Дело № 2а-5624/2023
УИД 12RS0003-02-2023-005655-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 19 декабря 2023 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Митьковой М.В.,
при секретаре Иванове Г.А.,
с участием представителя административного истца Л.Т.А., представителя административного ответчика К.А.Н., представителя административного соответчика Е.Н.А., заинтересованного лица М.С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Моргуновой Зинаиды Леонидовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, филиалу публичной правовой компании «Роскадастр» по Республике Марий Эл, государственному регистратору М.Н.Н. о признании незаконными решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, уведомления об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, действий по исправлению реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений просила признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 21 марта 2023 года о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 22 июня 2023 года об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл по исправлению реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер>.
В обоснование заявленных требований с учетом дополнений указала, что является кадастровым инженером, выполнявшим кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенным по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, <адрес>, <адрес>. 21 марта 2023 года в отношении данного земельного участка Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ вынесено решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН. Как указано в решении, наличие реестровой ошибки обусловлено тем, что границы земельного участка с кадастровым номером <номер> пересекают границы земельного участка с кадастровым номером <номер> Полагает решение незаконным, поскольку оно не содержит конкретные обоснования ошибочности (неточности) сведений в едином реестре, по результатам исправления реестровой ошибки сведения в ЕГРН в части площади и значений координат не изменятся, но изменится точность определения координат т. 6 с «0,01м» на «1м», что является ухудшением сведений ЕГРН, чем будут нарушены ее права как кадастрового инженера. Также в отношении кадастрового инженера будет зафиксировано возникновение реестровой ошибки по вине кадастрового инженера, что может повлечь ее исключение из СРО кадастровых инженеров. Управлением Росреестра по РМЭ не принято во внимание, что при подготовке отчета использованы ортофотопланы, выполненные в 2009 году, требующие обновления, определение местоположения смежной границы произведено с использованием ортофотопланов, на которых граница не обозначена какими-либо объектами искусственного происхождения, схема оформлена вне масштаба.
Определением суда к участию в деле привлечена в качестве административного соответчика государственный регистратор М.Н.Н.
В судебное заседание административный истец Моргунова З.Л. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом согласно телефонограмме, обеспечила свое участие явкой представителя.
Представитель административного истца на основании ордера Л.Т.А. в судебном заседании заявленные требования с учетом дополнений поддержала по доводам, изложенным выше, указав, что срок на обращение в суд административным истцом не пропущен, о нарушении стало известно 14 июня 2023 года, ранее в отношении обоих земельных участков проводилась проверка границ, изначально не было установлено нарушений границ.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл по доверенности К.А.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на административный иск и дополнениях к нему, указав, что административным истцом не доказан факт нарушения ее прав, также ею пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями, координаты загружались в программу в механическом автоматическом режиме, а не вручную.
Представитель административного соответчика филиала публичной правовой компании «Роскадастр» по Республике Марий Эл по доверенности Е.Н.А. в судебном заседании с заявленными требованиями с учетом уточнений не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве на административный иск.
Административный соответчик государственный регистратор Управления Росреестра по РМЭ М.Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо М.С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что принадлежащий ему земельный участок был поставлен на кадастровый учет в результате соглашения о перераспределении земель в 2021 году, на тот момент пересечения смежных границ не было, ортофотоплан специалистом был использован формально, среднеквадратическая погрешность не была рассчитана.
Заинтересованные лица СРО Союз «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров», Д.А.Д. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От СРО Союз «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров» поступил отзыв на административное исковое заявление и дополнения к нему, согласно которым полагают требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, пояснения специалиста, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащегося (дела – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Из смысла приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
Судом установлено, что земельный участок, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2500 кв.м., кадастровый номер <номер>, расположенный по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, <адрес>, уч. 6 поставлен на государственный кaдастpовый учет 20 октября 2021 года, границы в соответствии c действующим законодательством установлены, принадлежит на праве собственности Моргyнову С.А. на основании соглашения o перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности от 03 ноября 2021 года, договора купли-продажи земельного участка <номер> от 02 декабря 2010 года, соглашения o распределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности от 28 октября 2019 года, номер записи регистрации <номер>-12/146/2021-1 от 11 ноября 2021 года.
Земельный участок, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадь 1835 кв.м., кадастровый <номер>, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, д<адрес>, <адрес>, участок 4 поставлен на государственный кадастрoвый учет 29 декабря 2009 года, границы в соответствии c действующим законодательством установлены, принадлежит на праве собственности Д.А.Д.y А.Д. на основании договора купли-продажи от 28 мая 2020 года, номер записи регистрации <номер> 03 июня 2020 года.
Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <номер> включены в ГКН на основании межевого плана, подготовленного 15 октября 2021 года кадастровым инженером ООО «Кадастровый инженер» ФИО3
21 марта 2023 года Управлением Росреестра по РМЭ вынесено решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного пo адресу: <адрес> Эл, <адрес>, <адрес>, <адрес>, уч. 6.
22 июня 2023 года Управлением Росреестра по РМЭ направлено в адрес правообладателя данного земельного участка М.С.А. уведомление об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении данного земельного участка, содержащего исправления в сведениях о характерных точках границ земельного участка.
Ссылаясь на то, что решение о необходимости устранения реестровой ошибки, уведомление об исправлении реестровой ошибки, а также действия по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН являются незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, кадастровый инженер Моргунова З.Л. обратилась в суд с рассматриваемым административным иском.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес. Тем самым предъявление в суд требования ставит своей целью восстановление нарушенного или оспоренного права. При этом избранный заявителем способ защиты должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
По смыслу части 6 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.
По истечении трех месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН не более чем на пять процентов (часть 7 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с частью 8 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Росреестра от 01 июня 2021 года № П/0241 установлен порядок изменения в ЕГРН сведений o местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки (далее — Порядок).
Согласно п. 6, 8 Порядка при выявлении органом регистрации прав реестровой ошибки в сведениях ЕГРН o границах земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, указанной в части 6 статьи 61 Федерального закона, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ мyниципaльныx образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств c границами земельного участка, должностное лицо органа регистрации прав, выявившее такую ошибку, готовит письмо-поручение об определении местоположения границ земельного(ых) yчастка(ов), границ (частей границ) муниципального образования, населенного пункта, территориальной(ых) зоны (зон), лесничества в целях исправления соответствующей реестровой ошибки в порядке и при соблюдении условий, установленных частями 9 - 17 статьи 34 или частями 6.1, 7 и 7.1 статьи б1 Федерального закона.
На основании письма-поручения подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в соответствии c частью 7.3 статьи Федерального закона определяет координаты характерных точек границ и площадь земельных участков, в описании границ которых органом регистрации прав выявлена реестровая ошибка, a также координаты характерных точек границ смежных и (или) смежных c ними земельных участков, в том числе не указанных в письме-поручении, координаты характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, координаты характерных точек границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в том числе не указанных в письме-поручении, c целью обеспечения исправления реестровых ошибок, выявленных органом регистрации прав.
На территории Республики Марий Эл таким учреждением является Филиал ППК «Роскадастр» по Республике Марий Эл.
Из материалов дела следует, что 03 марта 2023 года государственным регистратором Управления Росреестра по РМЭ выявлена реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о границах земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>
В связи с этим на основании пункта 6 Порядка Управлением Росреестра по РМЭ в Филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Марий Эл направлено письмо-поручение об определении координат характерных точек границ земельных участков с описанием реестровой ошибки, которая состоит в пересечении границ земельного участка с кадастровым номером <номер> с границами земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Согласно п. 13 Порядка основанием для подготовки решения являются Отчет, заключение или межевой план, указанного в абз. 2 п. б Порядка.
B соответствии c п. 8 Порядка Филиал определяет координаты характерных точек границ и площадь земельных участков, в описании границ которых органом регистрации прав выявлена реестровая ошибка, a также координаты характерных точек границ смежных и (или) смежных c ними земельных участков, в том числе не указанных в письме-поручении, координаты характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, координаты характерных точек границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пyнктов, территориальных зон, лесничеств, в том числе не указанных в письме-поручении, c целью обеспечения исправления реестровых ошибок, выявленных органом регистрации прав.
16 марта 2023 года от Филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Марий Эл в Управление Росреестра по РМЭ поступил отчет o результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пyнктов, территориальных зон, лесничеств. К названному отчету приложена схема расположения границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер> до исправления реестровой ошибки и схема расположения границ, которая должна быть после исправления реестровой ошибки. В отчете уточнена координата точки с номером 6 границы земельного участка с кадастровым номером <номер>. При этом значение координат пересечения принадлежащего М.С.А. земельного участка с кадастровым номером <номер> со смежным земельным участком с кадастровым номером <номер> в точке 6 содержащиеся в ЕГРН составило 1246553,8, а установленные в целях определения погрешности 1246553,795.
В соответствии с пунктом 13 Порядка на основании указанного отчета 21 марта 2023 года Управлением Росреестра по РМЭ принято решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер> в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером <номер> пересекают границы земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Указанное решение направлено собственнику спорного земельного участка – М.С.А., ему предложено обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением документов, подтверждающих полномочия заявителя, и межевого плана.
В связи с обращением кадастрового инженера, 03 апреля 2023 года СРО Союз «Кадастровые инженеры» направило в адрес Управления Росреестра по РМЭ письмо о несогласии с принятым решением от 21 марта 2023 года, утверждая об отсутствии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении местоположения границ спорного земельного участка.
В ответе от 28 апреля 2023 года Управление Росреестра по РМЭ указано, что поступление в орган регистрации прав возражений на решение о необходимости устранения реестровой ошибки не является основанием для приостановления или прекращения процедуры, предусмотренной ст. 61 Закона № 218-ФЗ.
<дата> (по истечении трех месяцев со дня направления М.С.А. решения от 21 марта 2023 года о необходимости устранения реестровой ошибки), Управление Росреестра по РМЭ осуществило исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, о чем уведомило М.С.А.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (пункты 1, 4, 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года № 457). При этом Управление Росреестра по Республике Марий Эл является территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Марий Эл.
Следовательно, оспариваемые решения, уведомление и действия, связанные с исправлением реестровой ошибки и внесением изменений в ЕГРН, совершены уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Судом установлено, что сам по себе порядок исправления выявленной реестровой ошибки, которая состоит в пересечении границ земельного участка с кадастровым номером <номер> с границами земельного участка с кадастровым номером 12:14:0802001:147, Управлением Росреестра по РМЭ не нарушен.
Материалами дела подтверждается, что от М.С.А. в трехмесячный срок с момента направления Управлением решения о необходимости устранения реестровой ошибки в орган, осуществляющий публичные полномочия, не поступили документы, на основании которых обеспечивается ее устранение (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана).
Как следует из материалов дела, исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер> не повлекло прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на него, равно как и повлекло изменение площади земельного участка, в силу чего оснований для исправления реестровой ошибки в рассматриваемом случае Управлением Росреестра РМЭ в судебном порядке не имелось, ссылки ФИО3 в указанной части подлежат отклонению.
Доводы административного истца, сведенные к мнению заявителя об отсутствии реестровой ошибки в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, с учетом фактических обстоятельств, с учетом анализа и оценки доказательств, представленных в материалы дела, и применительно к части 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, предусматривающей признаки реестровой ошибки, несостоятельны.
Так, изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ спорного земельного участка осуществлено органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, а также отчета o результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пyнктов, территориальных зон, лесничеств.
При этом само по себе оспаривание заявителем отчета об определении координат характерных точек границ земельных участков с описанием реестровой ошибки, которая состоит в пересечении границ земельного участка с кадастровым номером не предусмотрено нормами статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости в качестве основания для приостановления, прекращения процедуры исправления реестровой ошибки или ее осуществления в судебном порядке, оснований делать вывод о недопустимости представленного доказательства, равно как и принятия в качестве самостоятельного требования к производству суда, у суда не имеется.
Отчет, подготовленный филиалом ППК «Роскадастр» по РМЭ, не является документом, который может быть оспорен как решение либо действие (бездействие), поскольку не является основанием для исправления реестровой ошибки и не указывает на необходимость совершения каких-либо действий на его основании.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста инженер Ч.Е.П. пояснила, что при определении координат характерных точек спорного земельного участка ею использовались ортофотопланы 2020 года, представленные в электронном виде, ею было учтено, какой земельный участок был поставлен на кадастровый учет раньше, использован картографический метод, схема отображена вне масштаба в силу использования программы, в результате перемещения узловой точки пересечение было устранено, что и было отражено в отчете.
Оснований не доверять пояснениям данного специалиста у суда не имеется, поскольку они согласуются с представленными в материалы дела копиями реестрового дела, электронными файлами.
Суд принимает во внимание письменные пояснения Филиала ППК «Роскадастр» по РМЭ о том, что при подготовке отчета были использованы цифровые ортофотопланы д. Уржумка, взятые в Федеральном фонде пространственных данных в масштабе 1:2000, при определении координат земельного участка с кадастровым номером <номер> использовался готовый картографический материал (ортофотопланы), требования к указанию масштаба в схеме, прилагаемой к отчету, не установлены, специалист филиала при определении координат использовал программный комплекс Mapinfo Pro, в связи с чем и было подтверждено наложение, отображенное на схеме, определение координат выполнено с использованием картографического метода путем перемещения точки к границе земельного участка с кадастровым номером <номер> и в целях устранения наложения границ координаты точки 6 определены как 1246553,795.
Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <номер> внесены при постановке данного земельного участка на кадастровый учет 20 октября 2021 года, на основании межевого плана. Граница данного земельного участка является смежной с границами земельного участка с кадастровым номером 12:14:0802001:147, сведения о границах которого внесены 29 декабря 2009 года на основании межевого плана, при определении координат характерных точек границ данного земельного участка использован метод спутниковых геодезических измерений, что предполагает обязанность регистрирующего органа привести в соответствие сведения реестра в отношении земельного участка, который был поставлен на кадастровый учет позже (в данном случае с номером <номер>), поэтому ссылки на неправомерную привязку границ к границам земельного участка с кадастровым номером <номер> подлежат отклонению.
Суд также отклоняет доводы административного истца и заинтересованных лиц о допущенных нарушениях при составлении отчета в части масштаба и к точности и методам определения координат по следующим основаниям.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка при подготовке межeвого плана установлены приказом Pосреестpа от 23 октября 2020 года <номер> П10393.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков при исправлении органом регистрации прав реестровой ошибки установлены приказом Pосреестpа от 01 июня 2021 года № П/0241.
В соответствии с пунктом 3 Требований № П/0241 величина фактической среднеквадратической погрешности определения координат характерной точки (точность определения координат характерных точек) в случае применения картометрического или фотограмметрического метода определения координат не должна превышать значения средней квадратической погрешности определения координат характерных точек границ земельных участков, а именно: для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов - 1 метр.
При определении координат характерных для исправления реестровых ошибок за значение средней квадратической погрешности принимается и указывается в Отчете 1 метр.
По вопросу выявления пересечения границ земельных участков в пределах средней квадратической погрешности следует исходить из того, что действующим законодательством не предусмотрено понятие «пересечение границы земельного участка c границами иных земельных участков», в связи с чем любое пересечение границ земельных участков независимо от средней квадратической погрешности является реестровой ошибкой.
Таким образом, отчет подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона № 218-ФЗ и приказа Росреестра от 01 июня 2021 года № П/0241.
Принимая во внимание, что самостоятельных требований, принятых судом в установленном порядке к производству суда, к филиалу публичной правовой компании «Роскадастр» по Республике Марий Эл, административное исковое заявление не содержит, а требования административного истца о признании незаконными решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, уведомления об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, действий по исправлению реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости вытекают из осуществления публичных полномочий Управлением Росреестра по РМЭ, требования ФИО3 к Филиалу ППК «Роскадастр» по Республике Марий Эл удовлетворению не подлежат.
Таким образом, орган регистрации прав, обнаружив реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о местоположении границ вышеуказанного земельного участка, выразившуюся в пересечении границ земельного участка с кадастровым номером <номер> с границами земельного участка 12:14:0802001:147, в пределах своих полномочиях, предусмотренных частью 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, вынес решение о необходимости устранения реестровой ошибки, оснований для признания его незаконным у суда не имеется.
Вопреки доводам административного истца, оспариваемое решение содержит описание ошибки с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в ЕГРН сведений как ошибочных, а также необходимые сведения (схема).
В силу п. 15 Порядка орган регистрации прав по истечении срока, указанного в абзаце пятом пункта 14 Порядка, в случае непредставления заявителем документов, необходимых для исправления указанной в части 6 статьи 61 Федерального закона реестровой ошибки, на основании Отчета или межевого плана, указанного в абзаце втором пункта 6 Порядка, в котором содержатся предусмотренные Требованиями результаты необходимых измерений и вычислений в отношении описания местоположения границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств со значениями координат характерных точек указанных границ, вносит в ЕГРН сведения о местоположении границ (частей границ) и площади земельных участков и их частей, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, о местоположении границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, обеспечивающие исправление указанной реестровой ошибки, предусмотренной частью 6 статьи 61 Федерального закона.
Действия административного ответчика Управления Росреестра по РМЭ по исправлению реестровой ошибки соответствовали установленному Порядку изменения в ЕГРН сведений o местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в силу чего оснований делать вывод о незаконности оспариваемого уведомления и действий по исправлению реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости суд также не усматривает.
Заявитель утверждает, что исправление реестровой ошибки нарушает ее права как кадастрового инженера и может повлечь исключение ее из реестра кадастровых инженеров.
В силу ч. 15 ст. 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер исключается из саморегулируемой организации кадастровых инженеров в случае принятия за последние три года деятельности кадастрового инженера органом регистрации прав десяти и более решений о необходимости устранения воспроизведенных в Едином государственном реестре недвижимости ошибок, содержащихся в межевом плане, техническом плане или карте-плане территории и связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства
Административным истцом в нарушение ст. 62 КАС РФ, не доказано, что оспариваемые ею решение, уведомление и действия привели к реальному нарушению ее прав, свобод и законных интересов, либо на нее возложены какие-либо обязанности, возникли неблагоприятные последствия, с учетом фактически установленных обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, сведения в отношении кадастрового инженера Моргуновой З.Л. в адрес СРО Союз «Кадастровые инженеры», равно как и уведомления и решения Управлением Росреестра по РМЭ не направлялись, о чем было указано в ответе Управления Росреестра по РМЭ в адрес Филиала Роскадастра от 26 мая 2023 года при непосредственном обращении СРО с жалобами со ссылкой на то, что выявленное пересечение границ земельных участков находится в пределах средней квадратической погрешности, так и непосредственно в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, площадь земельного участка с кадастровым номером <номер> после изменения сведений о местоположении его границ в связи с исправлением реестровой ошибки не отличается от площади земельного участка, сведения о которой содержались в ЕГРН до исправления.
Судом также не выявлено наличие спора о правах на земельный участок с кадастровым номером <номер>, в связи с чем исправление реестровой ошибки не причинило вред и не нарушило законные интересы правообладателя или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН.
Таким образом, заявителем не названы с достаточной степенью достоверности конкретный вид и содержание субъективного права, нарушенного вследствие совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, действий по устранению реестровой ошибки.
Таким образом, обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что должностными лицами Управления Росреестра по РМЭ нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, либо возложены дополнительные ограничения, не установлено, требований по направлению в адрес кадастрового инженера решений и уведомлений о необходимости устранения реестровой ошибки законодательство не содержит.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии совокупности предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ условий для удовлетворения административного иска об оспаривании решений и действий должностного лица, регистрирующего органа, поскольку нарушение Закона о государственной регистрации недвижимости, а также прав и законных интересов истца не допущено.
Отсутствие доказательств ограничения прав заявителя и необходимости их восстановления признается судом самостоятельным основанием для отклонения заявленного требования.
Оценивая применительно к данным нормам собранные по делу доказательства в их совокупности и установленные на их основе обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что решение от 21 марта 2023 года о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, уведомление от 22 июня 2023 года об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, действия по исправлению реестровой ошибки, вынесены и произведены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Марий Эл в соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в установленном законом порядке в пределах предоставленной законом компетенции, в соответствии с требованиями закона и в установленный срок, являются законными и обоснованными, не нарушают права и свободы административного истца, в силу чего требования Моргуновой З.Л. удовлетворению не подлежат.
Доводы административных ответчиков о пропуске административным истцом срока на обращение в суд подлежат отклонению, поскольку установлено, что оспариваемые решение и уведомление в адрес кадастрового инженера не направлялось.
С настоящим административным исковым заявлением в суд истец обратилась 13 сентября 2023 года, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока с даты, когда ей стало известно о нарушенном праве – 14 июня 2023 года, в связи с чем срок подачи административного искового заявления Моргуновой З.Л. не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Моргуновой Зинаиды Леонидовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, филиалу публичной правовой компании «Роскадастр» по Республике Марий Эл, государственному регистратору М.Н.Н. о признании незаконными решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, уведомления об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, действий по исправлению реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.В. Митькова
Мотивированное решение
составлено 27.12.2023 года.