ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5604/20 от 10.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2020 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Устинова О.О.,

при секретаре Свиридовой Д.А.,

с участием представителя административного истца, представителя административного ответчика администрации Краснодарского края, представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края, представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к администрации Краснодарского края, департаменту имущественных отношений Краснодарского края об обжаловании решений и действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Краснодарского края, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об обжаловании решений и действий, в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации Краснодарского края и бездействие Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учета в полном объеме, в непринятии мер к исправлению технической ошибки при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:32:0403003:5348 расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, и не исправлении вида разрешенного использования на соответствующий фактическому использованию законный вид. Возложить обязанность на администрацию Краснодарского края, департамент имущественных отношений Краснодарского края с целью осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:32:0403003:5348 расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, подать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю заявление о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования на вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, с приложением всех необходимых документов.

В обоснование требований указано, что ФИО2 является собственником жилого помещения - квартиры с кадастровым номером 23:32:0403007:417 расположенной в одноэтажном многоквартирном доме по адресу: Краснодарский край, <адрес>.

Земельный участок с кадастровым номером 23:32:0403003:5348, на котором расположен указанный многоквартирный дом находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 1436 +/- 27 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации зданий, учреждений народного образования.

ФИО2 находит указанный вид разрешенного использования ошибочным, однако учитывая, что собственником земельного участка с кадастровым номером 23:32:0403003:5348 не является, внести соответствующие изменения в ЕГРН и исправить вид разрешённого использования на: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, не представляется возможным.

Вместе с тем администрация Краснодарского края и департамент имущественных отношений Краснодарского края какие-либо действия по исправлению вида разрешенного использования обозначенного земельного участка не предпринимают.

В результате такого бездействия нарушено право ФИО2, а также остальных жителей многоквартирного дома расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на получение в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 23:32:0403003:5348.

Учитывая изложенные обстоятельства ФИО2 вынужден обратиться в суд с данным административным иском.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования административного иска уточнила, просила суд признать незаконным бездействие администрации Краснодарского края и бездействие Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учета в полном объеме, в непринятии мер к исправлению технической ошибки при постановке на кадастровый учет и не исправлении вида разрешенного использования на соответствующий фактическому использованию законный вид, в период с момента постановки на кадастровый учет (с ДД.ММ.ГГГГ) земельного участка с кадастровым номером 23:32:0403003:5348 расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, и вплоть до устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Признать незаконным бездействие администрации Краснодарского края и бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в неосуществлении действий по погашению записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Возложить обязанность на администрацию Краснодарского края и департамент имущественных отношений Краснодарского края с целью государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество: права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:32:0403003:5348 расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес> – подать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю необходимые документы для погашения записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика администрации Краснодарского края по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования административного иска не признала, просила отказать.

Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности ФИО6 в судебном заседании полагала отказать в удовлетворении требований административного иска.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности ФИО7 при принятии решения по административному иску полгалась на усмотрение суда.

Выслушав мнения представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Так, в соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков определяется в правилах землепользования и застройки, а именно в градостроительном регламенте, являющемся составной частью правил землепользования и застройки.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником жилого помещения - квартиры с кадастровым номером 23:32:0403007:417 расположенной в одноэтажном многоквартирном доме по адресу: Краснодарский край, <адрес>.

Земельный участок с кадастровым номером 23:32:0403003:5348, на котором расположен указанный многоквартирный дом находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.

Осуществление от имени Краснодарского края юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области управления и распоряжения земельными ресурсами в соответствии со статьей 5 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» входит в компетенцию специально уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.

В соответствии с п.1.1 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О департаменте имущественных отношений Краснодарского края» (далее по тексту – Положение) департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.

Пункт 1.4. Положения закрепляет за департаментом, как органом исполнительной власти Краснодарского края права юридического лица, в том числе право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности.

Согласно п.3.10.2 Положения департамент наделен полномочиями по управлению и распоряжению в установленном законодательством порядке землями и земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.

В разбираемом случае земельный участок с кадастровым номером 23:32:0403003:5348 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:32:0403003:1271 ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному образовательному учреждению профессиональному училищу , поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 1436 +/- 27 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации зданий, учреждений народного образования.

В ходе рассмотрения данного административного дела во исполнение поручения департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ утверждено постановление «Об изменении видов разрешенного использования земельных участков», которым вид разрешенного использования земельного участка 23:32:0403003:5348 изменен на: для малоэтажного многоквартирного строительства, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что до момента обращения ФИО2 в суд с данным административным исковым заявлением, департаментом имущественных отношений Краснодарского края какие-либо действия по исправлению вида разрешенного использования «для эксплуатации зданий, учреждений народного образования» обозначенного земельного участка не предпринимались.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного иска в части признания незаконным бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края выразившееся в не исправлении вида разрешенного использования на соответствующий фактическому использованию законный вид разрешенного использования, в период с момента постановки на кадастровый учет (с ДД.ММ.ГГГГ) земельного участка с кадастровым номером 23:32:0403003:5348 расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, и вплоть до устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Вместе с тем, суд не усматривает нарушений закона в неосуществлении административными ответчиками действий по погашению записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ в виду следующего.

Материалами дела подтверждено, что ФИО2 с целью регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:32:0403003:5348 ранее обращался с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

По результатам рассмотрения заявления государственным регистратором принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации в связи с тем, что в ходе проведения правовой экспертизы выявлены противоречия между заявленными и зарегистрированными правами, поскольку заявленный земельный участок находится в собственности Краснодарского края, в связи с чем, осуществить регистрационные действия не представляется возможным.

Указанное решение ФИО2 в судебном порядке не обжаловалось и предметом обжалования в данном судебном разбирательстве не является.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с положениями ст. 14 указанного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Таким образом, обязав административных ответчиков совершить действия по погашению записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, суд необоснованно вмешается в установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» порядок регистрационных действий.

С учетом изложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований административного иска в указанной части.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом вышеприведенных требований земельного и градостроительного законодательства РФ, суд приходит к выводу, о частичном удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к администрации Краснодарского края, департаменту имущественных отношений Краснодарского края об обжаловании решений и действий - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в не исправлении вида разрешенного использования на соответствующий фактическому использованию законный вид разрешенного использования с момента постановки на кадастровый учет с - ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 23:32:0403003:5348, расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, и вплоть до устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

В остальной части требования – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: