Дело № 2а-562/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2016 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Пасичник З.В.,
с участием старшего помощника прокурора Гурьевского района Калининградской области Ивановой Е.В.,
при секретаре Сафоновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Гурьевского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Гурьевского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в не разработке и не утверждении схемы не стационарных торговых объектов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Гурьевского района обратился в Гурьевский районный суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Гурьевского городского округа, обосновав его тем, что прокуратурой Гурьевского района проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав субъектов предпринимательской деятельности в торговой сфере.
Проверкой установлены нарушения законодательства, а именно, администрацией Гурьевского городского округа схема размещения не стационарных торговых объектов не утверждалась.
Также проверкой установлено, что правовой акт по указанному вопросу не принимался.
Отсутствие схемы не стационарных торговых объектов создает предпосылки к коррупционным злоупотреблениям в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при размещении торговых объектов.
Просят признать незаконным бездействие администрации Гурьевского городского округа, выразившееся в не разработке и не утверждении семы не стационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа. Обязать администрацию Гурьевского городского округа разработать и утвердить схему не стационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гурьевского района Калининградской области Иванова Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям изложенным выше, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Гурьевского городского округа по доверенности Юдина А.И. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что администрацией Гурьевского городского округа принимаются надлежащие меры по устранению выявленных недостатков.
Заслушав объяснения участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав материалы дела, все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Часть 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калининградской области от 28.05.2010 № 386 утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области.
Пунктами 6, 9, 14, 53, 56, 58, 63, 64, 65, 66 вышеуказанного Порядка разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов осуществляются органами местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, определенными уставами соответствующих муниципальных образований.
Подготовка схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - схем) осуществляется применительно ко всем территориям городских округов, городских и сельских поселений.
Подготовка схем осуществляется на основании результатов инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения.
Решения о подготовке схем размещения нестационарных торговых объектов, а также решения о подготовке предложений о внесении изменений в схемы принимаются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, определенными уставами соответствующих муниципальных образований.
Решение о подготовке схем размещения нестационарных торговых объектов в течение пяти дней со дня принятия направляется в Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области для размещения на официальном сайте Правительства Калининградской области в информационнотелекоммуникационной сети Интернет.
Схема размещения нестационарных торговых объектов до ее утверждения подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Заключение о результатах публичных слушаний по схеме размещения нестационарных торговых объектов подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа, на официальном сайте городского или сельского поселения (при отсутствии - на официальном сайте муниципального района) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Органы местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, определенные уставами соответствующих муниципальных образований, с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний принимают решения об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов или об отклонении схемы размещения нестационарных торговых объектов и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Решение об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов должно содержать сведения о сроке действия схемы размещения нестационарных торговых объектов, который не может быть менее двадцати пяти лет с даты полной реализации схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Утвержденная схема размещения нестационарных торговых объектов подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа, на официальном сайте городского или сельского поселения (при отсутствии - на официальном сайте муниципального района) в информационнотелекоммуникационной сети Интернет.
Судом установлено, что прокуратурой Гурьевского района Калининградской области проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав субъектов предпринимательской деятельности в торговой сфере.
Проверкой установлены нарушения законодательства, а именно, администрацией Гурьевского городского округа схема размещения не стационарных торговых объектов не утверждалась.
Также проверкой установлено, что правовой акт по указанному вопросу не принимался.
В целях упорядочения размещения, установки и эксплуатации не стационарных торговых объектов, создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения городского округа, постановлением администрации Гурьевского городского округа от 31.07.2014 года № 3605 утверждено Положение «О порядке организации и предоставления мест для размещения не стационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа». Уполномоченным органом в сфере организации, предоставления и демонтажа мест размещения не стационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа назначено унитарное предприятие «Гурьевские рынки».
Постановлением №3606 от 31.07.2014 года администрацией Гурьевского городского округа утвержден Административный регламент управления экономического развития администрации Гурьевского городского округа предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на право осуществления торговли вне стационарной розничной сети (не стационарные торговые объекты) на территории Гурьевского городского округа.
Распоряжением администрации Гурьевского городского округа от 22.05.2015 года № 127р, в связи с необходимостью уточнения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа муниципальному унитарному предприятию «Гурьевские рынки» (Новиков А.Л.) было поручено подготовить уточненную схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа (п. 1). Рспоряжение администрации Гурьевского городского округа от 26.03.2014 года №35-р «Об уточнении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа» было отменено.
Согласно сообщению заместителя главы администрации Гурьевского городского округа от 28.10.2016 года № 02-12/16669, схемы не стационарных торговых объектов Гурьевского городского округа не утверждены. Администрацией Гурьевского городского округа принято решение об отмене результатов инвентаризации существующих не стационарных объектов и мест их размещения в связи с выявленными при проведении инвентаризации допущенными нарушениями. В настоящее время разрабатывается нормативно-правовой акт о проведении инвентаризации существующих не стационарных объектов на территории Гурьевского городского округа. После принятия и утверждения результатов инвентаризации, соответствующие документы будут направлены в адрес прокурора Гурьевского района Калининградской области незамедлительно.
Постановлением администрации Гурьевского городского округа от 27.02.2017 года № 787 постановление администрации Гурьевского городского округа от 03.02.2016 года №468 «Об утверждении результатов инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения на территории Гурьевского городского округа» было отменено (п. 1).
Начальнику управления капитального строительства и архитектуры поручено передать директору муниципального унитарного предприятия «Гурьевские рынки» Новикову А.Л. схемы размещения не стационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа (п. 2).
В срок до 01.06.2017 года директору муниципального унитарного предприятия «Гурьевские рынки» Новикову А.Л. необходимо провести инвентаризацию существующих не стационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа; утвердить схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа по результатам инвентаризации (п. 3).
Доводы представителя административного ответчика, о том, что администрацией Гурьевского городского округа предпринимаются все необходимые меры для устранения выявленных нарушений, являются несостоятельными.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время на территории Гурьевского городского округа отсутствуют схемы не стационарных торговых объектов, что не отвечает целям законодательства о государственном регулировании торговой деятельности в обеспечении соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность.
Поскольку администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области не представлено доказательств принятия всех зависящих от нее мер по разработке и утверждению схемы не стационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа, суд приходит к выводу, что факт бездействия администрации установлен.
При этом неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Гурьевского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Гурьевского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившееся в не разработке и не утверждении схемы не станционных торговых объектов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Гурьевского городского округа, выразившееся в не разработке и не утверждении схемы не стационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа.
Обязать администрацию Гурьевского городского округа разработать и утвердить схему не стационарных торговых объектов на территории Гурьевского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционный жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21.04.2017 года.
Судья: Пасичник З.В.