Дело № 2а-5611/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:
председательствующего судьи Хомушку А.Б.,
при секретаре судебных заседаний Белек –оол Е.С.,
с участием представителя административного ответчика–помощника руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5611/2021 по административному исковому заявлению Департамента архитектуры градостроительства и земельных отношений мэрии к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по о признании незаконным и отмене уведомления о приостановлении с последующим отказом осуществления действий по государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ №№ в отношении объекта недвижимости №
у с т а н о в и л:
Департамент архитектуры градостроительства и земельных отношений мэрии обратился в суд с уточненным административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (далее, Управление Росреестра по ) о признании незаконным и отмене уведомления о приостановлении с последующим отказом осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, в обоснование исковых требований указав о том, что договором безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ№-БП20 Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва Департаменту архитектуры градостроительства и земельных отношений мэрии (далее, департамент) предоставлен земельный участок из категории населенных пунктов с кадастровым номером № с общей площадью 1253 кв.м., расположенный по адресу: с разрешенным видом использования «предпринимательство» со сроком на 11 месяцев. Департаментом направлено заявление ДД.ММ.ГГГГ №№ через интернет ресурс «Технокад-муниципалитет» в Управление Росреестра по о регистрации права на указанный участок. Россрестром ДД.ММ.ГГГГ №№ вынесено приостановление, а в последующем ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по направило уведомление об отказе государственной регистрации прав №№ С указанным уведомлением Департамент не согласен, поскольку полагает, что земельный участок предоставлен ему в безвозмездное пользование, а «предпринимательство» -это вид разрешенного использования, а не вид деятельности, тем самым, просит суд признать незаконным и отменить уведомление Управления Росреестра по от ДД.ММ.ГГГГ №№2 о приостановлении государственной регистрации с последующим отказом осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) № и возложить обязанность на ответчика об осуществлении государственной регистрации прав в отношении объекта объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов№
Административный истец – представитель по доверенности Департамента архитектуры градостроительства и земельных отношений мэрии на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо –Министерство земельных и имущественных отношений также не явилось на заседание суда, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. Согласно ч.2 ст.150 КАС РФ, если лица, участвующие в деле, не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц. Учитывая то, что не явившиеся в судебное заседание административный истец и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их неявка не является препятствием рассмотрения дела без его участия, тем самым, суд считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц на основании ст.150 КАС РФ.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 с административным иском не согласилась, полагая, что действия регистратора законны и обоснованны, тем самым, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
На основании отзыва административный ответчик указывает на то, что Департамент архитектуры градостроительства и земельных отношений мэрии в качестве правоустанавливающих документов на земельный участок представил договор безвозмездного пользования о передаче земельного участка Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№-БП20, что не может является документом для регистрации права собственности Муниципального образования городской округ «». В положении о Департаменте нет сведений о возможности заниматься им предпринимательской деятельностью и не входит в полномочия департамента индивидуальное жилищное строительство. Также поданное заявление не соответствует форме заявления о государственной регистрации, кроме того, истцом пропущен срок обращения в суд в связи с тем, что департаменту стало известно о принятом решении ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд в иске отказать.
Выслушав доводы лица, участвующего в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8,9,11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу указания статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые уведомления о приостановлении с последующим прекращением государственной регистрации прав вынесены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с уточненным административным иском об оспаривании указанного уведомления заявитель обратился ДД.ММ.ГГГГ, сведений об уведомлении административного истца о принятом решении в материалах дела не имеется, соответственно, срок обращения в суд с административным исковым заявлением не пропущен.
Из материалов административного дела следует, что Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии направлено заявление ДД.ММ.ГГГГ №№ в Управление Росреестра по о регистрации права объект недвижимости с кадастровым номером № с приложенными документами: копия договора безвозмездного пользования, заключенного между министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Департаментом от ДД.ММ.ГГГГ№-БП20, копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Росреестром было вынесено уведомление о приостановлении, а затем, ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права №КУВД-001/2021/2664905/2, поскольку согласно пунктам 1 статьей 39.3 и 39.6 ЗК РФ, продажа и аренда земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 статьей 39.3 и 39.6 ЗК РФ, предоставление земельного участка с разрешенным видом использования «предпринимательство» не подпадает под исключения. Согласно положению департамента, в его полномочия не входит осуществление предпринимательства и индивидуальное жилищное строительство. Также поданное заявление не соответствует форме заявления о государственной регистрации.
Так, согласно п.п. 6, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
Согласно пункту 218 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Административный регламент), при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности:
Пунктом 219 Административного регламента предусмотрено, что государственный регистратор при проведении правовой экспертизы представленных документов на предмет их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений обязан, в том числе, удостовериться в том, что: 1) в реестровом деле, открытом как на объект недвижимости, права на который заявлены на государственную регистрацию, так и на иной объект недвижимости, отсутствуют документы, содержащие сведения (данные), аналогичные (идентичные) имеющимся в представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документах сведениям (данным), но не соответствующие им (когда такие сведения либо являются неизменными, либо их изменение, осуществляемое в установленном законодательством Российской Федерации порядке, должно подтверждаться документами); 2) отсутствует информация в письменной форме, поступившая от правообладателя, правоохранительных органов, иных лиц (например, нотариусов), запрошенная органом регистрации прав и полученная им в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующая, что представленные на государственную регистрацию прав документы являются поддельными (например, об утрате правообладателем правоустанавливающих документов, подлинных учредительных документов, печати юридического лица и другое) или данные документы содержат недостоверные сведения (например, в документе, выражающем содержание сделки, от имени стороны договора – юридического лица проставлена подпись лица в качестве лица, действующего от имени юридического лица без доверенности, тогда как из поступившего из налогового органа документа, содержащего сведения о государственной регистрации юридического лица, следует, что от имени данного юридического лица на дату подписания сделки без доверенности могло действовать иное лицо).
Далее пунктами 221, 222, 223, 225 Административного регламента предусмотрено, что государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: 1) соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; 2) наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт; 3) соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в ЕГРН; 4) наличие прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (пункт 221), а также государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, также удостоверяется в том, что: 1) документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц; 2) тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием мест их нахождения; 3) фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса мест их жительства написаны полностью (пункт 222). В случае если правоустанавливающим документом является договор или односторонняя сделка, государственный регистратор прав при проверке его законности (в случае государственной регистрации как самой сделки, так и перехода, ограничения права, обременения объекта недвижимости на ее основании) в том числе устанавливает: 1) право- и дееспособность сторон; 2) наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями; 3) наличие существенных условий сделки; 4) указание в ней на наличие ограничения права, обременения объекта недвижимости (в том числе проверяет, имеются ли в ЕГРН актуальные (непогашенные) записи, свидетельствующие о наличии ограничений права, обременений объекта недвижимости); 5) соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон; 6) принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лица, не являющегося собственником имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником; 7) соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных федеральным законом случаях (пункт 223).
При таких обстоятельствах, при проведении правовой экспертизы представленных Департаментом документов установлены причины, препятствующие государственной регистрации прав, предусмотренных Федеральным законом № 218-ФЗ, в связи с чем, государственный регистратор обоснованно приостановил с последующим отказом и, руководствуясь положениями подпунктами 6, 7 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ, пунктом 218 Административного регламента, исполнил свою обязанность и предпринял меры по получению дополнительных сведений, что явилось основанием для приостановления и отказа в государственной регистрации права.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении, в связи с этим, прав административного истца. При этом, на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Такой совокупности по настоящему делу не установлено, следовательно, с учетом установленных обстоятельств, административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ правомерно вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации, в последующем ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации, в связи с чем, административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Департамента архитектуры градостроительства и земельных отношений мэрии к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по о признании незаконным и отмене уведомления о приостановлении с последующим отказом осуществления действий по государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ №№/2 в отношении объекта недвижимости № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.Б. Хомушку