Дело № 2а-562/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2020 года с. Починки
Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Дурнин В.В., при секретаре судебного заседания Кашиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Починковского района Нижегородской области к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к Управлению Роскомнадзора по Приволжскому Федеральному округу о признании информации, размещенной на Интернет странице, информацией, распространение которой запрещено,
У с т а н о в и л :
Прокурор Починковского района Нижегородской области обратился в суд с иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к Управлению Роскомнадзора по Приволжскому Федеральному округу, указав, что прокуратурой Починковского района в ходе проверки Интернет-ресурсов при исполнении законодательства в сфере образования и защите прав несовершеннолетних.
В результате проведенной проверки, выявлены сайты: <адрес>, <адрес> на которых размещена информация о продаже ответов на экзамены, проводимые в форме ЕГЭ в 2020 году.
На страницах сайтов размещена информация продаже ответов на экзамены, проводимые в форме ЕГЭ в 2020 году по всем предметам.
Вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием сайта и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст.59 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственная итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, которая проводится государственными экзаменационными комиссиями.
Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой
аттестации по соответствующим образовательным программам различного
уровня и в любых формах определяются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим
Федеральным законом не установлено иное.
Кроме того, в силу ст.70 названного закона прием на обучение по
программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании
результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ).
В соответствии с частью 5 и пунктом 1 части 13 статьи 59 Федерального закона № 273-ФЗ и Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 г. №682, Приказом Минобрнауки России от 07.11.2018 №190/1512 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ), а также Приказом Минобрнауки России от 07.11.2018 №189/1513 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ОГЭ).
В соответствии с ч. 6 ст.60 Федеральный закон № 273-ФЗ, документ об
образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего
уровня: основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном
общем образовании); среднее общее образование (подтверждается аттестатом о
среднем общем образовании).
В соответствии с ч. 7 ст.60 Федерального закона № 273-ФЗ, документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по соответствующему уровню профессионального образования: среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).
Пункт 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ устанавливает запрет на распространение
информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание
национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной
информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или
административная ответственность.
Частью 4 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации.
Размещение на Интернет-сайтах ttps://egekim.pro/ceny.html, https://otvetz.ru/2020_еgе_buy/, https://kimans.online/ceny-egje-2020.html информации противоречит правам и законным интересам граждан, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетних, относительно возможности и допустимости приобретения и использования документов об образовании.
В силу ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами. В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляю гея Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Настоящее заявление подано в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку размещение вышеуказанной информации в общем доступе способствует нарушению установленных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, в том числе несовершеннолетних.
С учетом изложенного, на основании п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 39 КАС РФ прокурор просит суд:
1 Признать информацию, размещенную на интернет-сайтах
<адрес>, <адрес>, <адрес> информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
2. Вступившее в законную силу решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, для включения вышеуказанного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Починковского района Нижегородской области Ведышева А.С., заявленные исковые требования поддержала по доводам и основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежаще извещен, причина не явки не известна.
Представитель ответчика Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежаще извещен, причина не явки не известна.
Кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Починковского районного суда Нижегородской области - http://pochinkovsky.nnov.sudrf.ru.
Заслушав помощника прокуратуры Починковского района Нижегородской области Ведышеву А.С., исследовав письменные доказательства и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 2 Конституции Российской федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Согласно пункту 1 статьи 10 данного Закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации; запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (пункт 6).
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В статье 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Пунктами 13-14 статьи 2 Закона определены понятия сайта в сети «Интернет», которым является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; и понятие страницы сайта в сети «Интернет» (интернет-страницы), которая определяется, как часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Закона, запрещается, в частности, распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 15.1 Закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр), в который включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из положений п.2 ч. 5 ст. 15.1 Закона следует, что основанием для включения в реестр запрещенной информации, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ст.59 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственная итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, которая проводится государственными экзаменационными комиссиями.
Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой
аттестации по соответствующим образовательным программам различного
уровня и в любых формах определяются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим
Федеральным законом не установлено иное.
Кроме того, в силу ст.70 названного закона прием на обучение по
программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании
результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ).
В соответствии с частью 5 и пунктом 1 части 13 статьи 59 Федерального закона № 273-ФЗ и Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 г. №682, Приказом Минобрнауки России от 07.11.2018 №190/1512 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ), а также Приказом Минобрнауки России от 07.11.2018 №189/1513 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ОГЭ).
В соответствии с ч. 6 ст.60 Федеральный закон № 273-ФЗ, документ об
образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего
уровня: основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном
общем образовании); среднее общее образование (подтверждается аттестатом о
среднем общем образовании).
В соответствии с ч. 7 ст.60 Федерального закона № 273-ФЗ, документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по соответствующему уровню профессионального образования: среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).
Пункт 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ устанавливает запрет на распространение
информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание
национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной
информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или
административная ответственность.
Частью 4 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации.
На сайтах в сети «Интернет» с URL-адресом: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находится информация о продаже ответов на экзамены, проводимые в форме ЕГЭ по всем предметам в 2020 году.
Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет – пользователь.
Таким образом, на основании вышеприведенных обстоятельств, размещенная на интернет – страницах на сайтах в сети «Интернет» с URL-адресом: <адрес>, <адрес><адрес>, информация является недопустимой к размещению в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства и является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд находит требования административного истца о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Административный иск прокурора Починковского района Нижегородской области удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайтах в сети «Интернет» с URL- адресом: <адрес><адрес>, <адрес> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (<адрес>) копию вступившего в законную силу решения суда, которое является основанием для включения вышеуказанного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Починковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 18.09.2020 г.
Судья (подпись) В.В. Дурнин
Копия верна.
Судья В.В. Дурнин
Секретарь суда А.С. Ломакина