ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5629/2021 от 19.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

УИД -----

Дело -----

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дата года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Савельевой В.В.

при секретаре судебного заседания Кузнецовой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Чебоксарской городской общественной организации водного туризма и отдыха «Лагуна» о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республики обратилось в суд с административным исковым заявлением к Чебоксарской городской общественной организации водного туризма и отдыха «Лагуна» о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административное исковое заявление мотивировано следующим. В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о государственной регистрации дата Чебоксарской городской общественной организации водного туризма и отдыха «Лагуна» (далее по тексту также Организация), ОГРН -----. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республики в рамках представленных полномочий в ходе контрольных мероприятий установлено, что на общем собрании Организации дата. принято решение о ликвидации, назначена ликвидационная комиссияв составе учредителей: Петров А.Н.– председатель ликвидационной комиссии, Ефимов Ю.В. и Бубнов А.А.- члены ликвидационной комиссии. Однако, по настоящее время ликвидация не завершена и Организация не исключена из ЕГРЮЛ. Таким образом, в результате бездействия ликвидационной комиссии, Организация, фактически находящаяся в стадии ликвидации с дата г., до сих пор сохраняет правоспособность юридического лица. Кроме того, установлены факты нарушений Организацией действующего законодательства Российской Федерации в части неисполнение обязанности по ежегодной отчетности перед органами юстиции. Ссылаясь на Федеральный закон «Об общественных объединениях», нормы Гражданского кодексаРФ, регулирующие спорные отношения, административный истец заявляет вышеуказанные требования.

Представители административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республики, административного ответчика Чебоксарской городской общественной организации водного туризма и отдыха «Лагуна» извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явились, о причинах не явки не сообщали.

Представитель заинтересованные лица председатель ликвидационной комиссии Чебоксарской городской общественной организации водного туризма и отдыха «Лагуна» Петров А.Н., Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание также не явились.

Изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п.9 ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.21 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Указом Президента Российской Федерации от дата----- утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно п. 1 которого Министерство юстиции России в лице его территориальных подразделений является органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от дата----- утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с п.12 указанного Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра. Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации (ее структурного подразделения) из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.

Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.

В п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата----- "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами" разъяснено о том, что в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (п. 5 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о государственной регистрации Чебоксарской городской общественной организации водного тризма и отдыха «Лагуна» с дата., ОГРН -----. Устав Организации был утвержден решением общего собрания учредителей дата. Учредителями Организации являются физические лица: Петров Александр Николаевич, Ефимов Юрий Витальевич, Бубнов Александр Анатольевич.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее –Управление) осуществляет функции по контролю за деятельностью общественных объединений, что предусмотрено статьей 38 Федерального закона от дата № 82-ФЗ "Об общественных объединениях (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ). В ходе контрольных мероприятий установлено, что на общем собрании Организации дата принято решение о ликвидации, назначена ликвидационная комиссия (Петров Александр Николаевич - председатель ликвидационной комиссии, Ефимов Юрий Витальевич - член ликвидационной комиссии, Бубнов Александр Анатольевич - член ликвидационной комиссии) и в Управление дата было представлено уведомление о ликвидации юридического лица. Запись о принятии решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии внесена в ЕГРЮЛ дата. В «Вестник государственной регистрации» запись о предстоящей ликвидации внесена дата.

Таким образом, начата предусмотренная законодательством процедура ликвидации юридического лица, однако она на сегодняшний день не завершена, Организация не исключена из ЕГРЮЛ. В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Согласно статье 21 Федерального закона дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. В результате бездействия ликвидационной комиссии Организации сведения о юридическом лице продолжают содержаться в ЕГРЮЛ и в ведомственном реестре некоммерческих организаций, ведение которого осуществляет Управление. Таким образом, Организация, фактически находящаяся в стадии ликвидации с 2017 года, до сих пор сохраняет правоспособность юридического лица. В частности, сохраняется обязанность по предоставлению ежегодной отчетности, что предусмотрено статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ, согласно которой общественные организации обязаны ежегодно информировать Управление об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, представлять сообщение о продолжении деятельности.

Формы предоставления указанных документов утверждены приказом Минюста России от дата----- «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Сроки представления указанных документов утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от дата----- "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности", согласно которому общественные объединения должны представлять в Управление документы по форме ОНОООЗ ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. В соответствии с приказом Минюста России от дата----- «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от дата----- "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности" срок представления отчетности по форме ОНОООЗ за 2020 год был продлен до дата.

В нарушение указанной нормы законодательства Организация не представила отчетность к установленному сроку. Аналогичное нарушение было допущено Организацией в дата году, не был представлен отчет за дата год. Какие-либо сведения об осуществлении организацией уставной деятельности отсутствуют. Сообщения о продолжении деятельности Организация в рамках отчетной кампании, начиная с дата года, в Управление не представляла.

Управлением в адрес Организации было направлено уведомление от дата----- о необходимости прохождения процедуры ликвидации и подачи соответствующего пакета документов на государственную регистрацию. Указанное письмо было направлено по юридическому адресу Организации (адрес) и по месту жительства председателя ликвидационной комиссии (адрес, Чувашская Республика). Корреспонденция по указанным адресам с учетом требований ст. 165.1 ГК РФ считается доставленной надлежащим образом.

Однако, до настоящего времени ликвидационные мероприятия так и не завершены, промежуточный и окончательный ликвидационные балансы не составлены, документы на государственную регистрацию ликвидации в Управление не представлены

Кроме того, в Управление дата за вх. ----- поступило заявление Председателя ликвидационной комиссии Петрова А.Н. об оказании содействия в прекращении деятельности Организации в судебном порядке в связи с отсутствием членов ликвидационной комиссии и имущества.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ указанные нарушения являются основанием для обращении в суд с заявлением о признании данною объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического дина и об исключении его из ЕГРЮЛ.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридическою лила независимо от основании, по которым принял" решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридическою лица действия по ликвидации юридическою лица. При недостаточности имущества юридическою лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет. Учредители (участники) юридическою лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 62 ГК РФ при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда.

При этом необходимость совершить действия, предусмотренные статьями 62-64 I К РФ, связанные с ликвидацией юридического лица, при отсутствии обязанности суда по назначению порядка ликвидации некоммерческой организации не может являться основанием для отказа в удовлетворении требования об исключении сведений о ней из ЕГР10Л при наличии к тому предусмотрннньк законом оснований (см. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от дата-----).

Учитывая вышеизложенное, а также учитывая, что в судебном заседании установлено, материалами дела подтверждается, что ответчиком не исполнялась на протяжении длительного периода времени обязанность, установленная ст.29 ФЗ "Об общественных объединениях", что дает основание для признания ответчика прекратившим свою деятельность и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Чебоксарскую городскую общественную организацию туризма и отдыха «Лагуна» (ОГРН -----) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд адрес Республики.

Мотивированное решение суда составлено: 25.01.2022г.

Судья .В.В.Савельева

Решение09.02.2022