ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-562/19 от 04.02.2019 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-562/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Абакан 04 февраля 2019 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Наумовой Ж.Я.,

при секретаре Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия к Емельяновой Р.И. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Емельяновой Р.И. о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя требования тем, что административный ответчик Емельянова Р.И. (ИНН ) является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налога. Административный ответчик имеет задолженность по уплате земельного налога в размере 168,02 руб., пени в размере 26,85 руб., задолженность по транспортному налогу в размере 5 000 руб., пени в размере 406,73 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 116,81 руб., пени в размере 24,17 руб. По истечению срока уплаты земельного, транспортного налога и налога на имущество физических лиц Инспекцией были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ со сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако требования должником в добровольном порядке исполнены не были. Просили взыскать с административного ответчика в доход соответствующего бюджета задолженность по земельному налогу в размере 168,02 руб., задолженность по пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 26,85 руб., задолженность по транспортному налогу в размере 5 000 руб., задолженность по пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 406,73 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 116,81 руб., задолженность по пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 24,17 руб. Ходатайствовали о восстановлении срока для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением.

В судебное заседание представитель административного истца по доверенности Борисенко А.С. не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о судебном заседании, до рассмотрения дела по существу заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административный ответчик Емельянова Р.И. в судебное заседание не явилась, судом предприняты все исчерпывающие меры по ее извещению: судебные извещения, направленные по месту ее регистрации, вернулись в суд с отметкой «истек срок хранения». По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), при таких обстоятельствах административный ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

Руководствуясь ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, явка которых обязательной не признана.

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п. 1 приказа Минфина России от 17.07.2014 N 61н "Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. К полномочиям Инспекции согласно п. 6.14 данного приказа отнесено взыскание в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам и сборам, предъявляет в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения.

Следовательно, Инспекция обладает полномочиями по обращению в суд с указанными требованиями.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Так, согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

П. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как видно из материалов дела Емельянова Р.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц, а также транспортного и земельного налогов.

В адрес Емельяновой Р.И. Инспекцией было направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об оплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2012 год в размере 38,81 руб., пени в размере 7,68 руб., недоимки по земельному налогу за 2012 год в размере 82,02 руб., пени в размере 0,83 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Направление данного требования подтверждается скриншотом налоговой базы.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Емельяновой Р.И. Инспекцией было направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об оплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 78 руб., пени в размере 16,49 руб., недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 5 000 руб., пени в размере 406,73 руб., недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 86 руб., пени в размере 26,02 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Направление данного требования подтверждается списком от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеприведенных норм, срок обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ. С административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом на административном исковом заявлении, то есть с пропуском, предусмотренного законом срока для такого обращения.

При этом Инспекция обратилась к суду с ходатайством о восстановлении срока для обращения в суд, ссылаясь на ст. ст. 46, 47 Конституции РФ, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, правовые позиции Европейского Суда по правам человека, указывая на то, что возникает ситуация, в которой недобросовестный налогоплательщик, освобождается от уплаты начисленных налогов и пеней, что в свою очередь предоставляет возможность иным лицам действовать безнаказанно, нарушая законодательство о налогах и сборах. Возникает незаконное обогащение Емельяновой Р.И. за счет бюджетных средств, что может привести к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и нарушению конституционных прав и свобод других лиц.

Суд не находит причины пропуска срока обращения в суд, указанные административным истцом, уважительными. Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям абзаца 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

При этом ссылки Инспекции на положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, правовые позиции Европейского Суда по правам человека суд считает несостоятельными, поскольку, указанные в ходатайстве нормы не распространяются на налоговый орган.

Исходя из изложенного, суд полагает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд с настоящим административным иском к Емельяновой Р.И.

В силу ч. 1 ст. 290 КАС РФ решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что Инспекцией пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, уважительных причин пропуска срока судом не установлено, административному истцу отказано в восстановлении срока обращения в суд с административными исковыми требованиями к Емельяновой Р.И., принимая во внимание положения ч. 5 ст. 180 КАС РФ, суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Инспекции к Емельяновой Р.И. о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия к Емельяновой Р.И. о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд

Председательствующий: Ж.Я. Наумова