ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-55/2018 от 29.03.2018 Нюксенского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2А-55/2018

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена 28 марта 2018 года.

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2018 года.

28 марта 2018 года с. Нюксеница

Нюксенский районный суд Вологодской области в составе судьи Согриной Е.В.,

при секретаре Кормановской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Газпром трансгаз Ухта» к Управлению Росприроднадзора по Вологодской области о признании незаконным предписания № 111-04 от 04 декабря 2017 года,

у с т а н о в и л:

ООО «Газпром трансгаз Ухта» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росприроднадзора в Вологодской области о признании незаконным предписания, вынесенного по результатам плановой выездной проверки. Выражая несогласие с предписанием, ООО «Газпром трансгаз Ухта» указало, что разработка и согласование плана снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты осуществляется водопользователями только при необходимости установления лимитов на сбросы в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов. Во время проведения проверки и по настоящее время нормативы допустимых сбросов ООО «Газпром трансгаз Ухта» в зоне деятельности Нюксенского ЛПУМГ по выпуску в ручей <данные изъяты> отсутствуют, не утверждены, в связи с чем основания для вынесения предписания не имелось. Место нахождения ООО «Газпром трансгаз Ухта», указанное в предписании, не соответствует фактическому.

Представитель административного истца по доверенности Попов С.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, показал, что план снижения сбросов загрязняющих веществ разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов, которые в ООО «Газпром трансгаз Ухта» не разработаны и не утверждены в установленном порядке. Отсутствие утвержденных нормативов допустимых сбросов является основанием для отказа в согласовании плана снижения сбросов загрязняющих веществ. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих в период проведения мероприятий по охране окружающей среды. Установление лимитов допускается при наличии планов снижения выбросов и сбросов, при этом согласование планов невозможно из-за отсутствия утвержденных нормативов допустимых сбросов. При выдаче предписания Управление Росприроднадзора в Вологодской области о разработке и согласовании плана снижения сбросов предвидят наступление негативных последствий в виде превышения нормативов допустимых сбросов.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление заместитель руководителя Т.А. Зелинская указала, что предписание вынесено законно и обоснованно. Нормативы допустимых сбросов устанавливаются исходя из нормативов качества окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. При проведении плановой проверки было установлено, что ООО «Газпром трансгаз Ухта» осуществляет сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций, установленных для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение. Данный факт свидетельствует о невозможности соблюдения обществом нормативов качества окружающей среды. Обществу было предписано разработать и согласовать план снижения сбросов после утверждения нормативов допустимых сбросов.

Свидетель Ш.М.Н. в судебном заседании показала, что по результатам проверки было вынесено шесть предписаний, в том числе за отсутствие нормативов допустимых сбросов, установлен срок для выполнения до 16 июля 2018 года. План мероприятий по снижению сбросов разработать не могут, поскольку необходимо утвердить нормативы допустимых сбросов. План снижения сбросов необходимо разрабатывать и согласовывать в случае несоблюдения нормативов допустимых сбросов. Кроме того, полагала, что Роспотребнадзор заранее пришел к выводу, что нормативы допустимых сбросов предприятие не будет соблюдать. Считает, что для проверки соблюдения нормативов будет необходимо проводить лабораторные исследования, предприятие принимает все возможные меры к тому, чтобы не нарушать экологию.

Заслушав представителя административного истца, свидетеля, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области в период с 7 ноября по 4 декабря 2017 года проводилась плановая выездная проверка в отношении ООО «Газпром трансгаз Ухта» с целью установления соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Государственным инспектором в области охраны окружающей среды Вологодской области Пахолковой У.Н. 4 декабря 2017 года в адрес ООО «Газпром трансгаз Ухта» вынесено предписание разработать и согласовать в установленном порядке план снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов через выпуск ООО «Газпром трансгаз Ухта» в водный объект <данные изъяты> в срок до 01 октября 2018 года, основанием предписания указаны ст. 35 ч. 4, ст. 56 ч. 6 Водного Кодекса РФ, ст. 23 п. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».

ООО «Газпром трансгаз Ухта» оспаривает выданное предписание, указывая на отсутствие утвержденных нормативов допустимых сбросов, без которых невозможно согласование плана снижения сбросов загрязняющих веществ и установление лимитов на выбросы и сбросы. При выдаче предписания невозможность соблюдения нормативов допустимых сбросов предполагалась, следовательно, требование о разработке и согласовании плана снижения сбросов загрязняющих веществ незаконно.

В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 45 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора" предусмотрено, что в случае выявления в результате планового мероприятия по надзору нарушений обязательных требований должностные лица Росприроднадзора (его территориального органа) выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Пунктом 4 Статьи 35 Водного кодекса РФ предусмотрено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды" при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Таким образом, установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ № 317 от 10.04.2013г. утверждено Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее по тексту – Положение), пунктом 2 которого установлено, что план разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы) для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее соответственно - лимиты на сбросы, сбросы) при условии наличия утвержденных для объектов централизованных систем водоотведения и объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - абоненты), нормативов допустимых сбросов.

План разрабатывается организациями, осуществляющими водоотведение (далее - организации), а также абонентами в целях поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы (пункт 3 Положения).

Согласно п. 7 Положения организации утверждают план по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения, городского округа и территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

На основании п. 8 Положения организации и абоненты (далее - заявители) представляют в органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, по месту расположения водного объекта, куда осуществляется сброс сточных вод: а) заявление о согласовании плана; б) план (с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов по каждому веществу, по которому планируется установление лимита на сбросы) по форме согласно приложению N 1; отчет о ходе выполнения ранее согласованного плана - в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы, по форме согласно приложению N 2.

В силу пункта 15 п.п. «б» Положения основанием для отказа в согласовании плана территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования являются отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов.

Отсутствие в ООО «Газпром трансгаз Ухта» утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей <данные изъяты> не оспаривается сторонами, и подтверждается предписанием № 109-04, выданным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Вологодской области Пахолковой У.Н. 4 декабря 2017 года в адрес ООО «Газпром трансгаз Ухта» о разработке и утверждении в срок до 16.07.2018 года в установленном порядке проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмом через выпуск ООО «Газпром трансгаз Ухта» в водный объект <данные изъяты>.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о незаконности предписания, как несоответствующего Положению о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, предусматривающему, что план снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, которые в ООО «Газпром трансгаз Ухта» не разработаны и не утверждены. В соответствии с предписанием № 109-04 от 4 декабря 2017 года ООО «Газпром трансгаз Ухта» установлен срок для разработки и утверждения до 16.07.2018 года.

Таким образом, суд считает выданное предписание о разработке и согласовании в установленном порядке плана снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов преждевременным, поскольку выявление факта несоблюдения нормативов допустимых сбросов возможно только после утверждения нормативов в установленном порядке, в связи с чем исковые требования следует удовлетворить, выданное предписание признать незаконным.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ООО «Газпром трансгаз Ухта» удовлетворить.

Признать незаконным предписание № 111-04 от 04 декабря 2017 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Вологодской области Пахолковой У.Н. в адрес ООО «Газпром трансгаз Ухта».

Составление мотивированного решения отложить до 29 марта 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Нюксенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Согрина