ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5620/2023 от 31.07.2023 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2а-5620/2023

УИД 28RS0004-01-2023-006446-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,

при секретаре Богдан Т.В.

с участием представителя административных истцов ЕА, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Амурской области ТМ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ВВ, ЕБ, ВВ к Управлению Росреестра по Амурской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ВВ, ЕБ, ВВ обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что ВВ, ЕБ, ВВ на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, с адресным ориентиром: ***. В целях проведения учетных действий по внесению изменений в сведения ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером *** административными истцами было инициировано обращение в Управление Росреестра по Амурской области. Согласно информации Управления Росреестра по Амурской области на этапе формирования границ земельного участка возникла техническая ошибка. Административные истцы неоднократно обращались в Управление Росреестра по Амурской области с заявлениями об актуализации сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ***, однако, до настоящего времени техническая ошибка не устранена, сведения о границах земельного участка отсутствуют в выписке из ЕГРН, а также границы земельного участка не отображаются на Публичной кадастровой карте Росреестра. Бездействие Управления Росреестра по Амурской области по устранению технической ошибки нарушает права административных истцов на внесение в ЕГРН актуальных сведений о местоположении границ принадлежащего им земельного участка.

На основании изложенного, просят признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области по исправлению технической ошибки резервирования записей, допущенной при осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях ЕГРН об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *** (заявка № КУВД-001/2022-47805503 от 26.10.2022 года); возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области обязанность исправить техническую ошибку резервирования записей, допущенную при осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях ЕГРН об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***.

В судебном заседании представитель административных истцов ЕА на требованиях административного искового заявления настаивала, указав, что постановлением администрации города Благовещенска от 21.03.2023 № 1236 земельный участок с кадастровым номером ***, используемый для индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ***, предоставлен бесплатно в общую долевую собственность ЕБ, ВВ, ВВ Выпиской из ЕГРН от 23.03.2023 № КУВИ-001/2023-69399353 подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером *** на праве общей долевой собственности принадлежит ВВ, ВВ, ЕБ Кроме того, из указанной выписки усматривается, что в ней также не содержится сведений о границах земельного участка. Скриншотом с Публичной кадастровой карты Росреестра подтверждается, что сведения о границах земельного участка с кадастровым номером *** отсутствуют и на Публичной кадастровой карте Росреестра. Таким образом, Управлением Росреестра по Амурской области до настоящего времени не совершены действия по государственному кадастровому учету изменений сведений ЕГРН о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ***, установленном на основании решения Благовещенского городского суда Амурской области от 22 августа 2022 года по гражданскому делу № 2- 3196/2022. Бездействием Управления Росреестра по Амурской области нарушается право административных истцов на продажу жилого дома, а также земельного участка, ввиду неполноты документов на объект недвижимости-земельный участок.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области с предъявленными требованиями не согласилась, указав, что 09.03.2023 г. в Управление поступило обращение стороны административных истцов, из содержания которого усматривалось, что в выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером *** отсутствуют сведения о границах. В рамках рассмотрения данного обращения было установлено, что в ФГИС ЕГРН на этапе восстановления границ земельных участков возникла системная (программная) ошибка резервирования записей. Государственным регистратором неоднократно (16.03.2023 №0ther-2023-03-ll- 190610, 30.03.2023 №0ther-2023-03-30-099978, 04.04.2023 №Other-2023-04-04-109744) предпринимались меры по восстановлению границ в сведениях ЕГРН, но функционал ФГИС ЕГРН не позволил внести корректировки. Для разрешения сложившейся системной проблемы 04.04.2023 г. государственным регистратором в службу технического сопровождения ФГИС ЕГРН был создан инцидент INCCA0002693802, 30.05.2023 созданный инцидент был эскалирован. Служба технической поддержки включила созданный 04.04.2023 г. государственным регистратором инцидент INCCA0002693802 в связанный инцидент на доработку ФГИС ЕГРН. На текущий момент техническое решение находится на этапе тестирования. Специалистами Управления проводится ежедневный мониторинг информации, поступающей из службы технического сопровождения ФГИС ЕГРН, предприняты исчерпывающие меры для разрешения указанной проблемы. Кроме того, датой осуществления государственного кадастрового учета является дата внесения сведений в ЕГРН. Согласно данным ЕГРН государственный кадастровый учет изменений площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *** на основании межевого плана от 11.10.2022 г. по заявлению №КУВД-001 /2022-47805503 осуществлен, данные изменения внесены в ЕГРН 02.02.2023 г. Причина, по которой в ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ указанного выше земельного участка, носит объективный характер. Отсутствие в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером *** не связано с действиями государственного регистратора и её устранение невозможно до разрешения системной проблемы (до обновления программного продукта оператором ФГИС ЕГРН). Просит в удовлетворении требований административного искового заявления отказать.

ВВ, ЕБ, ВВ, представители заинтересованных лиц администрации города Благовещенска, ППК «Роскадастр» в лице филиала по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Исходя из положений ст. 150, п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ВВ, ЕБ, ВВ на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом № ***.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.04.2022 года жилой дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу ***, находится в границах земельного участка с кадастровым номером ***.

Из материалов дела следует, что в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по заказу административных истцов кадастровым инженером АО «СЗ «Амурстрой» ЭА были осуществлены кадастровые работы по формированию границ земельного участка.

В ходе проведения кадастровых работ было выявлено, что границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером *** пересекают границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами ***, что подтверждается межевым планом от 25 октября 2021 года, составленным кадастровым инженером АО «СЗ «Амурстрой» ЭА, схемой расположения земельных участков и чертежом земельных участков и их частей.

Решением Благовещенского городского суда 22 августа 2022 года установлено наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу ***, земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу ***, земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу ***, земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу ***; установлено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ***, в том числе смежных границ с земельными участками с кадастровыми номерами ***, по координатам характерных точек границ, указанным в межевом плане от 25 октября 2021 года, выполненном кадастровым инженером АО «СЗ» Амурстрой» ЭА

26.10.2022 года Администрация г. Благовещенска обратилась в Управление Росреестра по Амурской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в сведениях о границах и площади земельного участка с КН ***, вх.№КУВД-001/2022-47805503.

Согласно ответу Управления Росреестра по Амурской области от 06.02.2023 года № 2802/23/00730 учетные действия по заявлению №КУВД КУВД-001/2022-47805503 проведены 02.02.2023 года после снятия блокировки.

По состоянию на 13.02.2023 года сформирована выписка из ЕГРН на указанный земельный участок, в соответствии с которой отсутствует описание местоположения земельного участка, кроме того, сведения о границах земельного участка отсутствуют на Публичной кадастровой карте, в связи с чем 09.03.2023 года (входящий №ОГ-0214/23) представителем стороны административных истцов в Управление Росреестра по Амурской области подано обращение об актуализации сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, содержащихся в ЕГРН.

В рамках рассмотрения данного обращения было установлено, что в ФГИС ЕГРН на этапе восстановления границ земельных участков возникла техническая (системная) ошибка резервирования записей. Государственным регистратором 16.03.2023 г. №0ther-2023-03-ll-190610, 30.03.2023 г. №0ther-2023-03-30-099978, 04.04.2023 г. №Other-2023-04-04-109744 предпринимались меры по восстановлению границ в сведениях ЕГРН, путем создания инцидента № INCCA0002693802, однако, до настоящего времени сведения о местоположении границах земельного участка с кадастровым номером *** (в виде графической части) в ЕГРН не актуализированы (отсутствуют).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным федеральным законом сведений.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относятся в том числе вид объекта недвижимости (пункт 1), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения (пункт 2), описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3).

Частью 3 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отнесены в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4); выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (пункт 6).

Из анализа части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости."

При этом к основным характеристикам земельного участка как объекта недвижимости, позволяющим определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, относятся в том числе местоположение его границ.

В соответствии с положениями Приказа Росреестра от 4 сентября 2020 года N П/0329 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" установлено, что выписка из ЕГРН об объекте недвижимости в полном объеме включает в себя сведения, подлежащие указанию в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также о границах земельного участка.

При оформлении выписки об основных характеристиках в целях подтверждения внесения в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном в случае отсутствия сведений о координатах характерных точек границы такого земельного участка, а также в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ таких земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, указываются слова "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства". При оформлении выписки из ЕГРН об основных характеристиках о многоконтурном земельном участке указывается общее количество контуров границы многоконтурного земельного участка,

При оформлении плана (чертежа, схемы) многоконтурного земельного участка в разделе 3 выписки из ЕГРН о земельном участке отображается план (чертеж, схема) многоконтурного земельного участка в пределах соответствующего кадастрового квартала в масштабе, обеспечивающем читаемость изображения (положение характерных точек границы). Если при соблюдении данного условия изображение не умещается на одном листе, допускается размещать его на нескольких листах данного раздела, в том числе с применением выносок (врезок).

На последующих листах раздела 3 выписки из ЕГРН о земельном участке в виде выносок отображаются планы соответствующих контуров границы в масштабе, обеспечивающем читаемость изображения (положение характерных точек границы).

На последующих листах раздела 3 выписки из ЕГРН о земельном участке в виде выносок отображаются планы соответствующих контуров границы в масштабе, обеспечивающем читаемость изображения (положение характерных точек границы) (абз. 2,3,4 п. 71).

Отсутствие подобной записи в выписке из ЕГРН свидетельствует о несоответствии земельного участка требованиям статьи 6 ЗК РФ и не позволяет получить точное представление о границах земельного участка на местности, ограничивает юридическую возможность совершения сделок и предполагает необходимость проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ.

Материалами дела установлено, не оспаривалось административным ответчиком, что в выписках из ЕГРН о спорном земельном участке план (чертеж, схема) земельного участка отсутствует, что свидетельствует о том, что границы земельного участка в ЕГРН не актуализированы в соответствии с решением Благовещенского городского суда от 22.08.2022 года, межевым планом от 25.10.2021 года, выполненным кадастровым инженером АО «СЗ» Амурстрой» ЭА, сведения об основных характеристиках земельного участка в ЕГРН представлены не в полном объёме, чем нарушаются права административных истцов на распоряжение спорным земельным участком.

Ссылки стороны административного ответчика на то, что в ФГИС ЕГРН на этапе восстановления границ земельных участков возникла системная (программная) ошибка резервирования записей, что не связано с действиями государственного регистратора, поскольку последним неоднократно предпринимались действия по восстановлению границ в сведениях ЕГРН, но функционал ФГИС ЕГРН не позволил внести корректировки, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Положение о федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости утверждается Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2023 N 683 утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости и о внесении изменения в пункт 3 Правил информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с иными государственными или муниципальными информационными системами".

В соответствии с п. 2 указанного Постановления Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - система) и обеспечивает информационную безопасность системы.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 3 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). При этом к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Анализ указанных взаимоположений свидетельствует о том, что исправление технических ошибок при ведении ЕГРН, в том числе связанных с работой ФГИС Единого государственного реестра недвижимости находится в компетенции органа регистрации прав.

Принимая во внимание, что сведения о местоположении земельного участка с момента обращения администрации г. Благовещенска Амурской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в сведениях о границах и площади земельного участка (26.10.2022 года) до настоящего времени в ЕГРН не внесены, указанное свидетельствует о бездействии органа регистрации прав, в связи с чем требования административного искового заявления являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы стороны административного ответчика о том, что сложившаяся ситуация может быть разрешена только после устранения системной проблемы, в том числе после обновления программного продукта ФГИС ЕГРН Росреестром совместно с разработчиком данного программного комплекса, не имеют правового значения, поскольку относятся к вопросу о способе исполнения решения суда.

В качестве способа восстановления нарушенного права, с учетом длительности невнесения сведений о местоположении земельного участка в ЕГРН, суд полагает необходимым возложить обязанность на Управление Росреестра по Амурской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу исправить техническую ошибку резервирования записей, допущенную при осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях ЕГРН об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.

Принимая во внимание, что ВВ при подаче административного искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, а также учитывая, что административные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в соответствие с ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу ВВ с администрации г. Благовещенска подлежит взысканию сумма государственной пошлины- 300 рублей.

руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ВВ, ЕБ, ВВ к Управлению Росреестра по Амурской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Росреестра по Амурской области по исправлению технической ошибки резервирования записей, допущенной при осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений ЕГРН об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *** (заявка № КУВД-001/2022-47805503 от 26.10.2022 года).

Возложить обязанность на Управление Росреестра по Амурской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу исправить техническую ошибку резервирования записей, допущенную при осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях ЕГРН об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***.

Взыскать с Управления Росреестра по Амурской области в пользу ВВ судебные издержки в виде оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.С. Астафьева

Решение в окончательной форме изготовлено 02 августа 2023 года