градостроительную деятельность на территории города Евпатория, принятые Советом, не устанавливают обязательность повторного размещения проекта генерального плана муниципального образования после одобрения в ходе публичных слушаний поступивших замечаний (предложений) до момента его направления в представительный орган местного самоуправления для его рассмотрения и принятия решения об его утверждении (отклонении).

Как указано выше, территориальное планирование направлено на определение в его документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено прежде всего на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и других обстоятельств, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 ГрК РФ.

Материалы дела не содержат доказательств того, что Администрация, представляя на публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана, состоявшихся 26 июля 2018 года, предложение об изменении функционального зонирования земельного участка площадью 20181 кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> ( территория бывшего предприятия по ремонту сельхозтехники), преследовала цели, отличные от обеспечения благоприятных условий жизни населения муниципального образования, устойчивого развития территорий, а её действия не были направлены на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения данной территории для формирования наиболее благоприятной среды жизнедеятельности.

Доводы административного искового заявления о необходимости применения комиссией по проведению публичных слушаний, созданной согласно Постановлению главы муниципального образования - председателя Евпаторийского городского совета № 25 от 09 июня 2018 года, положений Регламента Евпаторийского городского совета, утвержденного решением Советом на 43 сессии 1 созыва Совета № 1-43/1 от 23 сентября 2016 года, при обсуждении предложений ( замечаний), поступивших к проекту Генерального плана, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная комиссия не является структурой этого органа местного самоуправления.

Изложенные в пояснениях истца сведения о наличии, по его мнению, нарушений порядка переоформления договора аренды земельного участка площадью 4,3 га, находящегося по адресу : <адрес>, не являются в соответствии со статьями 59,60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами нарушения процедуры проведения публичных слушаний проекта Генерального плана, установленной ГрК РФ, Положением № 1-61/6, Положением №1-72/8, Положением№ 1-24/32 ( с учетом изменений пункта 3.2 от 29 июня 2018 года).

В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 214,215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

Р Е Ш И Л :

отказать в удовлетворении административного искового заявления Гриценюка Артёма Игоревича к Евпаторийскому городскому совету, заинтересованные лица Администрация г. Евпатории Республики Крым, Отдел архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Евпаторийское Ремонтно-транспортное предприятие», Степанова М.В., Общество с ограниченной ответственностью «ЮГ-ИНВЕСТ ТОРГ».

В окончательной форме решение принято 08 июля 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>