Дело № 2а-560/2019
УИД 33RS0019-01-2019-000434-20
Решение
Именем Российской Федерации
г. Суздаль 20 мая 2019 года ***
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Воронковой Ю.В.,
при секретаре Бобровской В.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Власовой С.М.,
представителя административного ответчика - муниципального образования Суздальский район ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале административное дело по административному исковому заявлению Суздальского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Суздальский район о признании незаконным бездействия администрации Суздальского района, выраженного в непринятии мер по разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>; возложении на администрацию Суздальского района обязанности в срок не позднее 01.03.2020 обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации по строительству инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>; возложении на администрацию Суздальского района обязанность в срок не позднее 01.10.2020 обеспечить строительство инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>,
установил:
Суздальский межрайонный прокурор, с учетом уточнения требований, обратился в суд с административным иском в защиту интересов ФИО8, ФИО10, ФИО9, ФИО3, ФИО4к администрации муниципального образования Суздальского района о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>; возложении на администрацию Суздальского района обязанности в срок не позднее 01.03.2020 обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации по строительству инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>; возложении на администрацию Суздальского района обязанность в срок не позднее 01.10.2020 обеспечить строительство инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>, в обоснование иска указав следующее.
Суздальской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2, в ходе которой выявлены нарушения земельного законодательства администрацией муниципального образования Суздальский район. Указано, что постановлением главы МО Павловское Суздальского района от 02.06.2016 № 211 в общую долевую собственность, как многодетной семье, бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: <...>, площадью 1288 кв.м. 24.08.2016 г. данная семья получила разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке (###2016). ФИО2 в своих объяснениях, отобранных в ходе проведения проверки по обращению, указала, что в 2016 году им как многодетной семье предоставлен земельный участок в <...>. С момента формирования и предоставления земельный участок с кадастровым номером 33:05:124102:1067 не оборудован транспортной и инженерной инфраструктурой. Семьей самостоятельно проведены электрические сети, а также водопровод, семьей построен дом, который не оборудован газоснабжением. Кроме того, к указанному земельному участку отсутствует дорога из твердого покрытия, имеющаяся дорога в плохую погоду ограничивает доступ на земельный участок.
Указано, что согласно ответу администрации района от 19.09.2017 вопрос о ремонте дороги в с. Овчухи будет рассмотрен при формировании бюджета на 2018 год, исходя из выделяемых денежных средств дорожного фонда Суздальского района на осуществление дорожной деятельности. При этом подчеркнуто, что в Департамент строительства и архитектуры администрации области заявки на выделение субсидий на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам в с. Овчухи не направлялись, в связи с чем субсидии не предоставлялись. Из бюджета Суздальского района денежные средства на реализацию указанных программных мероприятий в указанный период также не выделялись, мероприятия не выполнялись.
Резюмируется, что поскольку ни на момент предоставления участка, ни в настоящее времяк указанному земельному участку не подведена необходимая для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома транспортная (дороги, тротуары) и инженерная (газо-, водоотведение) инфраструктура, данная семья не может в полном объеме использовать указанный дом на предоставленном земельном участке для целей комфортного проживания, что существенным образом ограничиваетвозможность реализации права на жилище.
Обращено внимание на то, что постановлениями Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативно-правовых актов, которыми предусмотрен комплекс мер, направленных на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям, в том числе, разработан и утвержден Порядок предоставления субсидий органам местного самоуправления, для выделения которых органам местного самоуправления помимо заявки необходимо разработать и утвердить на своем уровне муниципальную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предполагаемых к предоставлению многодетным семьям. Постановлением главы Суздальского района от 02.07.2017 года № 2567 утверждена Долгосрочная целевая программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Суздальского района на 2018-2020 г.г.», при этом заявки на выделение субсидий на строительство инженерной инфраструктуры к земельным участкам в с. Овчухи не направлялись, в связи с чем субсидии не предоставлялись, из бюджета Суздальского района денежные средства на реализацию указанных программных мероприятий в указанный период также не выделялись,инженерная и транспортная инфраструктура на спорной территории не сооружены. Резюмируется, что указанное свидетельствует о невозможности для материальных истцов реализовать свое право на комфортное проживание в индивидуальном жилом доме, посколькувозведенный дом не оборудован необходимой инфраструктурой. При этом подчеркнуто, что самостоятельное подключение к сетям электроснабжения и проведение водопровода не решило вопрос по обеспечению необходимым уровнем благоустройства, поскольку земельный участок не оборудован транспортной инфраструктурой, к нему не проведен газопровод.
Резюмируется, что прокурорской проверкой установлен факт бездействия органа местного самоуправления в лице администрации Суздальского района, выраженного в не обеспечении земельного участка с кадастровым номером 33:05:124102:1067, предоставленного ФИО2 для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры, которым нарушаются права семьи Х-вых на использование предоставленного земельного участка в соответствии с его целевым назначением, а также на принятие ими мер по улучшению своих жилищных условий, поскольку без подведенных к границам земельного участка объектов инженерной инфраструктуры постоянное проживание в строящемся доме не представляется возможным.
Помощник Суздальского межрайонного прокурора Власова С.М. в судебном заседании уточненное административное исковое заявление поддержала в полном объеме, настаивала на его удовлетворении, указала на наличие бездействия административного ответчика, полагала заявленные в иске сроки исполнения судебного акта достаточными и разумными.
ФИО2, в чьих интересах подано административное исковое заявление, в ходе судебного разбирательства требования прокурора поддержала в полном объеме, указав на отсутствие в настоящее время требуемых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, что крайне затрудняет использование жилого дома.
ФИО10, ФИО9, ФИО3, ФИО4, в чьих интересах подано административное исковое заявление, извещенные надлежащим образом о времени, дате судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Представитель административного ответчика - администрации Суздальского района Владимирской области ФИО1 не оспаривала обязанность администрации Суздальского района по подготовке, утверждению проектно-сметной документации и непосредственно строительству инженерной и транспортной инфраструктур, при этом подтвердив, что в настоящее время требуемая административным истцом инфраструктура к спорному земельному участку отсутствует. Пояснила, что административный ответчик считает необоснованными требования в части признания незаконным бездействия администрации Суздальского района, выраженного в непринятии мер по разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры к спорному земельному участку, ссылаясь на существенность финансовых и временных затрат, а также наличие иных земельных участков, предоставленных ранее и также не обеспеченных соответствующими инфраструктурами. Также выразила несогласие в части требуемых сроков подготовки, утверждения проектно-сметной документации, строительства инженерной и транспортной инфраструктур, просила установить сроки исполнения решения суда в соответствии с имеющимся графиком.
Представитель заинтересованного лица - департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени, дате судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Из представленного ранее отзыва на административное исковое заявление следует, что к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для жилищного строительства, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом указано, что средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на реализацию мероприятий Подпрограммы по строительству объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации проектов по развитию территорий, предусматривающих строительство жилья, которые предоставляются при определенных условиях.
Подчеркнуто, что порядок и процедура предоставления субсидий четко регламентируется бюджетным законодательством, вследствие чего предоставление субсидий местным бюджетам возможно по установленному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта перечню, утвержденному на срок не менее трех лет, по результатам отбора. Предоставление субсидий отдельному муниципальному образованию, не включенному в соответствующий список запрещено.
Указано, что администрацией Суздальского района в департамент направлялась заявка на участие в 2019 году в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» от 31.07.2018 № ЗЖОБ-5706-01-27, где с. Овчухи Суздальского района, как объект по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой, не заявлялось.
Обращено внимание на то, что в дополнении к указанной заявке на участие в 2019 году в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» запланировано строительство объекта газоснабжения жилых домов с. Овчухи Суздальского района на 2021 г.
Обращено внимание на то, что администрацией Суздальского района письмом от 21.01.2019 № УСА-173- 01-27 в департамент направлен план-график по состоянию на 01.11.2018, где определены следующие сроки проведения мероприятий по обеспечению инфраструктурой с. Овчухи: срок разработки ПСД сетей газоснабжения - 09.2019 г., сроки строительства сетей газоснабжения - 11.2020 г.; срок разработки ПСД транспортной инфраструктуры - 09.2021 г., сроки строительства данного объекта - 11.2022 г.; проведение мероприятий по подключению к сетям электроснабжения осуществляется в частном порядке собственниками земельных участков; сроки реализации мероприятий по обеспечению <...> сетями водоснабжения и водоотведения - не запланированы.
Резюмируется, что отсутствие в департаменте заявки от администрации Суздальского района на участие в подпрограмме "Стимулирование развития жилищного строительства" государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области", исключает возможность предоставления соответствующих субсидий из областного бюджета.
Представитель заинтересованного лица - ОМВД России по Суздальскому району, извещенный надлежащим образом о времени, дате судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело без участия неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени проведения судебного разбирательства, учитывая, что их явка в судебное заседание не признана судом обязательной, стороны не возражали против проведения судебного разбирательства в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело без участия неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени проведения судебного разбирательства, учитывая, что их явка в судебное заседание не признана судом обязательной, стороны не возражали против проведения судебного разбирательства в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что постановлением главы МО Павловское Суздальского района от 02.06.2016 № 211 ФИО8, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО3 в общую долевую собственность, как многодетной семье, бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: <...>, <...>, площадью 1288 кв.м.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 23.06.2016 года № 33/202/16-232463 указанный выше земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО8, ФИО10, ФИО9, ФИО3, ФИО6 (по 1/5 доли), данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на вышеназванный земельный участок.
24.08.2016 данная семья получила разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке (№33-503403-1952016), по сведениям, представленным ФИО2, в настоящее время дом построен и эксплуатируется их многодетной семьей.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Данные вопросы частью 1 статьи 72 Конституции РФ отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки многодетных семей отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
При этом, согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Закона Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства: гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 г. поручалось разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Во исполнение данного Указа Президента РФ распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 1119-р утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, к числу которых отнесено утверждение субъектам Российской Федерации методических рекомендаций по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков рассматриваемой категории граждан (п. 7).
Согласно приказу Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» их целью является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (далее - земельные участки), и практики предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро -, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро -, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Согласно п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ..
При этом в соответствии с п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры (расходные обязательства) может осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в порядке реализации указанных полномочий, установленных статьей 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ на основании принятых на своем уровне законов и (или) иных нормативных правовых актов.
К числу нормативных правовых актов, которыми могут устанавливаться расходные обязательства Владимирской области, в том числе, относятся постановления губернатора Владимирской области.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600, в развитие приведенных положений Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ постановлениями Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, которыми предусмотрен комплекс мер, направленных на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям, в том числе, План мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области» на 2014-2020 годы (утв. постановлением Губернатора обл. от 13.03.2013 № 267).
Указанным планом предусмотрены следующие мероприятия, исполнителями либо соисполнителями которых являются органы местного самоуправления:
В соответствии с паспортом Государственной программы области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (утв. постановлением Губернатора области от 17.12.2013 № 1390) ответственным исполнителем Государственной программы является Департамент строительства и архитектуры администрации области, а участниками - органы местного самоуправления (по согласованию).
В разделе 2 Государственной программы указано, что для достижения целей Государственной программы предполагается решение нескольких задач, в том числе: •
Муниципальные жилищные программы должны содержать приоритеты, определенные Государственной программой, и содержать мероприятия выполнения Государственной программы.
Одними из основных направлений реализации муниципальных программ являются:
В соответствии с разделом 3 Государственной программы механизм реализации программы состоит в согласованном нормативно-правовом, финансовом и организационном обеспечении реализации комплекса предусматриваемых программой мероприятий на уровне органов исполнительной власти Владимирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Органы местного самоуправления, участвующие в реализации Подпрограммы, осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Реализация Подпрограммы осуществляется в соответствии с порядком реализации Подпрограммы согласно приложению к Подпрограмме.
Согласно разделу 5 реализация Подпрограммы 2 должна обеспечить устойчивый рост жилищного строительства в целях обеспечения потребности населения в жилье.
В целях реализации Подпрограммы 2 «Стимулирование развития жилищного строительства» утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию данной подпрограммы.
Пунктами 3, 6 указанного Порядка установлено, что средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на основании поданной ими в установленном порядке заявки в департамент строительства и архитектуры администрации области. При этом для выделения субсидии органам местного самоуправления помимо заявки необходимо разработать и утвердить на своем уровне муниципальную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предполагаемых к предоставлению многодетным семьям.
Контроль за соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления субсидий осуществляет департамент строительства и архитектуры администрации области и орган государственного финансового надзора области (п. 19 Порядка).
В целях участия в реализации Подпрограммы 2 постановлением главы Суздальского района от 02.10.2017 № 2567 утверждена Долгосрочная целевая программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Суздальского района на 2018-2020», ранее на местном уровне действовала муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Суздальского района на 2014-2015 г.г.», от 05.08.2014 года № 1248, в которую неоднократно вносились изменения.
В качестве одной из задач муниципальной программы муниципальная программа является обеспечение земельных участков, предназначенных для развития малоэтажного жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктурой.
Согласно полученной информации из администрации Суздальского района в Департамент строительства и архитектуры администрации области заявки на выделение субсидий на строительство инженерной и транспортной инфраструктур к земельным участкам в с. Овчухи не направлялись, в связи с чем субсидии не предоставлялись. Из бюджета Суздальского района денежные средства на реализацию указанных мероприятий в указанный период также не выделялись, мероприятия не выполнялись. Данные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.
Согласно информации, представленной административным ответчиком, в текущем году осуществляются проектные работы по газификации земельных участков, расположенных в с. Овчухи и выданных многодетными семьями. После проведения проектных работ и получения положительного заключения государственной экспертизы, а также в целях софинансирования строительства за счет средств областного бюджета администрацией района будет направлено письмо в администрацию Владимирской области для включения объекта: «Газопровод высокого давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов по ул. Молодежная в с. Овчухи Суздальского района» в государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области». Кроме того, указано, что автомобильной дороги по ул. Молодежная нет в перечне дорог общего пользования местного значения Суздальского района, в мае 2019 года планируется включить данную дорогу а перечень с последующим ее обустройством.
При этом, в соответствии с графиком проведения мероприятий по обеспечению предоставленных многодетных семьям земельных участков объектами инфраструктуры по состоянию на 01.11.2018 года администрацией Суздальского района запланированы следующие сроки обеспечения с. Овчухи инженерной и транспортной инфраструктурой: сроки разработки проектно-сметной документации по газоснабжению - 09.2019 г., по дороге - 09.2021 г., сроки строительства сетей газоснабжения - 11.2020 г., дороги - 11.2022 г., организация водоснабжения указанным графиком не предусмотрена.
07.05.2019 года между администрацией Суздальского района и ООО СК «Каскад» заключен муниципальный контракт № 0828300019819000122_98199 о разработке проектно-сметной документации по объекту: «Газопровод высокого давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов по ул. Молодежная, ул. Полевая с. Овчухи Суздальского района
В силу ч. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).
При этом организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка (ч. 8).
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, п. 4 которых предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 Правил. В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах муниципальных образований газо- и водоснабжения населения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с положениями п.п. 4, 5 ст. 6 Устава МО Суздальский район, утвержденного решением Суздальского районного Совета народных депутатов от 28.06.2005 № 51, к вопросам местного значения отнесена организация в границах Суздальского района газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Суздальского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Суздальского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, обязанность по обеспечению земельных участков, предназначенных для строительства и расположенных на территории МО Суздальский район, в том числе предоставленных многодетными семьям, системами инженерной инфраструктуры возложена на МО Суздальский район.
При этом определение и получение технических условий подключения земельного участка, позволяющих осуществить подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является обязанностью администрации МО Суздальский район.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 13 этого Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории района вопросов обеспечения жителей инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе, при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Как установлено судом, администрацией МО Суздальский район с 2016 года до настоящего времени не предприняты какие-либо конкретные меры по организации транспортной инфраструктуры, проект об обеспечении инженерной и транспортной инфраструктурой до настоящего времени не разработан и не утвержден.
Указанное свидетельствует о невозможности для материальных истцов реализовать свое право на комфортное проживание в индивидуальном жилом доме, ввиду отсутствия необходимых инфраструктур. Самостоятельное подключение к сетям электроснабжения не решает вопрос по обеспечению необходимым уровнем благоустройства.
Кроме того, учитывая, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, то в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Учитывая вышеизложенное, ввиду нарушения прав ФИО8, ФИО10, ФИО9, ФИО3, ФИО4, которым выделен спорный земельный участок, а также наличия у административного ответчика обязанности по разработке проектно-сметной документации и дальнейшему строительству инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры на указанной территории, суд полагает необходимым возложить на администрацию Суздальского района требуемую в административном иске обязанность.
В связи с ненаправлением в Департамент строительства и архитектуры администрации области соответствующих заявок о предоставлении субсидий на реализацию муниципальной подпрограммы в части спорной территории, не подготовки проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к находящимся на ней земельным участкам, инженерная и транспортная инфраструктура на спорной территории не сооружены, что не оспаривалось административным истцом.
Непринятие администрацией МО Суздальский район длительное время с момента выделения земельного участка каких-либо конкретных мер, направленных на обеспечение возможности подключения выделенного земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения, а также организации транспортной инфраструктуры, в том числе, мер, направленных на получение субсидий на софинансирование мероприятий по обеспечению спорного земельного участка необходимыми инфраструктурами, от наличия которых зависит возможность эксплуатации построенного объекта ИЖС, свидетельствует о наличии незаконного бездействия со стороны администрации МО Суздальского района. При этом не может быть признан обоснованным довод административного ответчика о необеспечении спорного земельного участка необходимыми инфраструктурами ввиду имеющейся очередности, ввиду непредоставления достоверных доказательств указанных обстоятельств.
При определении срока исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, исходя из принципа разумности, объема необходимых работ, специфики выделения денежных средств, необходимых для исполнения решения суда, суд приходит к выводу об установлении следующих сроков исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей: до 01.03.2020 г. - по обеспечению подготовки и утверждению проектно-сметной документации на строительство инженерной (газоснабжение) инфраструктуры к данному земельному участку, до 01.11.2020 г. - по обеспечению строительства инженерной (газоснабжение) инфраструктуры; до 01.03.2020 г. - по обеспечению подготовки и утверждению проектно-сметной документации на строительство транспортной инфраструктуры к данному земельному участку, до 01.10.2020 г. - по обеспечению строительства транспортной инфраструктуры к вышеуказанному земельному участку.
Руководствуясь статьями 175, 178 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Суздальского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования <...> к администрации муниципального образования Суздальский район о признании незаконным бездействие администрации Суздальского района, выраженное в непринятии мер по разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером 33:05:124102:1067, расположенному по адресу: <...>; возложении на администрацию Суздальского района обязанность в срок не позднее 01.03.2020 обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации по строительству инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>; возложении на администрацию Суздальского района обязанность в срок не позднее 01.10.2020 обеспечить строительство инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Суздальского района, выраженное в непринятии мер по разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (газоснабжение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>.
Возложить на администрацию Суздальского района Владимирской области обязанность в срок до 01.03.2020 г. обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (газоснабжение) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>.
Возложить на администрацию Суздальского района Владимирской области обязанность в срок до 01.11.2020 г. обеспечить строительство инженерной (газоснабжение) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>.
Возложить на администрацию Суздальского района Владимирской области обязанность в срок до 01.03.2020 г. обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>.
Возложить на администрацию Суздальского района Владимирской области обязанность в срок до 01.10.2020 г. обеспечить строительство транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Воронкова
Мотивированное решение изготовлено судом 24 мая 2019 года.