Дело № 2а-561/2020
64RS0043-01-2020-000225-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Титовой А.Н.,
при помощнике Чернове В.А.,
с участием представителей административного истца ТСН "Коттеджный поселок "Зеленая долина" Савостовой Э.И., Являнского Д.Ю., Прокаева А.В., представителя административного ответчика администрации муниципального образования "Город Саратов" Степанова А.А., представителя административного ответчика комитета по управлению имуществом г. Саратова Животиковой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску товарищества собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Зеленая долина" к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования г. Саратова, главе муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица комитет по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным решения комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» о направлении на доработку с учетом предложений комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» проекта планировки территории для размещения линейных объектов внутрипоселковых сетей водо-, газо-, электроснабжения и канализации коттеджной застройки товарищества собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Зеленая долина" с проектом межевания в его составе,
установил:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования г. Саратова, главе муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным решения комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» о направлении на доработку с учетом предложений комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» проекта планировки территории для размещения линейных объектов внутрипоселковых сетей водо-, газо-, электроснабжения и канализации коттеджной застройки товарищества собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Зеленая долина" с проектом межевания в его составе.
В обоснование своих требований ссылается на то, что 29.09.2017 года решением комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Саратов» по результатам представленного товариществом собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Зеленая долина" (далее – ТСН "Коттеджный поселок "Зеленая долина") во исполнение постановления администрации № 2476 от 29.08.2016 года о подготовке проекта планировки территории для размещения линейных объектов внутрипоселковых сетей водо-, газо-, электроснабжения и канализации коттеджной застройки ТСН "Коттеджный поселок "Зеленая долина" с проектом межевания в его составе было принято решение о направлении данного решения на доработку. Вместе с тем, уведомление о необходимости доработки проекта административный истец не получал. Кроме того, административный истец полагает решение комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Саратов» незаконным, поскольку основанием для его вынесения, как видно из текста протокола № 15 от 29.09.2017 года, послужили предложения комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», противоречащие постановлению вышестоящего органа – администрации муниципального образования «Город Саратов».
Представители административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске и дополнительных пояснениях по делу, просили их удовлетворить.
Представители административных ответчиков администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» административные исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в возражениях, пояснив, что постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.08.2016 года № 2476 на основании предложения ТСН «Коттеджный поселок «Зеленая долина» принято решение о подготовке проекта планировки территории для размещения линейных объектов внутрипоселковых сетей водо-, газо-, электроснабжения и канализации коттеджной застройки ТСН "Коттеджный поселок "Зеленая долина". Приложением к указанному постановлению являлась схема соответствующей территории. 29.09.2017 года подготовленный по инициативе ТСН "Коттеджный поселок "Зеленая долина" проект планировки с проектом межевания в его составе рассмотрен на заседании комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», по результатам рассмотрения рекомендовано направить проект планировки на доработку, поскольку границы подготовленного проекта планировки не соответствовали постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.08.2016 года № 2476, а именно: дополнительно включены иные территории.
Иные участники процесса, надлежаще извещенные, также в судебное заседание не явились, об отложении не ходатайствовали, учитывая положения ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 КАС РФ основанием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании действий государственного органа в порядке публичного производства является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Следовательно, для удовлетворения настоящего административного иска необходимо установление судом двух обстоятельств в совокупности:
незаконность оспариваемого действия (бездействия), решения;
нарушение прав административного истца, являющегося следствием данного незаконного действия (бездействия), принятого решения.
Отсутствие одной юридической составляющей, свидетельствует об отсутствии оснований у суда для удовлетворения административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Проверяя в соответствии с п.2 ч.9 ст. 226 КАС РФ соблюдение срока обращения в суд за защитой своего права, суд принимает во внимание во внимание доводы административного истца о том, что о решении комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» от 29.09.2017 года истцу стало известно в ходе рассмотрения административного дела №2а-329/2020, и полагает, что вышеуказанное обстоятельство можно признать уважительной причиной пропуска срока, восстановив пропущенный срок и рассмотрев исковые требования по существу.
В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (ч.1). Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа (чч.2, 3, 3.1). Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (ч.4).
Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.08.2016 года № 2476 на основании предложения ТСН "Коттеджный поселок "Зеленая долина" принято решение о подготовке проекта планировки территории для размещения линейных объектов внутрипоселковых сетей водо-, газо-, электроснабжения и канализации коттеджной застройки ТСН "Коттеджный поселок "Зеленая долина". 29.09.2017 года подготовленный по инициативе ТСН "Коттеджный поселок "Зеленая долина" проект планировки с проектом межевания в его составе рассмотрен на заседании комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Как следует из протокола № 15 заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» от 29.09.2017 года, на заседании комиссии предложено направить заявителю проект межевания территории на доработку с учетом предложений комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», поскольку представленным проектом межевания предусмотрена территория больше.
Таким образом, комиссией по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» принято решение рекомендовать направить проект планировки на доработку, поскольку границы подготовленного проекта планировки не соответствовали постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.08.2016 года № 2476, так как в него дополнительно были включены иные территории.
В судебном заседании административным ответчиком комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования г. Саратова к материалам дела приобщен проект планировки территории с проектом межевания в его составе, представленный 30.06.2017 года ТСН "Коттеджный поселок "Зеленая долина" на рассмотрение в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов». В судебном заседании исследован представленный чертеж планировки территории, а также диск с проектом планировки территории с проектом межевания в его составе. Согласно документации, представленной на диске, проект планировки состоит из трех томов и содержит в своем составе: том № 1 Основная часть (А. Пояснительная записка. Б. Графические материалы. 1.1 Чертеж планировки территории. М 1:1000 1.2 Схема организации улично-дорожной сети. М 1:1000), том №2 (Материалы по обоснованию А. Пояснительная записка. Б. Графические материалы. 2.1 Схема расположения элемента планировочной структуры М 1:50 000 2.2 Схема использования территории в период подготовки проекта планировки территории М 1:1 000 2.3 Схема границ зон с особыми условиями использования территории М 1: 1 000), том № 3 ( Проект межевания территории: А. Пояснительная записка. Б. Графические материалы. Чертежи межевания территории: 3.1. Чертеж межевания территории в рамках формирования ЗУ на период строительства сетей водоснабжения М 1:1000 3.2. Чертеж межевания территории в рамках формирования ЗУ на период строительства сетей канализации М 1:1000 3.3. Чертеж межевания территории в рамках формирования ЗУ на период строительства сетей газоснабжения М 1:1000 3.4. Чертеж межевания территории в рамках формирования ЗУ на период строительства сетей электроснабжения М 1:1000 3.5. Чертеж границ зон с особыми условиями использования территории М 1:1000).
Представители административного истца в судебном заседании оспаривали тот факт, что именно данный проект был представлен ТСН "Коттеджный поселок "Зеленая долина" на рассмотрение в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» 30.06.2017 года. Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что имеется иной проект, который отличается от представленного и был направлен на рассмотрение в 2017 году, суду представлено не было. Кроме того, анализируя представленный комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» проект планировки и принимая его в качестве доказательства, суд также принимает во внимание, что файлы на диске датированы 27.06.2017 года.
В ходе исследования данного доказательства в судебном заседании установлено, что конфигурация территории схемы, являющейся приложениям к постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.08.2016 года № 2476 и территории согласно представленному проекту, не совпадают, а именно: в соответствии с представленным на рассмотрение проектом границы территории вдоль ул. Нижняя Сорговая расширяются после земельного участка с условным обозначением № 52. Согласно пояснений представителей ответчиков на рассматриваемой территории расположены ограждение (забор) с воротами и будкой охраны. Также границы территории в части, расположенной ниже пересечения улиц Нижняя Сорговая и Михайловская, дополнены территорией Г-образной формы.
В соответствии с п. 1.2 Положения о комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.11.2008 года № 1417, комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом при главе муниципального образования «Город Саратов».
Согласно п. 2.1 вышеуказанного Положения (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) комиссия обладает следующими полномочиями:
- обеспечивает организацию и проведение публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования "Город Саратов" и внесению в него изменений, по проекту Правил и внесению в них изменений, по проектам планировки территории и проектам межевания территории, подготовленным на основании постановления администрации муниципального образования "Город Саратов", по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, а также о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- организует рассмотрение предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Город Саратов", Правила и обеспечивает подготовку заключений по ним для принятия органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" решения о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Город Саратов", Правила либо об отклонении таких предложений;
- обеспечивает подготовку рекомендаций по проектам планировки территории и проектам межевания территории, о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства и о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений.
В силу п. 3.1, 3.5 Положения комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний, итоги каждого заседания комиссии оформляются протоколом. Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии. К протоколу могут прилагаться при необходимости копии материалов, связанных с темой заседания.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Положения части 1 статьи 218 названного кодекса предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.
Как усматривается из Положения о комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», решения комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» фактически не носят властно-распорядительного характера, принимаются в целях подготовки рекомендаций, в том числе по проектам планировки территории и проектам межевания территории, для принятия соответствующего решения органом местного самоуправления.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что решение комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» о рекомендации направить проект планировки на доработку, поскольку границы подготовленного проекта планировки не соответствовали постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.08.2016 года № 2476, является обоснованным и принято в рамках компетенции комиссии.
При таких обстоятельствах, учитывая, что право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит административному истцу, оснований для удовлетворения требований ТСН "Коттеджный поселок "Зеленая долина" к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования г. Саратова, главе муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным решения комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» о направлении на доработку с учетом предложений комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» проекта планировки территории для размещения линейных объектов внутрипоселковых сетей водо-, газо-, электроснабжения и канализации коттеджной застройки товарищества собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Зеленая долина" с проектом межевания в его составе, – не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Зеленая долина" к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования г. Саратова, главе муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица комитет по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным решения комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» о направлении на доработку с учетом предложений комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» проекта планировки территории для размещения линейных объектов внутрипоселковых сетей водо-, газо-, электроснабжения и канализации коттеджной застройки товарищества собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Зеленая долина" с проектом межевания в его составе – отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2020 года.
Судья А.Н. Титова